Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_nravstvennomu.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
дата | Направления работы | |||
Социально-нравственное | Нравственно-патриотическое | |||
Формы работы | Цель | Формы работы | Цель | |
сентябрь | Беседа «Будь всегда вежливым» | Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам | Игра-беседа «Первые люди на земле» | Формировать представление о первых людях – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости. |
Беседа «Как вести себя с игрушками» | Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре. | Досуг «Кто такие славяне» | Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням. | |
Эксперимент «Моё тело-это я» | Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения. | Познавательная беседа «…Откуда есть пошла Земля Русская…» | Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде, о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам. | |
Игра «Лужа» | Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь. | Досуг «Путешествие по реке времени» | Продолжать учить детей внимательно слушать, думать, задавать вопросы; углублять знания о Древней Руси; Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение к дому, к семье. | |
октябрь | Д/И «Антонимы» | Обогащение словарного запаса детей добрыми словами | Дидактическая игра «Реки России» | Дать детям информацию о главных реках России: Волга, Лена, Енисей, Обь. Расширять знания о великой роли рек в жизни людей. |
Беседа «Что такое милосердие» | Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям | Дидактическая игра «Когда это бывает» | Углублять знания детей о времени, закрепляя представление о часах, днях недели, месяцах и т.п. | |
Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу. | Познавательная беседа «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи». | Познакомить детей с историей народного костюма, с его элементами вышивок, символикой. | |
Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» | Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение. | Дидактическая игра «В гостях у Хозяюшки – загадушки» | Учить различать народные изделия; знать потешки, загадки. | |
ноябрь | С/р «Чаепитие в кругу друзей» | Формировать знания о правилах поведения за столом. | Вечер-развлечение «Чудесный короб» | Закрепить представления детей о русском фольклоре. |
Беседа «Самые любимые» | Закрепить представление о самых близких людях. | Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Знакомить с лучшими традициями русского народного творчества. | |
Упражнение «Радость — грусть» | Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение. | Познавательная беседа «Русские матрешки» | Знакомить детей с историей создания кукол. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке. Воспитывать желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества. | |
Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине» | Воспитывать желание заботиться о близких людях. | Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек»
| Знакомить детей с народной дымковской игрушкой; воспитывать эстетическое отношение у детей к народным игрушкам. | |
декабрь | Упражнение «Умей сострадать» | Воспитывать сострадание к чужим неприятностям. | Познавательная беседа «Моя Родина» | Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине. |
Дидактическая игра «Комплемент» | Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова. | Игра-путешествие «Береза-символ России» | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; создать в воображении детей образ Родины; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. | |
Беседа «Хлеб – всему голова» | Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины». | Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | |
Беседа «Новогодний праздник» | Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника. | Познавательная беседа «Государственные символы России» | Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине. | |
январь | Беседа «Каким должен быть друг» | Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях. | Игра-беседа «Собери старинный флаг» | Знакомство с историей российских флагов. Изготовление и рассматривание древних флагов. |
Чтение и драматизация сказки «Гуси — лебеди» | Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения. | Игра-путешествие «Широка страна моя родная» | Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, государственной символике, достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. | |
Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» | Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание. | Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу» | Продолжать знакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице. | |
февраль | Д/и «Добрые слова» | Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения. | Игра-беседа «Мы живем здесь» | Знакомить с планом своего района. Дать представление о том, где, на какой улице, в каком месте на плане изображен его дом, кто из детей живет рядом. Воспитывать дружелюбные отношения среди детей. |
Д/и «Защитники девочек» | Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек. | Игра-беседа «Герб города» | Дать представление детям о гербе родного города. Учить выделять герб города из других знаков. | |
Беседа «Будь терпеливым» | Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими. | Познавательная беседа «Наша родная армия» | Уточнить представление детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная» | |
Тренинг «Ласка» | Учить детей проявлять ласку к своим друзьям. | Игра-соревнование «Вместе с папой» | Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели. | |
март | Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта» | Воспитывать уважение к старшим, отработать культуру поздравления. | Фотовыставка «Моя родина» | Обобщить знания детей о родном городе, крае. Воспитывать чувство гордости и любви к родным местам. |
Беседа «Детский сад – моя вторая семья» | Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства. | Познавательная беседа «Я люблю тебя-Тамбов» | Расширять экологические представления о растительном и животном мире Тамбовщины. Воспитывать бережное отношение к природе Тамбова. | |
Игра «Угадай, кто это?» | Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения. | Познавательная беседа «Известные люди нашего края» | Познакомить с известными людьми Тамбовщины; дать краткие биографические сведения. Воспитывать чувство уважения к людям прославляющим Тамбовский край; чувство гордости за свою малую Родину. | |
Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» | Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность. | Игра-беседа «Наш родной город» | Знакомить детей с планом города. Дать возможность познакомиться с условные обозначения, при помощи которых указываются разные объекты на плане. Воспитывать патриотические чувства любовь и гордость за свой город. | |
апрель | Беседа «В гости к старичку – Лесовичку» | Воспитывать чувство сострадания, любовь к природе | Познавательная беседа «Промыслы Тамбовщины» | Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре Тамбовщины через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. |
Экскурсия в парк | Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. | Вечер-развлечение «В гости к нам пришла матрешка» | Расширять знания о русских народных песнях. | |
Чтение сказки «Два жадных медвежонка» | Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения. | КВН «Будем в армии служить» | Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активизировать имеющиеся знания. | |
Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» | Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства. | Познавательная беседа «Маленькая история про большую войну» | Продолжать формировать умения у детей отвечать на вопросы по картине, строить рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, внимание, память. | |
май | Чтение книги Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» | Воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях. | Беседа «9 Мая – День Победы» | Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны. |
Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу» | Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи | Экскурсия «По памятным местам» и к Вечному огню с возложением цветов. | Знакомить с памятниками защитникам Отечества. |
Виды игр | Значение игры в нравственном развитии детей |
Сюжетно-ролевые игры | В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно донести до детей нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности. |
Театрализованные игры | Театрализованная игра строится на основе хорошо знакомого литературного произведения. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Так же, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). |
Дидактические игры | У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей. |
Подвижные игры | Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Представлен перспективный план работы по гендерному воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы. В него вошли коммуникативные игры, художественная литература, дидактические игры, решение...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
Планирование по экологическому воспитанию включает календарное планирование и формы работы: экскурсии, занятия,беседы, дидактические игры, опыты...
Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).
Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...
Перспективное планирование по духовно- нравственному воспитанию ( старший дошкольный возраст)
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. План составлен на летний период...
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...