Конспект НОД в старшей группе "Урок доброты. Где живёт доброта?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование этических норм поведения в обществе и общение друг с другом, самовоспитание личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zhivet_dobrota.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Урок доброты. Где живёт доброта?»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общение друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

Задачи:

- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях зла и добра;

- развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Воспитатель:

- Что такое доброта? 

- Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, внимание и забота, это когда все друг другу друзья.

Воспитатель:

- Люди, которые обладают этим качеством, прекрасны и сильны.

- А что же есть зло?

Воспитатель:

-Мы живём на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела.

-Вспомните, когда вы  встречали в жизни добро, а когда зло.

Воспитатель:

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. В сказках добро всегда побеждает зло.  И эту мысль люди  отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Воспитатель:

 - Ребята, послушайте пословицы и поговорки. О чем они?

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.                

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово лучше богатства.

- А где живёт доброта в человеке? (в сердце)    

- А кто знает,  какого размера ваше сердечко?

Сожмите ручку в кулачок. Вот оно ваше сердечко. Оно маленькое, но может быть очень добрым.

- А ваше сердечко ещё вырастет?

- Значит, и доброты там должно накапливаться, чтобы оно не было пустым.

 - Наше сердце как сосуд наполняется добротой. Сердце полное доброты так и остаётся полным и нетронутым?                      

- Как же накапливается доброта в сердце? Откуда она берётся?

- Часто про человека говорят: «У него огромное щедрое сердце»

- Как понимаете это выражение?

Воспитатель:

Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи.

- А теперь давайте посмотрим, отчего же зависит доброта? Может быть, она зависит от роста человека?

Если Арсений самый большой, то он – самый добрый? А Аня самая маленькая, значит – самая не добрая?

- Нет, доброта не зависит от роста, цвета кожи или глаз. Она зависит от сердца человека, насколько его сердце горит желанием быть добрым.

- А можно ли найти доброту, как клад?

«Двое детей бегут по дороге. Вдруг видят, лежат на дороге две красивые коробочки. В одной лежат деньги, а в другой записка: «Я доброта».

- Могла ли такая ситуация быть  на самом деле?

Доброе сердце – настоящий клад. Но добро не лежит на дороге, его не подберёшь.

Доброта имеет такую особенность, чем больше её отдаёшь, тем больше её становится. Доброту нужно дарить, не жалея.

- А как мы можем её подарить? Как её выразить? (через улыбку) 

Недаром в народе говорят «Если нечего подарить – подари улыбку». Она длится мгновенно, а в памяти  остаётся порой навсегда.

Давайте подарим друг другу чуть-чуть доброты, улыбнёмся друг другу. Ведь:                         от улыбки – хмурый день светлей,

                     От улыбки в небе радуга проснётся,

                     Поделись улыбкою своей

                     И она к тебе не раз ещё вернётся!

ФИЗМИНУТКА

- Послушайте инсценировку рассказа В.Осеевой «Синие листья»

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш!

А Катя говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу.

Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

– Ну что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

Воспитатель:

- Почему Лена не взяла карандаш у Кати, хотя та ей предлагала?

- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этой ситуации?

Воспитатель:

- Послушайте сказку В.А. Сухомлинского  «Как Белочка Дятла спасла»

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучаться. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Увидела Дятла Белочка.

– Почему, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка.

…Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла сухую, не обледеневшую шишку. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

-   Как вы думаете, почему Белочке и бельчатам стало радостно?

- А могла ли  Белочка поступить иначе? Что тогда бы могло произойти с Дятлом?

- Итак, доброту можно выразить поступками.

- А можем подарить свою доброту словом?

Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит..  (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

- Какие слова дарят доброту? (волшебные, ласковые)

- Значит, доброта может проявляться словами.

- Ребята, а сейчас я выражаю свою доброту? (обнимаю, глажу ребёнка)

- Как я выражаю доброту? (жестами)

Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. « Где добро, там и тепло» - есть такая пословица. Хорошо бы научиться  искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо   выгоды для себя, т.е. бескорыстно.

Воспитатель:

- Что значит бескорыстно?

Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

-  В народе говорят:

Добрые слова – корни,                                

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

- Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

- Будь вежлив, добр, внимателен к другим, оказывай уважение старшим.

- Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Воспитатель:

- О чём мы говорили сегодня? Что запомнили?

Я хочу, чтобы вы помнили, что не может злой, грубый, неблагодарный человек нравиться людям. Будьте такими, чтобы вами гордились ваши родители, воспитатели.  Идите по жизни дорогами добра. Я попрошу вас на альбомных листах нарисовать любой предмет, символизирующий добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Доброта и отзывчивость, посредством детской художественной литературы"

Цель: Способствовать формированию у детей нравственных понятий на основе примеров из произведений художественной литературы.Задачи:Воспитательные:1. Обогащать представления о нравственных качеств...

Конспект занятия в старшей группе НОДА "Доброта живёт повсюду"

Конспект занятия в старшей группе НОДА  "Доброта живёт повсюду"...

Конспект беседы в старшей группе «Доброта и толерантность» посвящённая Международному дню инвалидов

Беседа очень познавательная и интересная, детям будет очкнь полезно узнать о том что есть особенные дети и они тоже могут жить общаться с обычными людьми, даже могут становиться спортсменами и знамени...

Конспект занятия в старшей группе « Доброта живёт повсюду»

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи. ...

Конспект занятия в старшей группе «Доброта спасает мир!»

Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений детей через развитие способности чувствовать и понимать других людей, формирования привычки вежливого обращения со сверстниками....

Конспект занятия в старшей группе "Доброта живёт повсюду"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим...