Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
материал (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 76 г.Челябинска»
План самообразования
на 2020-2021 уч. год
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Выполнила: воспитатель
первой категории Бабина Е.В.
2020
Участники проекта: дети возраста 5-6 лет группы
Начало работы: сентябрь 2020 г.
Окончание работы: май 2021г.
Форма самообразования: индивидуальная
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Актуальность: Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития
Задачи:
- Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
- Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
- Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. Живая природа: многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
План на год:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
Подготовительный | Сентябрь-Октябрь | 1.Изучение новой литературы. 2.Изучить педагогический опыт других педагогов 3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию. 4.Сбор природного и бросового материала | 1.Перспективный план по самообразованию. |
Практический | Ноябрь-апрель | 1. Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» 2 Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности 3. Разработать учебно-методический комплект, включающий:- картотеку опытов с водой, с магнитом с песком, глиной, камнями, с материалами, сенсорные игры | 1.Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. 2.Тематические фотовыставки 3.Подготовка презентации по экспериментированию 4.Пополнение уголка экспериментирования |
Аналитика- прогностический | Май | 1.Анализ результативности проведенной работы. 2. Обобщение и распространение опыта. | 1.Выступление на итоговом педагогическом совете. 2.Составить план работы на следующий год. |
Литература
- Поиск материалов в Интернете.
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность Санкт – Петербург Детство-Пресс 2016
- Н.А.Гуриненко. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2017.
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. ТЦ Сфера 2014.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
Перспективный план
на 2020-2021 уч. г.
Октябрь | Тема | Цель | Игровое задание |
1 неделя | Можно ли поймать воздух
| уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; Показать, что воздух есть вокруг нас, определить способы его обнаружения. | «Воздух – невидимка» «Можно ли воздух услышать? Самонадувающийся шарик |
2 неделя | Чем пахнет воздух | расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, | Игра «Пузырь». "Мячик
|
3 неделя | Волшебная кисточка. | познакомить детей с техникой рисования «раздувание», где применяется воздух | «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку |
4 неделя | Попробуем взвесить воздух | познакомить с физическими свойствами воздуха. | «Делаем облако» «Воздух легкий или тяжелый? », «Ветер – это движение воздуха» "Ветер дует - лодочка плывёт". |
Ноябрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | «Откуда берётся песок» | Закрепить представления детей о песке | "Песок - это множество песчинок". «На песочном острове» (рисование на зеркале песком). |
2 неделя | «Из чего состоит песок» | Закрепить представления детей о песке | "Сухой песок может сыпаться". «Легко ли сыпется песок», «Рисуем песком» «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
|
3 неделя | «Мокрый песок принимает любую нужную форму» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | "На мокром песке остаются следы, отпечатки".
|
4 неделя | «Лепим из песка» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | Веселые человечки играют |
Декабрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Откуда берётся иней? | Выявление механизма образования инея. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | «Осадки» |
2 -3 неделя | Нужен ли растениям снег? | Доказать, что снег сохраняет тепло. | Растениям нужен снег как одеяло. |
4 неделя | Снег и лёд – это тоже вода Таяние льда в воде | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Показать взаимосвязь количества и качества от размера | Лед в кипятке Цветная сосулька Чистый лед |
Январь |
| Цель | Игровые задания |
3 неделя | Знакомство с лупой
| Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением. | Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. Свободное исследование. Рассматривание камней через лупу |
4 -5 неделя | Знакомство с микроскопом. | познакомить детей с прибором - микроскоп; формировать навыки пользования с микроскопом;
| «Микроб в ладошке» «Ловим микроба» «Путешествие микроба» |
Февраль | Тема | Цель | Игровые задания |
1-2 неделя | Что растворяется в воде? | Познакомить детей со свойствами соли. Показать, что не всё растворяется в воде. | Куда делись чернила? Превращения |
3-4 неделя | Сортировка | Выяснить – возможно, ли разделить перемешанные перец и соль? | «Перец и соль» |
Март | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Бывают ли камни живые? | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Живые камни |
2 неделя | Какая бывает вода | Познакомить детей с грязной и чистой водой и когда можно применять «грязную» и чистую» воду | «Разная вода» |
3 неделя | Какая бывает бумага? | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Мир бумаги |
4 неделя | Свойства материалов | Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Родственники стекла |
Апрель | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Какие бывают ткани | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Мир ткани |
2 неделя | Для чего корешки? | Показать, что растения питаются через корни. | Сокодвижение в стебле растения. |
3 неделя | Для чего нам нужны деревья | Закрепить представления о том, что деревья – живые. | «Зеленый пылесос»
|
4 неделя | Что такое почва | Из чего состоит почва. В почве есть воздух. Как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | «Тропинка» «Подземные жители» Мусор-это плохо» |
Май | Тема | Цель | Игровое занятие |
1 неделя | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | «На окне огород» |
2-3 неделя | Таинственные стекла
| Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. |
|
4 неделя | Магниты | Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. | Отправляемся в путешествие. Скрепочная веревка |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_20-21.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 76 г.Челябинска»
План по самообразования
на 2020-2021 уч. год
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Выполнила: воспитатель
первой категории Бабина Е.В.
2020
Участники проекта: дети возраста 5-6 лет группы
Начало работы: сентябрь 2020 г.
Окончание работы: май 2021г.
Форма самообразования: индивидуальная
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Актуальность: Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития
Задачи:
- Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
- Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
- Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. Живая природа: многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
План на год:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
Подготовительный | Сентябрь-Октябрь | 1.Изучение новой литературы. 2.Изучить педагогический опыт других педагогов 3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию. 4.Сбор природного и бросового материала | 1.Перспективный план по самообразованию. |
Практический | Ноябрь-апрель | 1. Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» 2 Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности 3. Разработать учебно-методический комплект, включающий:- картотеку опытов с водой, с магнитом с песком, глиной, камнями, с материалами, сенсорные игры | 1.Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. 2.Тематические фотовыставки 3.Подготовка презентации по экспериментированию 4.Пополнение уголка экспериментирования |
Аналитика- прогностический | Май | 1.Анализ результативности проведенной работы. 2. Обобщение и распространение опыта. | 1.Выступление на итоговом педагогическом совете. 2.Составить план работы на следующий год. |
Литература
- Поиск материалов в Интернете.
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность Санкт – Петербург Детство-Пресс 2016
- Н.А.Гуриненко. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2017.
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. ТЦ Сфера 2014.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
Перспективный план
на 2020-2021 уч. г.
Октябрь | Тема | Цель | Игровое задание |
1 неделя | Можно ли поймать воздух | уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; Показать, что воздух есть вокруг нас, определить способы его обнаружения. | «Воздух – невидимка» «Можно ли воздух услышать? Самонадувающийся шарик |
2 неделя | Чем пахнет воздух | расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, | Игра «Пузырь». "Мячик |
3 неделя | Волшебная кисточка. | познакомить детей с техникой рисования «раздувание», где применяется воздух | «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку |
4 неделя | Попробуем взвесить воздух | познакомить с физическими свойствами воздуха. | «Делаем облако» «Воздух легкий или тяжелый? », «Ветер – это движение воздуха» "Ветер дует - лодочка плывёт". |
Ноябрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | «Откуда берётся песок» | Закрепить представления детей о песке | "Песок - это множество песчинок". «На песочном острове» (рисование на зеркале песком). |
2 неделя | «Из чего состоит песок» | Закрепить представления детей о песке | "Сухой песок может сыпаться". «Легко ли сыпется песок», «Рисуем песком» «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) |
3 неделя | «Мокрый песок принимает любую нужную форму» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | "На мокром песке остаются следы, отпечатки". |
4 неделя | «Лепим из песка» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | Веселые человечки играют |
Декабрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Откуда берётся иней? | Выявление механизма образования инея. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | «Осадки» |
2 -3 неделя | Нужен ли растениям снег? | Доказать, что снег сохраняет тепло. | Растениям нужен снег как одеяло. |
4 неделя | Снег и лёд – это тоже вода Таяние льда в воде | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Показать взаимосвязь количества и качества от размера | Лед в кипятке Цветная сосулька Чистый лед |
Январь | Цель | Игровые задания | |
3 неделя | Знакомство с лупой | Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением. | Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. Свободное исследование. Рассматривание камней через лупу |
4 -5 неделя | Знакомство с микроскопом. | познакомить детей с прибором - микроскоп; формировать навыки пользования с микроскопом; | «Микроб в ладошке» «Ловим микроба» «Путешествие микроба» |
Февраль | Тема | Цель | Игровые задания |
1-2 неделя | Что растворяется в воде? | Познакомить детей со свойствами соли. Показать, что не всё растворяется в воде. | Куда делись чернила? Превращения |
3-4 неделя | Сортировка | Выяснить – возможно, ли разделить перемешанные перец и соль? | «Перец и соль» |
Март | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Бывают ли камни живые? | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Живые камни |
2 неделя | Какая бывает вода | Познакомить детей с грязной и чистой водой и когда можно применять «грязную» и чистую» воду | «Разная вода» |
3 неделя | Какая бывает бумага? | Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Мир бумаги |
4 неделя | Свойства материалов | Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Родственники стекла |
Апрель | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | Какие бывают ткани | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Мир ткани |
2 неделя | Для чего корешки? | Показать, что растения питаются через корни. | Сокодвижение в стебле растения. |
3 неделя | Для чего нам нужны деревья | Закрепить представления о том, что деревья – живые. | «Зеленый пылесос» |
4 неделя | Что такое почва | Из чего состоит почва. В почве есть воздух. Как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | «Тропинка» «Подземные жители» Мусор-это плохо» |
Май | Тема | Цель | Игровое занятие |
1 неделя | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | «На окне огород» |
2-3 неделя | Таинственные стекла | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | |
4 неделя | Магниты | Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. | Отправляемся в путешествие. Скрепочная веревка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»
Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...
План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....
Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...