Проект на тему: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".
проект (старшая группа)
Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektdocx.docx | 59.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ КУРЕРЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЕК»
Проект
на тему:
Формирование культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Вахитова Алена Геннадиевна,
воспитатель I квалификационной категории
с. Кутерем, 2017г.
Тема проектной работы: «Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта: педагогический
Продолжительность проекта: январь – март 2017 год
Актуальность темы. Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной.
Гипотеза. Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно - образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Цель: Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.
Задачи:
- Изучить проблемы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ при разработке и реализации перспективно-тематического плана.
- Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Расширить представление старших дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах.
- Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.
Целевая группа: дети и родители старшей группы.
Участники проекта: педагоги старшей группы: Вахитова Алена Геннадиевна, Пасетова Наталия Александровна, учитель – логопед Гареева Светлана Ульфатовна, психолог – Шаймарданова Юлия Евгеньевна, инструктор по физической культуре – Ильтубаева Тамара Григорьевна, музыкальный руководитель – Васина Светлана Михайловна.
Направление: социально – коммуникативное развитие.
Формы реализации проекта: беседы, проблемные ситуации, активизирующее общение, чтение художественной литературы, экскурсии, ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей.
Методы реализации проекта:
Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.
Практические: беседы, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: установление связи с библиотекой. Информирование всех участников о ходе реализации проекта.
Методическое: разработка, составление планов, конспектов, создание предметно-развивающей среды, презентаций, рекомендаций для родителей.
Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.
Материально-техническое: приобретение методических пособий, художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами, канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол.
Ожидаемые результаты проекта
Дети:
- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
- Закрепление культурно-гигиенических правил.
- Знание правил поведения в быту, игре, другой деятельности.
- Умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
- Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
- Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.
Педагоги:
- Повышение эффективности работы по теме.
- Повышение личностно-профессионального уровня.
- Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1 этап. Подготовительный.
Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.
Таблица 1 План работы подготовительного этапа
№/п | Задачи | Содержание | Сроки | Ответственные | Продукт |
1. | Повышение собственной профессиональной компетентности педагогов (воспитателей и специалистов) | - Подбор, изучение методической литературы по литературы по теме. - Изучение передового педагогического опыта. - Тематическое и перспективное планирование занятий (со специалистами). - Подбор диагностического, педагогического инструментария. - Выбор объектов для экскурсии. - Разработка проблемных ситуаций, подборка художественной литературы, дидактических игр, сценарии развлечений и досугов. | Январь – март 2017 года. | Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель инструктор по ФИЗО. | Тематический и перспективный план (приложение 1). |
2. | Выявление знаний детей по данной теме. | Первоначальная диагностика детей (приложение 2). Беседы детьми. | Январь 2017г. | Педагоги, психолог. | Результаты мониторинга |
3. | Определение уровня заинтересован-ности родителей по теме проекта. | - Информация для родителей о проекте «Культура поведения детей старшего дошкольного возраста». - Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. - Определение тематики бесед, консультаций. - Сбор информации по теме. - Оформление стенда «Что такое хорошо? Что такое плохо?». | Январь – март 2017 года. | Педагоги, логопед, психолог. | План совместных мероприятий. Оформление стенда. Анкета для родителей (приложение 3). |
4. | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. | - Подбор литературы. - Изготовление пособий, картотеки (игры со сверстниками). - Тематические альбомы. - Фотоальбомы. - Приобретение дидактических игрушек. | Январь – март 2017 года | Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед. | Оформление уголка «Азбука поведения для воспитанных детей». |
2 этап. Основной.
Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в ДОУ, быту, общественных местах, в общении, в различных видах деятельности.
Планируемая работа по следующим разделам:
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Таблица 2 Компоненты культуры поведения
Культура деятельности | Культура общения | Культурно-гигиенические навыки |
Проявляется в поведении ребенка на НОД, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным НОД, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. | Предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает: - умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции - культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. | Важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. |
Таблица 3
План по формированию культуры поведения дошкольников
Культура общения | Культура деятельности | Культурно - гигиенические навыки. |
Задачи | ||
Способствовать распространению положительного опыта по организации обучения детей культуре общения. | Знакомить с нормами поведения. Обучать первоначальным навыкам совместной деятельности. | Закреплять, отрабатывать культурно - гигиенические навыки. |
Содержание работы | ||
1. Этические беседы «Культурный человек», «О чуткости и внимательности», «В мире царицы Вежливости» 2.Проблемно-ситуативные беседы: «Как правильно приветствовать друг друга?», «Волшебные слова наши верные друзья»; «Правила общения (На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания)» (Приложение № 2); «О хорошем и плохом поведении», составление рассказа из личного опыта «Как я играю с маленьким братом, сестрой». 3. Чтение: рассказ Н. Калинина «Разве так играют?», Н. Носов «Огурцы», А. Барто «Вежливые поступки», «Любочка», «Помощница», В. Осеева «Волшебные слова», стихотворение В. Кудлачева «Важные слова», С. Маршака «Как себя вести» и др. Обсуждение поступков героев. 4. Словесные игры: «Позови ласково», «Волшебный цветок», «Свеча», «Барометр настроения»; 5. Хороводные игры: «Кто у нас хороший?», «Аленький цветочек», «Разноцветный букет»; 6. Утренние ритуалы приветствия 7.Знакомство с пословицами и поговорками 8. Игра «Хорошо – плохо» 9. День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап». | 1.Этические беседы: «О дружбе», «Если с другом вышел в путь», «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки». 2. Ситуативные беседы: «Как нужно играть» «Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам“. 3. Чтение: В. Карасевой «Новый товарищ», И. Туричина «Дружба», С. Маршака «Как себя вести», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Торопливый ножик» 4.Составление сказки о дружбе детей и зверей. 5.Коллективна лепка «Три медведя». 6.Упражнение «Уберём наш группу». 7. Игра «Мои друзья: игрушки, книги – берегу их». | 1.Дидактические игры: «Сервировка стола», «Обед у короля». 2.Дидактические упражнения: «Моя помощница -салфетка», «Кто лучше умеет заправлять постель», «Расскажем малышам, как надо умываться, расчесывать». 3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Я и мама две хозяйки», «Чаепитие у кукол». 4. Беседа «Не хочу быть неряхой», Ситуативные беседы: «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды», «Каждой вещи свое место». 5. Чтение: «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Королевство столовых приборов» Н. Литвинова, «Купание детей» Е. Винокуров, «Глупая история» М. Зощенко, «Все сам» С. Михалкова
|
Работа с родителями.
Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
Таблица 4
План работы с родителями
№/п | Задачи | Содержание | Сроки | Ответственные | Продукт |
1. | Помочь родителям осознать важность формирования у детей культуры поведения. | - Индивидуальные встречи с родителями по вопросам культуры поведения. - Круглый стол «Будьте вежливы». | февраль-март 2017 года. | Педагоги, психолог, учитель-логопед, | Просветительная листовка «10 заповедей родительства». Памятка «Искусство быть родителем». |
2. | Расширить их представление по содержанию культуры поведения дома и в детском саду. | - Организация семейных вечеров, состязаний. - Совместные праздники 23февраля, 8Марта. - Групповые встречи на этикетные темы. | февраль-март 2017 года. | Педагоги, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,инструктор ФИЗО. |
3 этап. Заключительный.
Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.
Таблица 5 План работы заключительного этапа
№/п | Задачи | Содержание | Сроки | Ответственные | Продукт |
1. | Формирование у детей и родителей интереса к теме проекта. | - Повторное анкетирование родителей. - Диагностика детей. | Март 2017 года. | Педагоги, психолог. | Результаты анкетирования. |
2. | Выявление представлений детей после реализации проекта. | Итоговый мониторинг | Март 2017 года. | Воспитатели группы | Результаты мониторинга. |
3. | Проведение итоговых мероприятий с детьми, выявляющими уровень освоения проблемы и отношение к ней. | - Совместная деятельность с детьми «Наши добрые слова». - Игра «День рождения». | Март 2017 года. | Педагоги, психолог, учитель-логопед | Конспекты. |
4. | Трансляция проекта | Выступление на педсовете в ДОУ, на конференциях, семинарах в районе и городе. | Март 2017 года. | Воспитатели группы | Проект |
Риски проекта:
- Нежелание родителей принимать участие в проекте.
- Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.
- Недостаточное количество денежных средств на пополнение развивающей среды.
Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединении в ДОУ.
Перспективы проекта: данный проект является методическим сопровождением в помощь воспитателям по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Ресурсное обеспечение проекта.
№/п | Наименование |
1 | Художественная литература |
2 | Методическая литература |
3 | Демонстрационные плакаты |
4 | Игровой дидактический материал |
5 | Фломастеры, мелки, цветные карандаши |
6 | Цветная бумага (ксероксная) |
7 | Костюмы |
8 | Видеодиски с мультфильмами по теме |
9 | Приглашение кукольного театра |
10 | Привлечение к участию библиотекаря |
11 | Изготовление буклетов |
12 | Размещение информации на сайте ДОУ |
Основные термины: поведения дошкольников, культуры поведения, культуры поведения дошкольников, правила поведения, навыков культурного поведения, поведения дошкольников в рамках, поведения детей, поведения дошкольников в процессе, поведения дошкольников и духовного, культурного поведения дошкольников, воспитания культуры поведения, формированию культуры поведения, основ культуры поведения, поведения детей в различных, Воспитание организованного поведения, отдельные нормы поведения, и красоты в манерах поведения, процессе совместной деятельности, Культура поведения, определенный образец поведения.
Использованная литература:
- Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
- Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули программы ДОУ).
- Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.
- Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона. – Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.
- Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
- Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс «Звезда», 2000 г - 196с.
- Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр», СПБ, 2012 г.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С.Комаровой, М.А.васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-336с.
- Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.
- Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.
- Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.
- Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ Сфера, 2015 г - 96 с.
Приложение 1
Тематический план проблемных ситуаций
№/п | Блоки проблемных ситуаций | Цели | Сроки | Ответственные |
1. | 1 блок 1.1 Тема: «Как вести себя дома» Осуждаемые темы: 1. Всегда следи за порядком в своей комнате. 2. Никогда не ломай мебель. 3. Не гоняй мяч по комнате. 4. Не разбрасывай вокруг острые предметы. | Познакомить детей с правилами поведения дома. | Январь 3 неделя | Педагоги группы |
2. | 1.2 «Как вести себя дома» Осуждаемые темы: 1. Не играй в шумные игры. 2. Не рисуй на обоях. 3. Не включай музыку слишком громко. 4. Не играй со спичками – это опасно! | Январь 4 неделя | Педагоги группы | |
3. | 1.3 «Как вести себя дома» Осуждаемые темы: 1. Сиди за столом спокойно. 2. Не катайся по перилам. 3. Не открывай дверь чужим людям. 4. Не играй и не прыгай в лифте. | Февраль 1 неделя | Педагоги группы | |
4.
| 2 блок 2.1 Тема: «Как вести себя в детском саду». Осуждаемые темы: 1. В детском саду не плачь о маме. 2. Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь. 3. Не прячься от воспитателя 4. Береги игрушки. 5. На прогулке не пачкайся. 6. Старайся выглядеть опрятно. | Познакомить детей с правилами поведения в детском саду. | Февраль 2 неделя | Педагоги группы |
5. | 2.2 «Как вести себя в детском саду». Осуждаемые темы: 1.Перед едой мой руки с мылом. 2. После туалета обязательно мой руки. 3. Умей есть не спеша и аккуратно. 4. Учись пользоваться вилкой и ложкой. 5. Помогай нянечке накрывать на стол. 6. Помогай нянечке убирать посуду со столов. | Февраль 3 неделя | Педагоги группы | |
6. | 2.3 «Как вести себя в детском саду». Осуждаемые темы: 1. Не балуйся за столом. 2. Не обижай никого вокруг. 3. Не дразнись и не обзывайся. 4. Учись ладить с ребятами. 5. Спи во время тихого часа. 6. Сам убирай свою постель. | Февраль 4 неделя | Педагоги группы | |
7. | 3 блок 3.1 Тема: «Как вести себя в гостях» Обсуждаемые темы: 1. Не приходите в гости без приглашения. 2. Не опаздывай к назначенному часу. 3. Приходя, разувайся в коридоре. 4. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали. 5. Выбирай подарок для хозяина, а не для себя. | Познакомить детей с правилами поведения в гостях. | Март 1неделя | Педагоги группы |
8. | 3.2 «Как вести себя в гостях» Обсуждаемые темы: 1. В гостях со всеми познакомься. 2. Перед тем как сесть за стол помой руки. 3. Умей пользоваться столовыми приборами. 4. Не мусори в гостях. 5. Не груби окружающим. | Март 2 неделя | Педагоги группы | |
9. | 3.3 «Как вести себя в гостях» Обсуждаемые темы: 1.Не разбрасывай вещи хозяев. 2. Не трогай телевизор и другую аппаратуру. 3. Не скандаль и не капризничай. 4. Не отвлекай внимание хозяина только на себя. 5. Уходя, поблагодари хозяина. | Март 3 неделя | Педагоги группы |
Приложение 2
- Какие общественные места ты знаешь?
- Какого человека ты назовешь культурным?
- Как необходимо вести себя в детском саду?
- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?
- Как необходимо вести себя в автобусе?
- Как необходимо вести себя на день рождении?
- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?
- Какие правила культурного поведения ты знаешь?
Критерии оценки:
3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;
2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;
1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает
Приложение 3
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей.
1) Обращаете ли вы внимание, как часто использует ваш ребенок вежливые слова?
2) Умеет ли он здороваться и прощаться? (С взрослыми, сверстниками, людьми, которые ему не известны)
3) Как вы считаете, имеет ваш ребенок привычку доводить до конца начатое дело?
4) Проявляет ли ваш ребенок ответственность, за какое либо начатое дело?
5) Сформированы у вашего ребенка самостоятельные культурно-гигиенические навыки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Презентация проекта на тему "Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средством театральной деятельности" Май 2017г
В проекте решаются задачи по формированию творческих способностей у детей....
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Презентация к проекту на тему: "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ".
Ознакомление детей с окружающим миром, посредством изучения тайги....
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к миру природы".
Обобщение опыта работы...
Статья на тему:«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования»
СодержаниеВведение......................................................................................................................3Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...