Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_hudozhestvennoy.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов»

А.С.Макаренко

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам.  Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, воспитывает привычку к трудовому усилию, готовность участвовать в труде, формирует положительные взаимоотношения между детьми. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д.  В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.  Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность.

Основные виды трудовой деятельности младшего дошкольника включают в себя: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.

Ярко и образно говорится о труде в народном творчестве. В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «Жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказывать отношение к лени («Труд кормит, а лень портит», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда (« Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить»»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому.  Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. В авторских художественных  произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Доктор Айболит», «Федорино горе»  К. Чуковского), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности. Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько  важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.  

В трудовом  воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость, ритмичность и выразительность. Например: «Ладушки, ладушки...», «Сорока белобока…», « Ай, гугу, гугу, гугу..»  и т.д. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретают вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества.  Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

В своей практике по трудовому воспитанию мы используем различные потешки и поговорки. Так для воспитания для  навыков самообслуживания мы используем такие потешки, как «Водичка, водичка умой мое личико…», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…», а для воспитания хозяйственно-бытового труда и труда в природе мы часто используем поговорки. Например: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Сделал дело – гуляй смело», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дерево сильно корнями, а человек – трудами», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Играй, играй, да дело знай» и т.д.

Закончить свое выступление я хотела бы словами французского философа Клода Адриана Гельвеция: «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .

laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста...