Проект на тему: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".
проект (старшая группа)

Вахитова Алена Геннадиевна

Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektdocx.docx59.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ КУРЕРЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЕК»

Проект

на тему:

  Формирование культуры поведения

у детей старшего дошкольного возраста

       

Выполнила: Вахитова Алена Геннадиевна,

воспитатель I  квалификационной категории

с. Кутерем, 2017г.

         

        Тема проектной работы: «Формирование культуры поведения  у детей старшего дошкольного возраста»

         Вид проекта: педагогический

         Продолжительность проекта: январь – март 2017 год

         Актуальность темы.  Анализ поведения наших воспитанников показал, что неумение правильно вести себя в обществе, дома создаёт человеку определённую репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает жизни. С детства следует формировать культуру поведения. Поэтому выбранная тема является актуальной.

        Гипотеза. Если мы будем реализовывать проект по выбранной теме, то это позволит повысить воспитательно - образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

         Цель: Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания.

          Задачи: 

  1. Изучить проблемы формирования культуры поведения у детей старшего  дошкольного возраста.
  2. Изучить имеющиеся методики по проблеме культуры поведения и применять их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Способствовать интеграции в работе воспитателей и специалистов ДОУ при разработке и реализации перспективно-тематического плана.
  4. Создать предметно-развивающую среду для проведения элементарной работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  6. Расширить представление старших дошкольников о культуре поведения в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах.
  7. Научить выполнять правила поведения, оценивая свои поступки и поступки сверстников.

        Целевая группа: дети и родители старшей группы.

        Участники проекта: педагоги старшей группы: Вахитова Алена Геннадиевна, Пасетова Наталия Александровна, учитель – логопед Гареева Светлана Ульфатовна, психолог – Шаймарданова Юлия Евгеньевна, инструктор по физической культуре – Ильтубаева Тамара Григорьевна, музыкальный руководитель – Васина Светлана Михайловна.

         Направление: социально – коммуникативное развитие.

         Формы реализации проекта: беседы, проблемные ситуации, активизирующее общение, чтение художественной литературы, экскурсии,  ежедневные прогулки, игра, праздники, работа с семьёй, свободная деятельность детей. 

          Методы реализации проекта:

          Наглядные: мультимедийные презентации, энциклопедии, наборы открыток, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, рисунки детей.                                          

          Словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, рассказ                    воспитателя о различных ситуациях и явлениях социального мира.                            

          Практические:  беседы, игровые  проблемные ситуации, дидактические игры, ситуационные задачи, упражнения с дидактическими материалами, создание альбома о правилах поведения.

          Ресурсное обеспечение проекта:

          Информационное: установление связи с библиотекой. Информирование всех участников о ходе реализации проекта.

         Методическое: разработка, составление планов, конспектов, создание предметно-развивающей среды, презентаций, рекомендаций для родителей.

         Кадровое: привлечение специалистов ДОУ для участия в проекте.

         Материально-техническое: приобретение методических пособий, художественной литературы, дидактических игр, дисков с мультфильмами, канцелярских принадлежностей, посещение театра кукол.

         Ожидаемые результаты проекта

         Дети: 

  • Усвоение детьми этических норм и правил поведения в повседневной жизни.
  • Закрепление культурно-гигиенических правил.
  • Знание правил поведения в быту, игре, другой деятельности.
  • Умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.

          Родители:

  • Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничество с ребёнком в семье.
  • Повышение родительской компетентности по теме «Культура поведения».
  • Активизация участия в жизни группы и образовательной деятельности.

          Педагоги:

  • Повышение эффективности работы по теме.
  • Повышение личностно-профессионального уровня.
  • Интеграция всех специалистов ДОУ в реализации проекта.

         Этапы реализации проекта.

       

          1. Подготовительный.

          2. Основной.

     3. Заключительный.

         1 этап. Подготовительный.

         Цель: довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, родителей, детей, специалистов) темой проекта.

Таблица 1                                                                                                                        План работы подготовительного этапа

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Повышение собственной профессиональной компетентности педагогов (воспитателей и специалистов)

- Подбор, изучение методической литературы по литературы по теме.

- Изучение передового педагогического опыта.

- Тематическое и перспективное планирование занятий (со специалистами).

- Подбор диагностического, педагогического инструментария.

- Выбор объектов для экскурсии.

- Разработка проблемных ситуаций, подборка художественной литературы, дидактических игр, сценарии развлечений и досугов.

Январь – март 2017 года.

Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель инструктор по ФИЗО.

Тематический    и перспективный план (приложение 1).

2.

Выявление знаний детей по данной теме.

Первоначальная диагностика детей (приложение 2). Беседы  детьми.

Январь 2017г.

Педагоги, психолог.

Результаты мониторинга

3.

Определение уровня заинтересован-ности родителей по теме проекта.

- Информация для родителей о проекте «Культура поведения детей старшего дошкольного возраста».                        - Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.             - Определение тематики бесед, консультаций.                 - Сбор информации по теме.                          - Оформление стенда «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Январь – март 2017 года.

Педагоги, логопед, психолог.

План совместных мероприятий.      Оформление стенда.               Анкета для родителей (приложение 3).

 4.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

- Подбор литературы.              - Изготовление пособий, картотеки (игры со сверстниками).                 - Тематические альбомы.                          - Фотоальбомы.             - Приобретение дидактических игрушек.

Январь – март 2017 года

Педагоги, родители, психолог, учитель-логопед.

Оформление уголка «Азбука поведения для воспитанных детей».

         

2 этап. Основной.

                                                                                                                                                                            Цель: формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в ДОУ, быту, общественных местах, в общении, в различных видах деятельности.

          Планируемая работа по следующим разделам: 

В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:

- культура деятельности,

- культура общения,

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

                                                                                                       Таблица 2 Компоненты культуры поведения

Культура          деятельности

    Культура общения

Культурно-гигиенические навыки

Проявляется в поведении ребенка на НОД, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным НОД, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Таблица 3

План по формированию культуры поведения дошкольников

Культура общения

Культура деятельности

Культурно - гигиенические навыки.

Задачи

Способствовать распространению положительного опыта по организации обучения детей культуре общения.

Знакомить с нормами поведения.

Обучать первоначальным навыкам совместной деятельности.

Закреплять, отрабатывать культурно - гигиенические навыки.

Содержание работы

1. Этические беседы «Культурный человек», «О чуткости и внимательности»,

 «В мире царицы Вежливости»

2.Проблемно-ситуативные беседы: «Как правильно приветствовать друг друга?», «Волшебные слова наши верные друзья»;

 «Правила общения (На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания)» (Приложение  № 2);  «О хорошем и плохом поведении»,  составление рассказа из личного опыта «Как я играю с маленьким братом, сестрой».

3. Чтение: рассказ Н. Калинина «Разве так играют?», Н. Носов «Огурцы», А. Барто «Вежливые поступки», «Любочка», «Помощница», В. Осеева «Волшебные слова», стихотворение В. Кудлачева «Важные слова», С. Маршака «Как себя вести» и др.

Обсуждение поступков героев.

4. Словесные игры: «Позови ласково», «Волшебный цветок», «Свеча», «Барометр настроения»;

5. Хороводные игры: «Кто у нас хороший?», «Аленький цветочек», «Разноцветный букет»;

6. Утренние ритуалы приветствия

7.Знакомство с пословицами и поговорками

8. Игра «Хорошо – плохо»

9. День открытых дверей «Ждем в гости наших мам и пап».

1.Этические беседы:

 «О дружбе»,  «Если с другом вышел в путь», «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки».

 2. Ситуативные беседы: «Как нужно играть» «Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам“.

3. Чтение: В. Карасевой «Новый товарищ»,     И. Туричина «Дружба», С. Маршака «Как себя вести», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Торопливый ножик» 

4.Составление сказки о дружбе детей и зверей.

5.Коллективна лепка «Три медведя».

6.Упражнение «Уберём наш группу».

7. Игра «Мои друзья: игрушки, книги – берегу их».

1.Дидактические игры: «Сервировка стола», «Обед у короля».

2.Дидактические упражнения: «Моя помощница -салфетка», «Кто лучше умеет заправлять постель», «Расскажем малышам, как надо умываться, расчесывать».

3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Я и мама две хозяйки», «Чаепитие у кукол».

4. Беседа «Не хочу быть неряхой», Ситуативные беседы: «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды», «Каждой вещи свое место».

5. Чтение: «Мойдодыр», «Федорино горе»                      К. Чуковского, «Королевство столовых приборов»  Н. Литвинова, «Купание детей»                       Е. Винокуров, «Глупая история»   М. Зощенко, «Все сам» С. Михалкова

 

                                                                                                                                     

         Работа с родителями. 

         Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

Таблица 4

План работы с родителями

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Помочь родителям осознать важность формирования у детей культуры поведения.

- Индивидуальные встречи с родителями по вопросам культуры поведения.                       - Круглый стол «Будьте вежливы».                                  

февраль-март      2017 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед,

Просветительная листовка «10 заповедей родительства». Памятка «Искусство быть родителем».

2.

 Расширить их представление по содержанию культуры поведения дома и в детском саду.

- Организация семейных вечеров, состязаний.                                    - Совместные праздники 23февраля, 8Марта.                         - Групповые встречи на этикетные темы.

февраль-март      2017 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед,  музыкальный руководитель,инструктор ФИЗО.

         

          3 этап. Заключительный. 

          Цель: повышение уровня знаний детей, родителей и педагогов.

Таблица 5                                                                                                                     План работы заключительного этапа

№/п

Задачи

Содержание

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Формирование у детей и родителей интереса к теме проекта.

- Повторное анкетирование родителей.                         - Диагностика детей.

Март 2017 года.

Педагоги, психолог.

Результаты анкетирования.

2.

Выявление представлений детей после реализации проекта.

Итоговый мониторинг

Март 2017 года.

Воспитатели группы

Результаты мониторинга.

3.

Проведение итоговых мероприятий с детьми, выявляющими уровень освоения  проблемы и отношение  к ней.

- Совместная деятельность с детьми «Наши добрые слова».                 - Игра «День рождения».

Март 2017 года.

Педагоги, психолог, учитель-логопед

Конспекты.

 4.

Трансляция проекта

Выступление на педсовете в ДОУ, на конференциях, семинарах в районе и  городе.

Март 2017 года.

Воспитатели группы

Проект

          Риски проекта:

  • Нежелание родителей принимать участие в проекте.
  • Низкая посещаемость детей в ДОУ по причине болезни.
  • Недостаточное количество денежных средств на пополнение развивающей среды.

         Трансляция проекта: материалы проекта будут представлены на родительском собрании, на педагогическом совете, на методическом объединении в ДОУ.

          Перспективы проекта: данный проект является методическим сопровождением в помощь воспитателям по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

            Ресурсное обеспечение проекта.

№/п

Наименование

1

Художественная литература

2

Методическая литература

3

Демонстрационные плакаты

4

Игровой дидактический материал

5

Фломастеры, мелки, цветные карандаши

6

Цветная бумага (ксероксная)

7

Костюмы

8

Видеодиски с мультфильмами по теме

9

Приглашение  кукольного  театра

10

Привлечение к участию библиотекаря

11

Изготовление буклетов

12

Размещение информации на сайте ДОУ 

          Основные термины: поведения дошкольников, культуры поведения, культуры поведения дошкольников, правила поведения, навыков культурного поведения, поведения дошкольников в рамках, поведения детей, поведения дошкольников в процессе, поведения дошкольников и духовного, культурного поведения дошкольников, воспитания культуры поведения, формированию культуры поведения, основ культуры поведения, поведения детей в различных, Воспитание организованного поведения, отдельные нормы поведения, и красоты в манерах поведения, процессе совместной деятельности, Культура поведения, определенный образец поведения.

Использованная литература:

  1. Арушанова А., Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание, 2001 г, №5.
  2. Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.
  3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М: ТЦ Сфера, 2012-224с. (модули программы ДОУ).
  4. Завязкин О.В., Уроки этикета и вежливости для маленьких гением. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2014 г – 48с.
  5. Иванова Н.В., Азбука этикета для малышей: 33 правила хорошего тона. – Ростов Н\Д. Феликс, 2014 г -45с.
  6. Конкевич С.Ю., Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013 г – 80с.
  7. Кузьмин Л.И., В одном прекрасном царстве. Издат. - полиграф комплекс «Звезда», 2000 г - 196с.
  8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В., Игры для детей. – «Творческий центр», СПБ, 2012 г.
  9. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С.Комаровой, М.А.васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-336с.
  10.  Петрановская Л.В., Что делать если… - М: Мир Энциклопедий             Аванта +, Астрель, 2011 г – 127с.
  11.  Сизова Н.О., Детям об этикете. – СПб: Паритет, 2014 г – 32с.
  12.  Шалаева Г.П., Как вести себя. Правила поведения для хороших мальчиков и девочек. – М: АСТ: Слово, 2011 г -128с.
  13.  Шорыгина Г.А., Беседы о хорошем и плохом поведении. – М: ТЦ Сфера, 2015 г - 96 с.

Приложение 1

Тематический план проблемных ситуаций

№/п

Блоки проблемных ситуаций

Цели

Сроки

Ответственные

  1.

1 блок

1.1 Тема: «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Всегда следи за порядком в своей комнате.

2. Никогда не ломай мебель.

3. Не гоняй мяч по комнате.

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.

Познакомить детей с правилами поведения дома.

Январь           3 неделя

Педагоги группы

  2.

1.2 «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Не играй в шумные игры.

2. Не рисуй на обоях.

3. Не включай музыку слишком громко.

4. Не играй со спичками – это опасно!

Январь                 4 неделя

Педагоги группы

  3.

1.3  «Как вести себя дома»

Осуждаемые темы:

1. Сиди за столом спокойно.

2. Не катайся по перилам.

3. Не открывай дверь чужим людям.

4. Не играй и не прыгай в лифте.

Февраль      1 неделя

Педагоги группы

  4.

 

2 блок 

2.1 Тема: «Как вести себя в детском саду».

Осуждаемые темы:

1. В детском саду не плачь о маме.

2. Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь.

3. Не прячься от воспитателя

4. Береги игрушки.

5. На прогулке не пачкайся.

6. Старайся выглядеть опрятно.

Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

Февраль         2 неделя

Педагоги группы

  5.

2.2 «Как вести себя в детском саду».

Осуждаемые темы:

1.Перед едой мой руки с мылом.

2. После туалета обязательно мой руки.

3. Умей есть не спеша и аккуратно.

4. Учись пользоваться вилкой и ложкой.

5. Помогай нянечке накрывать на стол.

6. Помогай нянечке убирать посуду со столов.

Февраль    3 неделя

Педагоги группы

  6.

2.3  «Как вести себя в детском саду».

Осуждаемые темы:

1. Не балуйся за столом.

2. Не обижай никого вокруг.

3. Не дразнись  и не обзывайся.

4. Учись ладить с ребятами.

5. Спи во время тихого часа.

6. Сам убирай свою постель.

Февраль          4 неделя

Педагоги группы

7.

3 блок

3.1 Тема: «Как вести себя в гостях»

Обсуждаемые темы:

1. Не приходите в гости без приглашения.

2. Не опаздывай к назначенному часу.

3. Приходя, разувайся в коридоре.

4. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали.

5. Выбирай подарок для хозяина, а не для себя.

Познакомить детей с правилами поведения в гостях.

Март 1неделя

Педагоги группы

  8.

3.2  «Как вести себя в гостях»

Обсуждаемые темы:

1. В гостях со всеми познакомься.

2. Перед тем как сесть за стол помой руки.

3. Умей пользоваться столовыми приборами.

4. Не мусори в гостях.

5. Не груби окружающим.

Март              2 неделя

Педагоги группы

  9.

3.3  «Как вести себя в гостях»

Обсуждаемые темы:

1.Не разбрасывай вещи хозяев.

2. Не трогай телевизор и другую аппаратуру.

3. Не скандаль и не капризничай.

4. Не отвлекай внимание хозяина только на себя.

5. Уходя, поблагодари хозяина.

Март

3 неделя

Педагоги группы

Приложение 2

- Какие общественные места ты знаешь?

- Какого человека ты назовешь культурным?

- Как необходимо вести себя в детском саду?

- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?

- Как необходимо вести себя в автобусе?

- Как необходимо вести себя на день рождении?

- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?

- Какие правила культурного поведения ты знаешь?

Критерии оценки:

3б – ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;

2б – ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;

1б – ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает                        


Приложение 3

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально-нравственному воспитанию наших детей.

1) Обращаете ли вы внимание, как часто использует ваш ребенок вежливые слова?

2) Умеет ли он здороваться и прощаться? (С взрослыми, сверстниками, людьми, которые ему не известны)

3) Как вы считаете, имеет ваш ребенок привычку доводить до конца начатое дело?

4) Проявляет ли ваш ребенок ответственность, за какое либо начатое дело?

5) Сформированы у вашего ребенка самостоятельные культурно-гигиенические навыки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Статья на тему:«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования»

СодержаниеВведение......................................................................................................................3Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...