Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Большакова Ольга Николаевна

Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_nravstvennomu.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:


 Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

дата

Направления работы

Социально-нравственное

Нравственно-патриотическое

Формы работы

Цель

Формы работы

Цель

сентябрь

Беседа

«Будь всегда вежливым»

Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам

Игра-беседа «Первые люди на земле»

Формировать представление о первых людях – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости.

Беседа «Как вести себя с игрушками» 

Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Досуг «Кто такие славяне»

Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням.

Эксперимент «Моё тело-это я» 

Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.

Познавательная беседа «…Откуда есть пошла Земля Русская…»

Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде, о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам.

Игра «Лужа» 

Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.

Досуг «Путешествие по реке времени»

Продолжать учить детей внимательно слушать, думать, задавать вопросы; углублять знания о Древней Руси; Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение к дому, к семье.

октябрь

Д/И «Антонимы»

Обогащение словарного запаса детей добрыми словами

Дидактическая игра «Реки России»

Дать детям информацию о главных реках России: Волга, Лена, Енисей, Обь. Расширять знания о великой роли рек в жизни людей.

Беседа «Что такое милосердие»

Побуждать и проявлять чувство милосердия                       к окружающим людям

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Углублять знания детей о времени, закрепляя представление о часах, днях недели, месяцах и т.п.

Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 

Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.

Познавательная беседа «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи».  

Познакомить детей с историей народного костюма, с его элементами вышивок, символикой.

Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» 

Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

Дидактическая игра «В гостях у Хозяюшки – загадушки»

Учить различать народные изделия; знать потешки, загадки.

ноябрь

С/р «Чаепитие в кругу друзей» 

Формировать знания о правилах поведения за столом.

Вечер-развлечение «Чудесный короб»

Закрепить представления детей о русском фольклоре.

Беседа «Самые любимые»

Закрепить представление о самых близких людях.

Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Знакомить с лучшими традициями русского народного творчества.

Упражнение «Радость — грусть» 

Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.

Познавательная беседа «Русские матрешки»

Знакомить детей с историей создания кукол. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке. Воспитывать желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества.

Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине» 

Воспитывать желание заботиться о близких людях.

Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек»  

 

Знакомить детей с народной дымковской игрушкой; воспитывать эстетическое отношение у детей к народным игрушкам.

декабрь

Упражнение «Умей сострадать» 

Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.

Познавательная беседа «Моя Родина»

Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине.

Дидактическая игра «Комплемент»

Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.

Игра-путешествие «Береза-символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; создать в воображении детей образ Родины; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины».

Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Беседа «Новогодний праздник»

Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.

Познавательная беседа «Государственные символы России»

Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине.

январь

Беседа «Каким должен быть друг» 

Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.

Игра-беседа «Собери старинный флаг»

Знакомство с историей российских флагов. Изготовление и рассматривание древних флагов.

Чтение и драматизация сказки «Гуси — лебеди» 

Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.

Игра-путешествие «Широка страна моя родная»

Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, государственной символике, достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка» 

Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу»

Продолжать знакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице.

февраль

Д/и «Добрые слова»

Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.

Игра-беседа «Мы живем здесь»

Знакомить с планом своего района. Дать представление о том, где, на какой улице, в каком месте на плане изображен его дом, кто из детей живет рядом. Воспитывать дружелюбные отношения среди детей.

Д/и «Защитники девочек» 

Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.

Игра-беседа «Герб города»

Дать представление детям о гербе родного города. Учить выделять герб города из других знаков.  

Беседа «Будь терпеливым»

Учить сдерживаться, быть вежливым в общении  с окружающими.

Познавательная беседа «Наша родная армия»

Уточнить представление детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная»

Тренинг «Ласка»

Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.

Игра-соревнование «Вместе с папой»

Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели.

март

Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта»

Воспитывать уважение к старшим, отработать культуру поздравления.

Фотовыставка «Моя родина»

Обобщить знания детей о родном городе, крае. Воспитывать чувство гордости и любви к родным местам.  

Беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.

Познавательная беседа «Я люблю тебя-Тамбов»

Расширять экологические представления о растительном и животном мире Тамбовщины. Воспитывать бережное отношение к природе Тамбова.

Игра «Угадай, кто это?» 

Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.

Познавательная беседа «Известные люди нашего края»

Познакомить с известными людьми Тамбовщины; дать краткие биографические сведения. Воспитывать чувство уважения к людям прославляющим Тамбовский край; чувство гордости за свою малую Родину.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» 

Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.

Игра-беседа «Наш родной город»

Знакомить детей с планом города. Дать возможность познакомиться с условные обозначения, при помощи которых указываются разные объекты на плане. Воспитывать патриотические чувства любовь и гордость за свой город.

апрель

Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»

Воспитывать чувство сострадания, любовь к природе

Познавательная беседа «Промыслы Тамбовщины»

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре Тамбовщины через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Экскурсия в парк

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Вечер-развлечение

«В гости к нам пришла матрешка»

Расширять знания о русских народных песнях.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка» 

Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения.

КВН «Будем в армии служить»

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активизировать имеющиеся знания.

Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Познавательная беседа

«Маленькая история про большую войну»

Продолжать формировать умения у детей отвечать на вопросы по картине, строить рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, внимание, память.

май

Чтение книги

Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

Воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Беседа «9 Мая – День Победы»

Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.

Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи

Экскурсия «По памятным местам» и к Вечному огню с возложением цветов.

Знакомить с памятниками защитникам Отечества.

 

Виды игр

Значение игры в нравственном развитии детей

Сюжетно-ролевые игры

В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно донести до детей нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Театрализованные игры

 Театрализованная игра строится на основе хорошо знакомого литературного  произведения. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Так же, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Дидактические игры

У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными.

 Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Подвижные игры

 Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Представлен перспективный план работы по гендерному воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы. В него вошли коммуникативные игры, художественная литература, дидактические игры, решение...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста

Планирование по экологическому воспитанию включает  календарное планирование и формы работы: экскурсии, занятия,беседы, дидактические игры, опыты...

Учебно – методический материал «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию» (старший дошкольный возраст).

Главная цель работы – воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой, творческой личности. А поскольку семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личнос...

Перспективное планирование по духовно- нравственному воспитанию ( старший дошкольный возраст)

Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. План составлен на летний период...

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с телом человека...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...