Педагогический проект по патриотическому воспитанию в средней разновозрастной группе «Жить – Родине служить!»
проект (средняя группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях.  Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Поэтому и необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с Российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района   Ростовской области

Педагогический проект по патриотическому воспитанию

 в средней разновозрастной группе

«Жить – Родине служить!»

IMG-20230222-WA0013.jpg

Руководитель проекта:
 воспитатель  МБДОУ №3
Колиниченко Елена Николаевна

г. Пролетарск
2023г

Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Жить – Родине служить»

Тип проекта

Педагогический проект

Вид

Познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно – эстетическое, речевое, социально – коммуникативное, физическое развитие

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Педагоги, дети, родители

Целевая группа

Воспитанники средней разновозрастной группы «Капельки» (3-5лет)

Сроки реализации

Февраль 2023г

Актуальность разработки

 проекта

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе.  Хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества”. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории службы в армии необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи подвести ребенка к пониманию, того, что свою Родину необходимо любить, беречь и защищать. Сегодня эта проблема приобрела наибольшую актуальность и значимость, нельзя допустить, чтобы исторические факты извращались, чтобы им придавался совершенно другой окрас. Настала необходимость защищать правду о той войне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, в их честь воздвигнуты памятники. Нужно использовать рассказы пап и других членов семьи о службе в рядах Российской Армии, поднимать ее престиж.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях.  Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды, прадеды. В настоящее время мы столкнулись с проблемой, что дети имеют недостаточные представления о Российской Армии, о людях военных профессий. У значительной части дошкольников был выявлен неустойчивый интерес к героическому прошлому нашей страны. Многие дети затруднялись ответить на вопрос, где работают и чем занимаются их родители. Большинство из них имели небольшие представления о прошлом своего народа, его культуре, истории родного города, достопримечательностях. При этом отмечалось, что дошкольники слабо воспринимают эмоциональное состояние других людей, путаются в понимании хороших и плохих поступков.

 Таким образом, отсутствие у детей знаний по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, с Российской Армией и её представителями, воспитать чувство патриотизма у детей.

Цель проекта

- Воспитание уважения к защитникам Родины и чувство гордости за героев – земляков.

-ознакомление с Российской Армией, ее функцией защиты России от врагов

- привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Задачи проекта

-Знакомить с историей Российской армий и ее ролью в современном обществе
- Дать представление  о видах войск, о людях военных профессий, вызвать интерес к истории своей страны, познакомить с современными качествами Защитника Отечества в наши дни;

- развивать у детей познавательную активность, творческие способности.

- обогащать словарь детей: мужество, справедливость, воля, смелость, сила духа, доброта, сухопутные войска, военно-морской флот, воздушно-десантные войска; артиллеристы, подводники, танкисты, пограничники; автомат, пулемёт, ракетно-зенитная установка;

-формировать у детей патриотические чувства, воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;

 -приобщать детей и родителей к изучению истории Российской армии.

- воспитывать чувство гордости за солдат и желание быть похожими на них, уважение к защитникам Отечества

Методы и приемы:

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей о защитниках Отечества, разучивание стихотворений ко Дню Защитника Отечества.

- Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания и просмотра музыкальных произведений и презентаций.

- Лепка военной техники, солдат российской армии.

- Рисование, аппликация солдат различных родов войск.

- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций о Российской Армии, рассматривание семейных армейских альбомов, просмотр презентации.

- Конструирование военной техники из строительного, бросового материала, бумаги.

- Изготовление сувениров для пап, дедушек.

- Проведение интегрированного занятия с элементами соревнований.

Создание и оснащение предметно-развивающей среды в группе

- Оформление в группе уголка, посвящённого «Дню защитника Отечества», выставка армейских альбомов, стенгазеты из семейных архивов.

- Внесение атрибутов в сюжетно - ролевые игры, совместное с детьми создание атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

Книжный уголок: книжная выставка «На страже Родины»-  Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Е. Трушина «Посвящается героям».

Музыкальный уголок: Иллюстрации с музыкальными инструментами, используемые в армии (труба, барабан).

Уголок речевого развития: картины, репродукции художников: Рерих «Куликовская битва», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

Уголок творчества и рисования: трафареты, обводки (вооруженные силы), книжки-раскраски.

Театральный уголок: внесение пилоток, фуражек, атрибутов, изготовленных своими руками.

 Оформление родительского уголка: Информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта, создание выставки альбомов «Наши защитники».

 Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.

Ожидаемые результаты проекта

• Создание условий для развития социально-значимых ценностей.

• Повышение уровня гражданской ответственности, силы патриотизма участников проекта: будущего поколения России – воспитанников ДОУ, родителей воспитанников, педагогов ДОУ.

• Повышение интереса у воспитанников ДОУ к истинным событиям Великой Отечественной войны, к истории России в целом.

• Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста патриотических чувств.

• Повышение эффективности деятельности ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка в семье и в детском саду.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

• Формулирование цели  и задач проекта.

• Донести до родителей и детей  важность и актуальность данной проблемы.

• Изучение литературы по теме проекта.

• Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.

• Продумывание творческих проектов и конкурсов для детей и родителей.

• Подбор  наглядных материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

• Разработка тем НОД и презентаций к ним.

2 этап основной:

        Проект реализовывался с учетом основных положений ФГОС ДО:

• разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;

• построение педагогического процесса на основе интеграции содержания образовательных областей;

• гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей;

• развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

• организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

• соблюдение права выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Работа с детьми:

• Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о российской армии, о родах войск: «Будем в армии служить», «Военнослужащие», «Защитники земли Русской» «Каким должен быть военный», «Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «С чего начинается Родина?», «День Защитника Отечества», «Наша армия», «Беседа о мужестве и храбрости»; Чтение пословиц об армии.

- Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Подбери картинку», «Чья форма?», «Военная техника», «Угадай по описанию», «Назови войска».

 Рассказы воспитателя «Защитники Отечества», «История праздника», «Что значит война».

  • Создание в группе условий для реализации проекта: подбор  книг в уголок, иллюстраций военной техники, просмотр презентации об армии, выставка семейных армейских альбомов.
  • Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Гайдар «Рассказы об армии», И. Асеева «Папин праздник», А. Сутеев «Кораблик», И. Асеева «Папин праздник».
  • Рассматривание альбомов: «Наша армия», «Наши праздники», «Символика России», «Военные профессии».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки», «Служба спасения», «Полиция», «Военнослужащий».
  • Игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», «Боевая тревога», «Снайперы», «Тяжелая ноша», «Пограничники».
  • Разучивание песен об армии: «Бравые солдаты», «Это просто означает», Прослушивание песен: «Папа может», «Будем в армии служить», «Бескозырка белая».
  •  Изобразительная деятельность: Рисование «Наша армия самая сильная». Раскрашивание раскрасок на военную тематику.

- Конструирование: «Танк», «Военная машина», «Ракета», «Корабль».

  • - Оригами: «Кораблик», «Самолет», «Ракета».
  •  Изготовление стенгазеты «23 февраля День Защитника Отечества».
  • Подготовка костюмов и атрибутов для досуга.

Работа с родителями:

-  совместное оформление тематической стенгазеты «Мой папа – самый лучший» о службе в армии родителей,

- информационный стенд для родителей «Жить - Родине служить!».

- Информация для родителей на сайте детского сада «Жить - Родине служить!».

Рассказы пап и дедушек о службе в Армии.

- привлечь к участию во Всероссийских акциях ко Дню защитника Отечества в поддержку воинов Вооруженных Сил Российской Федерации " Тепло для героя", "Письмо солдату", "Посылка солдату".

Этап заключительный:

- Проведение интегрированного занятия «Наша армия родная»

- Проведение праздника «Жить – Родине служить!»;

- Совместное итоговое мероприятие с работниками детской библиотекой им. Аматуни «Наша армия сильна!».

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада, совместное изготовление стенгазет, организация выставки.

Заключение:

   Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии. В результате работы над проектом повысился интерес к данной теме, творческий потенциал.  Проведенные мероприятия объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе

Список литературы:

  1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
  2. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  3. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе»
  4. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала»
  5. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях»
  6. И. А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе детского сада.
  7. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
  8.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
  9. http://ivalex.vistcom.ru/skazki.htm. Всё для детского сада.
  10. http://www.solnet.ee/index.html. Солнышко. Детский портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - Керчь"

Цель: Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности....

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

Педагогический проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Родина на ладошке»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать...

План месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы под девизом «Святое дело – Родине служить!»

Модель оборонно-массовой  и военно-патриотической работы в ДОУ в рамках месячника, к 23 февраля....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»...

ООД по нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группе на тему «Мой поселок»

Расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме;воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку....