Проект по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал может быть полезен воспитателям разновозрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей разновозрастной группе:
«Формирование патриотических чувств у дошкольников
на основе культурных традиций русского народа»
Срок реализации проекта – (сентябрь 2014 года – август 2018 года).
Вид проекта – практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувств долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств на основе культурных традиций русского народа и воспитание любви к родному краю.
Исходя из этой цели, я определила для себя ряд задач:
- Приобщить детей к традициям русского народа.
- Способствовать всестороннему развитию ребенка на основе интереса к русской культуре.
- Помочь детям в освоении социальных навыков и норм поведения.
- Воспитывать интерес к изучению прошлого и настоящего нашего края, его традиций и промыслов.
- Расширять представления о городах России, знакомить с символикой государства (гимн, герб, флаг).
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребенка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Участники проекта:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (Погорельский ДК).
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Явления антисоциального поведения в молодежной среде, к сожалению, стали сегодня обычным делом. Причиной тому, вероятно, стало то, что наше общество утратило источник, из которого ранее черпались нравственные устои и патриотические чувства. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры и искусства. Патриотизм проявляется в поступках человека, зарождаясь из любви к малой Родине и, пройдя через ряд этапов, патриотические чувства поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Технология патриотического воспитания предполагает создание условий для национального возрождения России. Важно приобщение ребенка к культуре своего народа, т.к. обращение к историческому наследию воспитывает гордость за родную землю, уважение к людям, живущим на ней. Поэтому детям дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру предков. Причем не сводить русскую культурную традицию к элементарной декорации, а рассматривать ее во всем многообразии: это и крестьянский быт, и классическая музыка, искусство русских художников, народные промыслы, фольклорные произведения и творчество русских поэтов и писателей. При этом необходимо опираться на традиции православной педагогики.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах села, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитывает уважение к своему дому, знакомым и друзьям. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.
Для решения этих задач было необходимо разработать систему мероприятий, которые охватили бы все виды деятельности детей, способствующие развитию нравственных чувств. Был составлен тематический план, в котором работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, праздники. Воспитателями были разработаны конспекты занятий: «Мой поселок», «Я знаю и люблю свою малую Родину», «Столица нашей Родины – Москва» и др.; составлены сценарии праздников «День рождения березки», «Масленица», «Светлая пасха». Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники отечества», «Масленица»; весной – «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). В процессе занятий дети знакомились с историей своего поселка, традициями народа, достопримечательностями, памятниками культуры. Воспитатели проводили с детьми экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Знакомили детей с народными промыслами. Для того, чтобы дети наглядно знакомились с русским бытом, мы посещали музей Копринских краеведов. Там дети наглядно знакомятся с крестьянским бытом, знакомятся с историей народного костюма, предметами быта.
При ознакомлении детей с прошлым и настоящим родного края, села, перед воспитателями была поставлена задача: тщательно отбирать материал, чтобы сформировать у дошкольников представление о своей малой Родине.
Работа по патриотическому воспитанию проходит через все виды деятельности детей. Использую в развитии речи детей фольклор, произведения русских писателей и поэтов, воспитатель должен раскрыть духовный и нравственный потенциал произведения, помочь ребенку понять его смысл. Воспитательное значение народных сказок во все времена высоко ценилось педагогами, так как сказки несут в себе добро, учат дружбе, трудолюбию, выставляют человеческие пороки в неприглядном виде. Поэтому воспитатели нашего детского сада используют произведения устного народного творчества в воспитании нравственных качеств у детей.
Занятия в изостудии при Погорельском ДК включают в себя знакомство с историей возникновения и особенностями народных промыслов. Дети с удовольствием лепят из глины, а затем расписывают дымковские игрушки, гжельскую посуду. Это трудоемкий процесс, требующий от детей усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца. Ребята учатся уважать труд и бережно относиться к его результатам. Кроме этого, руководитель изостудии знакомит детей с картинами русских художников, воспевающих красоту русской природы, при этом ребята высказывают свое мнение о картине, чем она понравилась, что особенного в ней увидел для себя ребенок.
Беседы о русских традициях, в том числе данной местности, знакомство с культурным наследием русского народа. Все это способствует духовному росту и совершенствованию нравственных качеств личности детей. Традиционно у нас в детском саду проводятся замечательные праздники: «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха». При составлении сценариев для этих праздников мы используем богатый фольклорный материал: колядки, заклинки, народные песни, танцы, игры. Все это позволяет детям не только реализовать свои способности, но и научиться сохранить народные традиции, обряды, праздники, общаясь с другими людьми, что по нашему мнению, способствует развитию нравственных качеств: общительность, доброжелательность.
Мы считаем, что любовь к Родине, к своему родному краю должна воспитываться на основе любви к природе. Воспитатели проводят с детьми занятия, которые помогают детям полюбить природу, увидеть ее красоту, заботиться о ее сохранности. Это экскурсии, викторины, изучение народного сезонного календаря, труд в природе.
На физкультурных занятиях воспитатели нашего детского сада используют народные игры, с помощью которых решаются задачи физического развития детей. Народные игры помогают решать и нравственные задачи: учат детей общаться, помогать друг другу, воспитывают чувство товарищества. Патриотическое воспитание – очень сложный, многогранный процесс, включающий в себя ряд аспектов. Мы будем продолжать вести планомерную работу, которая позволит детям адаптироваться в социуме.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь | Представление о древе жизни | Конкурс «Моя родословная» |
Октябрь | Экскурсия в музей ДК с. Погорелка «Как учились наши мамы и папы» | Коллективная творческая работа «Достопримечательности с. Погорелка» | |
Ноябрь | Беседа «Обычаи моего родного народа» | Развлечение в ДК «В гостях у бабушки Матрены» (познавательно-игровая программа, мастер-класс) | |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза». Знакомство с традициями празднования Нового года на Руси, в нашей местности. | Выставка Новогодних открыток разных лет | |
Январь | Знакомство с убранством русской избы в музее ДК. Беседа «Традиции русского чаепития». Русский народный праздник «Святки». Народный праздник «Рождество Христово». | Выставка детского творчества «Русские хоромы». Разучивание колядок с наряжанием. | |
Февраль | Экскурсия по родному селу «Выйду на улицу, гляну на село». Знакомство с декоративной резьбой на домах (наличник, солярные значки, причолина) | Рисование украшений для внешнего декора дома | |
Март | Развлечение «Масленица-красавица». Русские традиции, заклички, хороводные танцы, игры, забавы, чаепитие с блинами. | Коллективное изготовление куклы «Масленица». Проведение праздника на улице «Масленица». | |
Апрель | Народный праздник «Встреча птиц». Праздник «Троица» («Именины березки»). Знакомство с традиционными обычаями и гуляньями. Береза – символ России. Как береза лечит свои раны. Охрана природы. | Развлечение на улице: разучивание закличек. Коллективная работа лепка «жаворонков» (тестопластика). | |
Май | Участие в митинге День Победы. Экскурсия в Погорельский музей. Тема: «След от тй войны в моей семье». | Разучивание стихотворений о ВОВ, выступление на митинге, возложение цветов к Обелиску. | |
Июнь | Беседа «Древние образы». Птица Сирин. Знакомство с народным промыслом: плетение из бересты. В чем ходили наши предки. Знакомство с лаптями. Бережное отношение у природе. | Поделка из бересты | |
Июль | Экскурсия по селу: «Памятники нашего села». Знакомство с историей знаменитого копринского сыра. | ||
Август | Конкурс «Находка для музея» | Рассказ о своей находке | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «О чем рассказывают гербы и эмблемы» | Конкурс «Эмблема семьи» |
Октябрь | Беседа: «Вотчина князей Ушатых» | ||
Ноябрь | Экскурсия в музей ДК с. Погорелка «Храмы нашего края» | ||
Декабрь | Информация «История Рождественской открытки» | Конкурс «Рождественская открытка», «Ангел» | |
Январь | Информация «История Новогодней игрушки» | Конкурс «Игрушка своими руками», «Новогодние игрушки моего детства» | |
Февраль | Беседа: «Памятники истории моего села, находящиеся под охраной» (парк возле больницы Святой Серафимы, лесополоса «Мошок») | ||
Март | Утренник для мам и бабушек | ||
Апрель | Беседа: «Народные праздники и обряды» | Посадка деревьев на территории детского сада | |
Май | Экскурсия в музей ДК. Выставка «Наши земляки в годы ВОВ» | Сбор материала для музея | |
Июнь | Информация: «История создания Рыбинского водохранилища. Мерятинский остров, Шумаровский остров» | ||
Июль | Экскурсии в музей копринских Краеведов ДК: «Создание музея Копринских краеведов. Имена Чичкина и Бландова в истории Копринской волости» | ||
Август | Информация: «Трагическая судьба села Коприно. Храм в селе Коприно» | ||
Самореализация | Март | Показ открытого мероприятия «Масленица» | |
Август | Отчет о проделанной работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «23 февраля - день защитника Отечества»
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания п...
Проект по патриотическому воспитанию детей в разновозрастной группе " 9 мая - День Победы"
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравстве...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: « Недаром помнит вся Россия».
продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний....
План работы с родителями по патриотическому воспитанию для старшей разновозрастной группы 2022-2023 учебный год
План работы с родителями по патриотическому воспитанию для старшей разновозрастной группы. 2022-2023 учебный год...
Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе на 2022-2023 учебный год
Тематический планпо нравственно-патриотическому воспитаниюв старшей разновозрастной группена 2022-2023 учебный год...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию в средней разновозрастной группе «Жить – Родине служить!»
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с...
Предметно-пространственная среда нравственно-патриотического воспитания в старшей разновозрастной группе
Предметно-пространственная среда нравственно-патриотического воспитания в старшей разновозрастной группе...