План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_ryabinina.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Ладушки»
План работы по самообразованию
Тема
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
2022-2023 учебный год
Воспитатель:
Рябинина Т.Е.
2022
Актуальность темы:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуальноличностного, творческого развития.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательноисследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; ⮚ развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе, целеустремленность и настойчивость
Методы и приемы работы: ⮚ Практические
- проблемно-поисковые
- беседы
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Предполагаемый результат:
- Повышение профессионального мастерства
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
- У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
- У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
- Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Этапы работы
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1 | Организационно - теоретический
|
В течение года |
2 | Практический этап.
|
В течение года |
3 | Итоговый этап.
|
Май |
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки |
1. | Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. 1. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г. 2.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
| Сентябрь |
2. | Пополнение уголка экспериментирования | Сентябрь |
3. | Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома». | Сентябрь |
4. | Подготовка картотеки по опытам и экспериментам. | Сентябрь- ноябрь |
5. | Наметить основные формы работы «Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником». | Октябрь |
6. | Реализация проекта «Этот удивительный воздух» | Октябрь |
7. | Конспекты ООД : «Воздух-невидимка», «Волшебный камень – магнит», «Приборы – помощники», «Волшебница вода», «Волшебные превращения» | В течение года |
8. | Папка – передвижка «Опыты с водой» | Ноябрь |
9. | Круглый стол для родителей «Детское экспериментирование, что это такое?». | Ноябрь |
10. | Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». | Декабрь |
11. | Открытый показ ООД «Юные исследователи» | Январь |
12. | Мастер - класс для родителей «Домашняя лаборатория». | Февраль |
13. | Проект «Огород на окне» | Март |
16. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Май
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2014.
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.– М.: Наука, 2010.
- Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010.
- Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – М.: Академия, 2011.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2002.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. М: - Айрис-Пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно -экспериментальную деятельность ( из опыта работы)
опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников...
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...
индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»
индивидуальный план по самообразованию на 2021-2026 год «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность»...
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...
ПРОЕКТ по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций....