Статья "Перелетные птицы"
статья (старшая группа)

Статья по расширению представлений у детей о весне и перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24

      комбинированного вида Василеостровского района Санкт – Петербурга

                                       НОД

                     Тема: «Перелетные птицы»

                                           с детьми 5 – 6 лет

                               с нарушением зрения и речи

                                                                                  Авторы- составители:

                                                                                  Воспитатели: Зимина Н.С.

                                                                                                        Журавская Л.И.

                                               

                                                Санкт- Петербург

                                                            2019

Цель: Расширять представление детей о весне и перелетных птицах.

Задачи:

 Коррекционно -Образовательные:

1.Развивать умение детей называть признаки весны с помощью мнемотаблиц.

 2.Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц, опираясь на ранее полученные знания (по их внешнему виду).

3. Упражнять детей в определении местообитания перелетных птиц с помощью мнемотаблиц.

4. Развивать умение находить предмет по карточкам- символам (геометрические блоки Дьенеша.)

5. Закреплять умение в количественном счете и сравнении двух групп предметов.

6. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна» (капель, припекает, проталины, журчат, первоцветы, почки); «Перелетные птицы» (грач, соловей, скворец, трясогузка, кукушка, лебедь, журавль, аист, ласточка).

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать контролирующую функцию зрения при выполнении разных видов заданий.

2. Продолжать развивать двигательную активность, умение ориентироваться в большом пространстве. (зал).

3. Расширять знания детей об условиях жизни перелетных птиц с использованием мнемотаблиц, о пользе птиц.

4. Закреплять умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

5. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

6. Развивать координацию движений, согласованность движения с речью.

7. Развивать коммуникативную функцию речи, умение отвечать полным предложением.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, перелетным птицам

2. Формирование партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Игровые технологии:

1. Игровая технология.

2. Здоровье оберегающая технология.

3. ИКТ

 Оборудование:

1. Карточки с символами и блоки Дьенеша.

2. Мнемотаблица по теме «Весна».

3. Карточки с изображение перелетных птиц.

4. Мнемотаблица с местом обитания перелетных птиц.

5. Контурное изображение птиц к Д/и «Что перепутал художник?»

6. Листы с изображение половины скворечника на каждого ребенка.

7. Простые карандаши.

Ход занятия

Дети входят в группу с воспитателем.

Воспитатель: Сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми.

Раз, два, три- круг собери,

Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуйте все вокруг.

  1. Воспитатель: - Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне передали письмо для нашей группы. Это письмо нам прислал «Лесовичок». (открывает и зачитывает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пришла весна, вся природа просыпается после зимы. Только в нашем лесу очень тихо, совсем не слышно птичьих голосов. Пишу вам это письмо и прошу вас мне помочь разобраться- почему не прилетели перелетные птицы.                          

                                                                                 «Лесовичок.»

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо?

Дети: От Лесовичка?

Воспитатель: Что у него случилось?

Дети: Перелетные птицы не прилетели.

 Воспитатель: Ребята, чем можем помочь Лесовичку?

Дети: - Нужно пойти в лес к «Лесовичку» и узнать почему не прилетели перелетные птицы. Они должны были уже прилететь из жарких стран.

(примерные ответы детей)

Воспитатель: - А почему они должны были прилететь?

 И какое сейчас время года?

Дети: - Потому что пришла Весна.

Воспитатель: - Какие признаки весны вы знаете?

(рассказ детей по мнемотаблице).

Дети: - Весной ярко светит солнце, припекает. Тают сосульки, плачут, появляется первые проталины. Журчат ручьи. На деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, животные просыпаются от зимней спячки. Появляются первые весенние цветы- подснежники.

Воспитатель: - Да, все признаки назвали. Птицы должны прилететь!

Воспитатель: -  Отправимся в лес на помощь Лесовичку, готовы?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Путь не легкий и для этого вам нужно выложить дорогу из камешков. Камешки мы выложим по символам.

(Блоками Дьенеша(камешки) дети выкладывают дорогу в лес.

Детям воспитатель дает карточки с символами, они по карточкам определяют какую фигуру нужно взять и положить на дорогу.

(Дети кто положил камешек садятся на стулья.)

 Затем все дети проходят рядом с выложенной дорогой.

Воспитатель: - Мы с вами пришли в лес.

(Выходит, из домика Баба Яга.)

Баба Яга: - И кто тут по моему лесу ходит? И зачем вы сюда пришли? А?

Воспитатель: - Ребята, зачем мы в лес пришли?

Дети: - Нам пришло письмо от Лесовичка. Он пишет, что в лесу очень тихо и не слышно птичьих голосов, а перелетные птицы должны уже прилететь. Где они? Что случилось?

Баба Яга: - Эти ваши птицы, мне спать, отдыхать мешают. Я их в свой лес не пускаю. И вообще я не знаю, кто из них, где живет?

 -Если вы мне расскажите… Я их пущу лес!

Баба Яга: - Подойдите к столу и возьмите карточки. Посмотрите внимательно, кто на ней изображен?

 Найдите с помощью мнемотаблиц, где живет ваша перелетная птица?

(На столе разложены карточки с изображением перелетных птиц. Дети по одному берут карточки, находят мнемотаблицу где эта птица живет).

 Мнемотаблицы находятся в разных местах зала.

Баба Яга ходит по залу и спрашивает, какая это схема, что обозначает?

Какую птицу взял каждый ребенок?

Почему он прикрепил птицу на эту схему?

Сколько птиц здесь живет? Каких больше, каких меньше?

Дети: - Это первая перелетная птица- грач, он живет на полях (в лесу) (примерные ответы детей) и т. д

          (После ответа дети садятся на свои места).      

Баба Яга: - Спасибо! Молодцы! Я теперь буду знать кто, где живет.

Вот ваши птички. Ха-ха-ха

 (Баба Яга хвастается изображение птиц)

Воспитатель: - Баба Яга, что это за птицы у тебя?

(Баба Яга выставляет по одной карточке с птицами Д/И -«Что перепутал художник?»)

  1. Скворец
  2.   кукушка
  3.  лебедь
  4.  ласточка.

 

Баба Яга: - Это мне мой друг Кошей нарисовал, но он их заколдовал.

Узнайте птицу по контуру и назовите, что Кошей напутал.

(Воспитатель вызывает четверых детей по одному и задает вопрос.)

Воспитатель: - Какую птицу Кошей заколдовал?

          Дети: - Это скворец, но у него хвост журавля.

            -Это кукушка, но у нее лебединая шея.

             - это лебедь, но у него ноги журавля.

              -это ласточка, у нее клюв аиста.

Баба Яга: Все правильно!

Воспитатель: -Давайте поиграем с ласточкой. Сделаем зрительную гимнастику.

 (Баба Яга делает вместе с детьми.)

Зрительная гимнастика

В небе ласточка запела (движение глазами вверх)

Колокольчиком звенела моргание глазами)

Порезвилась в вышине (движение глазами вверх)

Песню спрятала в траве (движение глазами в низ)

Тот, кто песенку найдет, (движение глазами в правую и левую сторону)

Будет счастлив круглый год! (моргание глазами).

Баба Яга: -Ребята, а я знаю одну загадку, отгадайте!

Между веток новый дом,

 Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

                                    (Скворечник)

Дети: - Скворечник.

 Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем скворечники и отдадим Бабе              Яге для скворцов, которые живут в лесу.

 Дети садятся за столы. У каждого на столе листочки с изображением половины скворечника.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чего в нем не хватает.

 Дети: Не хватает второй половины скворечника

Воспитатель: -Назовите из каких геометрических фигур, деталей состоит скворечник?

Дети: треугольник, большой прямоугольник, маленький прямоугольник, круг.

Воспитатель: - Садитесь за столы.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

                Птичка веток набрала (сжимают и разжимают кулачки)

                 Крепко гнездышко свила, (каждый палец правой руки соединяются с пальцем левой руки)

                 И снесла яичко (все пальцы соединяются в лодочку)

                 Умница ты птичка

                 Ты яичко покатай, (движение пальцев рук вверх-вниз)

                 Но из рук не выпускай (пальцы переплетаются «ежик»)

                 Очень хрупкое оно, (не раскрывая пальцы постучать ладонями)

                 Так у птиц заведено. (раскрывая пальцы рук ладонями к себе, перекрещивают, зацепляются большими пальцами «птичка»).

Воспитатель: - Возьмите карандаши и дорисуйте вторую часть(половину) скворечника.

Воспитатель: Хорошо, все справились с заданием.

Возьмите свои скворечники и отдайте Бабе Яге.

Баба Яга: - Спасибо, ребята за скворечники, теперь и у моих лесных скворцов будут домики.

Баба Яга: - А я вас приглашаю со мной поиграть!

Речь с движением.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку,

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (бежать на носочках по кругу, друг за другом)

Птички- невелички (размахивать руками как крыльями)

Птички летают, устали не знают. (бежать на носочках по кругу, друг за другом)

Стоп! (остановиться)

Сели птички на дорожку, (присесть, развернувшись лицом в круг)

Поклевали птички крошки: (стучать указательными пальцами, как клювами, по полу)

«Клю-клю-клю-поклюем, (2 раза)

Потом песенку споем.»

Воспитатель: Птичка- (имя ребенка), спой песенку- ТИ-ТИ-ДИ, аналогичное задание выполняют еще несколько детей.

ТИ-ДИ-ДИ

ДИ-ДИ-ТИ

ДИ-ТИ-ТИ

Баба Яга: - Наигралась я с вами! Устала!

Да и вам возвращаться в детский сад пора. Давайте закроем глаза покрутитесь влево, а покрутитесь вправо.

И скажем слова: «Влево, вправо повернись в детский сад скорей вернись»

Рефлексия: Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Где мы с вами были? Для чего мы туда пошли? Что случилось в лесу?  Как мы туда добирались? Кого мы там встретили? Что натворила в лесу Баба Яга? Что вам больше всего понравилось? Что было интереснее всего?

 А теперь попрощаемся с нашими гостями и идем в группу.

 

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....