План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
методическая разработка

Судакова Ирина Владимировна

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2021-2024_gg.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя  на 2021-2024 гг.

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности». 

Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы). Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  5. Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Актуальность: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе. Познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи –и я запомню, Дай попробовать –и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

План работы по теме на 2021-2022 гг.:

№ п/п

Содержание деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме.

 2. Постановка цели и задач.

 3. Составление перспективного плана по теме самообразования.

1. Сбор природного материала.

2. Создание «Центра экспериментирования».

Октябрь

1. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе.

 

1. Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Ноябрь

Открытое занятие «Маленькие волшебники».

 Консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».

Декабрь

Создание мини-лаборатории с объектами неживой природы.

 Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой».

Январь

Создание картотеки опытов и экспериментов (с песком, с водой, со снегом).

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом».

Февраль

Изучение темы «Опытническая и

экспериментаторская деятельность детей среднего дошкольного возраста».

Папка-передвижка «Экспериментальная деятельность детей».

Март

Участие в семинаре «Педагогическая копилка». Мастер-класс «Магия воды».

Выставка рисунков «Вода, вода, кругом вода».

Апрель

Изучение темы: «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы».

Буклет «Познавательно-исследовательская деятельность».

Май

Отчет на педсовете.

Подготовка фотографий детей во время опытно-экспериментальной деятельности. Фотоальбом «Юные исследователи».

План работы по теме на 2022-2023 гг.:

№ п/п

Содержание деятельности

Работа с родителями

Октябрь

1.Изучение опыта работы Л.Н. Менщикова. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет».

2. Пополнение картотеки опытов и экспериментов.

1. Сбор природного материала.

2. Пополнение «Центра экспериментирования».

Ноябрь

Изучение темы «Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности».

Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Декабрь

1. Изучение темы «Знакомство детей со свойствами света и тени. Теневой театр».

2. Пополнение картотеки опытов и экспериментов.

Изготовление фигур для теневого театра.

Январь

Изучение темы  «Лэпбук, как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Консультация  «Ребенок- исследователь в детском саду».

Февраль

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста через экспериментирование».

Консультация «Как научить ребенка исследовать?»

Март

Изучение темы «Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупа, микроскоп…)».

Памятка «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

Апрель

Изучение статьи Кайе В. А.

 «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».

Проект «Огород на подоконнике».

Май

Отчет на педсовете.

Оформление стенгазеты «Мои открытия».

План работы по теме на 2023-2024 гг.:

№ п/п

Содержание деятельности

Работа с родителями

Октябрь

Изучение темы: «Опыты

и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати)

Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Ноябрь

Изучение темы «Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка» (Л.А. Венгер)

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

Декабрь

Изучение темы «Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования» (Л.А. Венгер)

Выпустить памятки общих правил исследовательского обучения.

Январь

Изучение темы «Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов».

Конкурс поделок из бросового материала «Кашпо для цветов»

(Пластиковые бутылки).

Февраль

Изучение метода итогового проблемного обучения. «Что? Зачем? Почему?»

Фотовыставка «Нам интересно все, что неизвестно».

Март

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию».

Апрель

Оформление папки «Мои открытия»

Открытый показ НОД «Мир магии и фокусов».

Май

Обобщение опыта на педсовете «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».


Литература:

  1. Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
  2. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  3. Бостельман А., Финк М. Экспериментируем и играем на подносе:40 идей для занятия с детьми в яслях и детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования- М.: Национальное образование, 2015.
  4. Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  5. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  6. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.  М.: ТЦ Сфера 2014.
  7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
  8. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2003.
  9. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ  Сфера, 2008.
  10. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Менщикова Л.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2016.-128с.
  13. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»

Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...

Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »

Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...