План по саморазвитию
материал

Попова Вера Ивановна

План по саморазвитию по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие математических способностей

 у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность»


Сроки реализации: октябрь 2018 г. – май 2019 г.






Воспитатель: Попова Вера Ивановна

Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность;

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

2. Создать благоприятные условия для развития математических способностей через игровую деятельность;

3. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей через игровую деятельность.

Объект работы: формирование математических способностей в дошкольном возрасте.

Предмет: формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то

воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Практическая часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

1

Теоретический

Изучение научно-методической литературы; обзор информации по исследуемой теме в Интернете

октябрь 2018г. –

май 2019г.

2

Практический

Создание картотеки дидактических игр по математике, задач, загадок.

октябрь – ноябрь

2018г.

Проведение занятий с использованием игрового занимательного материала.

ноябрь 2018г. – май 2019г.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

ноябрь 2018г. – май 2019г.

Чтение математических сказок «В стране Математике в пластилиновом районе», «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение с детьми.

декабрь 2018г.

Оформить консультаций для родителей «Учим математику дома», «Математика – занимательная игра»

январь 2019г.

Оформление папки передвижки «Обучение счету и основам математике дошкольников»

февраль 2019г.

Оформить буклет для родителей «Веселая математика дома»

март 2019г.

Отчет по самообразованию на педсовете

апрель 2019г.

Проведение развлечения «Приключение на числовой полянке»

май 2019г.

Список литературы:

  1. Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;
  2. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;
  3. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
  4. Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003
  5. З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010
  6.  Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005.
  7. Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.
  8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.:1996.
  9. В.Волина «Веселая математика» - Москва,2005г.
  10.  журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
  11.  сайт domovenok-as.ru, .Maam.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по саморазвитию воспитателя

«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников»....

индивидуальный план по саморазвитию

индивидуальный план по саморазвитию на 2011-2015...

План личного саморазвития воспитателя по обучению татарскому языку

Индивидуальный план повышения квалификации на 2015 - 2020 годы....

План межаттестационного саморазвития воспитателя

В течении пяти лет была проведена огромная работа по изучению моей темы. В этой таблице указана литература, конспекты занятий и работа с родителями и педагогами....

План межаттестационного саморазвития воспитателя Насыровой Гузель Ахметовны 2013-2015 гг.

Методическая тема плана самообразования " Обучение детей татарскому языку в игровой деятельности и приобщение к татарскому народному творчеству, традициям, культуре"...