Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».
консультация по основам финансовой грамотности
В Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой человек – рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отвожу сказке. Ведь именно сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей, вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_grammotnosti_u_starshih_doshkolnikov_posredstvom_skazok.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».
Автор: Трайдакало Т.Г.
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок.
В период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания и обучения, отвечающих современной экономической ситуации в стране. Учитывая требования к уровню знаний, экономическое образование и воспитание начинается уже с дошкольного возраста. Ведь оно приближает ребенка не только к реальной жизни, а обучает и развивает у него умения ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, формирует деловые качества, а значит в будущем он будет уметь строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений при реализации ФОП ДО в образовательной области «Познавательное развитие» педагоги нашего детского сада используют в своей работе парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Чтобы сделать процесс познания экономики интересным, доступным надо говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Реализуя задачи ФОП ДО, чтобы дошкольникам было легче освоить азы финансовой грамотности в своей работе использую разнообразные методы, приемы, средства и формы работы, которые проходят в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Создаю условия для развивающих образовательных ситуаций на игровой основе в форме проблемных ситуаций, путешествий, соревнований, мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин, сюжетно-ролевых, квестовых, дидактических, интерактивных, настольных и многих других игр. В своей работе активно применяю проектную деятельность, которая позволяет развивать интересы и способности ребенка, способствует проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию логического и ассоциативного мышления. Данная форма работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания –а это один из важнейших показателей результатов нашей работы. Вся работа строится в тесном взаимодействие педагог-ребенок-родитель.
Для родителей делаю видео-консультации по этой теме, подборку различных образовательных мультфильмов для совместного просмотра с детьми дома.
Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отвожу сказке. Ведь именно сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей, вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Потребность в сказке сохраняется у ребенка на многие годы. Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики, но именно сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то персонажа, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с героем сказки делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт сказочного героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни. Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности. Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, я поставила перед собой цель и задачи, которые вы видите на слайде.
Цель – изучить возможности сказки в обучении азам финансовой грамотности и в формировании экономических представлений.
В соответствии с целью поставила задачи:
1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки.
2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
При построении работы со сказкой придерживаюсь следующих принципов:
1.Это доступность предлагаемого материала.
2.Системность и постепенность его усвоения.
3.Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Работу со сказкой разделила на три этапа:
1 этап –анализ и отбор сказок, вычленение из них экономического содержания, подбор вопросов финансовой направленности, коротких диалогов, подбор иллюстраций, картинок с изображением сказочных героев и их действий.
2 этап –освоение содержания сказки детьми, развитие умений высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
3 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной и др.
Какую функцию оказывает сказка на развитие и воспитание ребенка, вы видите на слайде.
Функции сказок
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений;
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.
В качестве средств экономического воспитания я использую:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций,
-развивающую среду.
Обучение и воспитание происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными героями или животными, которые так же, как и дети, изучают окружающий мир. Весёлые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом.
Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Цикл обучающих сказок призван выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как
• трудиться, работать и зарабатывать;
• тратить, расходовать, покупать;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
Можно выделить несколько групп, категорий сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Первая категория, это сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения.
К этой категории можно отнести следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора», «Телефон», «Жадная старуха».
Сказка «О рыбаке и рыбке» - показывает, как вредная, сварливая старуха хотела обрести все блага, не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.
В сказке «Как коза избушку построила»
Коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой, безопасность и сохранить здоровье козлят.
С помощью этих сказок у детей формируются представления о видах потребностей: материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
Вторая категория, это сказки, отражающие труд людей.
К этой категории относятся сказки: «Терем – теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Хаврошечка», «Мужик и медведь», «Так сойдет», «Трудовые деньги», «О том, как труд лень победил», «Краденым сыт не будешь», «Воловий труд», «Про нужду», «Трое из Простоквашино», «Наши пряли, а ваши спали»
В сказке «Терем-теремок» -уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Детей надо подвести к выводу, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Сказка «Мужик и медведь» - формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль, а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
В процессе, работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки. Идея экономического воспитания
такова, что труд украшает человека.
- Следующая категория, это сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство.
Это такие сказки, как: «Муха - Цокотуха», «Чужие деньги «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», «Дудочка и кувшинчик». «Огниво», «Али-баба и сорок разбойников», «Золотая антилопа», «Золотой ключик или приключение Буратино». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» – это не только веселое приключение, но и интересный, важный учебный материал для детей. Она дает понимание о ценности денег, умении распоряжаться ими разумно, планировать свои финансы. Важно донести до детей, что без работы и усилий нельзя достичь поставленных целей, что деньги зарабатываются честным трудом и старанием. Сказка учит ребенка, понимать необходимость быть осторожным и не доверять всем подряд.
Сказка «Лисичка со скалочкой» — наглядно показывает, как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гусочку. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста)
Сказка «Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка, в которой лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком, что благодаря упорству и трудолюбию, можно получить желанный результат.
-Следующая категория это сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость : «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка», «Сынок-с-кулачок», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Хитрая наука», «Белка и компания», сказка « Как Миша из покупателя превратился в продавца »), «Аленький цветочек», «Как барин овцу купил».
Сказка «Дюймовочка» помогает понять значение таких «экономических» качеств личности, как: экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Сказка формирует и развивает умение рассчитывать, предвидеть выгоду, воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия. Умение планировать семейный бюджет.
-Сказки, знакомящие с понятием «реклама». «Кот в сапогах», «Лиса и козел», «Сказка о молодильных яблоках», «Новое платье короля».
«Как мужик корову продавал» цель сказки раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
Сказка «Кот в сапогах» показывает, что благодаря рекламе кота, его хозяин стал богатым, еще она учит тому, что даже небольшие блага можно приумножить, если распорядиться ими с умом.
Сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент. Например: математика – тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию из сказки «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.
Рассматривая тему о свойствах и качествах предметов, дети, на примере сказки «Три поросенка», выбирают из какого строительного материала можно построить прочный дом, обследуя при этом солому, прутья, кирпич, дерево, объясняя свой выбор.
На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.
Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относиться к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.
На занятиях по окружающему миру можно включить беседу: «Как домовенок Кузя, учил беречь природу, не выходя из квартиры, т. е. он призывал к тому, что нужно экономить электричество, воду и газ. Это все наша природа, без которой мы не можем обходиться.
Заключение:
Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить понятия «хочу» и «могу».
Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся.
Мы не только читаем, но и сами придумываем сказки с экономическим содержанием. Предлагаю посмотреть эту видео-сказку: «Сказка про то, как из копейки рубль вырастает».
Уважаемые коллеги, я предлагаю поиграть в интерактивную игру, которая называется: "Что можно купить?" Внимание на экран. Перед вами картинки, назовите те, на которых изображено то, что можно купить за деньги.
А почему картинки остались. Что нельзя купить за деньги?
Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваше здоровье? (нисколько)
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях было как можно больше того, что не продается – счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист»
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта«Маленький экономист» Автор проекта: Куприяненко Марина ВикторовнаНаименование организации: муници...
Доклад из опыта работы Формирование финансово грамотного поведения у дошкольников
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения...
Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....
Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье описание опыта работы по финансовой грамотности дошкольников....
Опыт работы воспитателя Ковериной Веры Семеновны «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем....
Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....