План-программа семейных вечеров "Навстречу друг другу"
проект

Рубанец Наиля Юрисовна

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. А зачастую в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. 

Родители, принимая участие в программе «Навстречу друг другу»  проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.

Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. К сожалению, многие взрослые большое внимание, в ущерб игре, уделяют обучению игре, причем предпочитают строить его по школьному типу. Мы акцентируем внимание родителей на игре малышей, показываем ее значение, учим способам игрового взаимодействия взрослого и ребенка.

С целью ознакомления родителей с многообразием игр и их возможностью применения в развитии детей были организованы семейные вечера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_semeynye_vechera.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

План-программа

семейных вечеров

«Навстречу друг другу»

для детей раннего возраста и их родителей

Срок реализации: 1год

Разработчики:

социальный педагог

Ольга Владимировна Семенюк,

педагог-психолог

Наиля Юрисовна Рубанец


Содержание

1.

Целевой раздел……………………………………………………..

4

1.1.

Введение…………………………………………………………….

4

1.2.

Актуальность проблемы…………………………………………...

4

1.3

Цель…………………………………………………………………

5

1.4

Задачи………………………………………………………………..

5

2. 

Содержательный раздел……………………………………………

5

2.1.

Условия реализации программы…………………………………..

5

2.2.

Ожидаемые результаты реализации программы…………………

6

2.3.

План работы семейных вечеров «Навстречу друг другу» на  учебный год………………………………………………………..

7

3.

Организационный раздел…………………………………………

7

3.1.

Материально – техническое обеспечение………………………

7

4.

Используемая литература………………………………………..

8

Приложение:

Конспект 1 встречи…………………………………………………

9


Информационная карта Программы

Название программы

Навстречу друг другу

Тип программы

Социально-коммуникативный

Вид программы

Среднесрочный

По количеству детей и родителей

Групповой

Форма проведения

Вечерняя (детско-родительские встречи)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Цели

Способствовать родителям в определении оптимальных путей взаимодействия с ребенком через игровую деятельность и общение.

Задачи:

1. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

2. содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

3. познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

4. показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития;

5. воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки;

7. помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно - игровой деятельности

Структура и срок реализации программы

1. Подготовительный этап: 1 месяц

2. Основной этап: 7 месяцев

3. Обобщающий этап: 1 месяц

Составитель проекта

Социальный педагог Семенюк Ольга Владимировна;

педагог-психолог Рубанец Наиля Юрисовна


  1. Целевой раздел

1.1.Введение

        Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. А зачастую в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.  

Родители, принимая участие в программе «Навстречу друг другу»  проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.

Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. К сожалению, многие взрослые большое внимание, в ущерб игре, уделяют обучению игре, причем предпочитают строить его по школьному типу. Мы акцентируем внимание родителей на игре малышей, показываем ее значение, учим способам игрового взаимодействия взрослого и ребенка.

С целью ознакомления родителей с многообразием игр и их возможностью применения в развитии детей были организованы семейные вечера.

1.2.Актуальность проблемы

В связи с поступлением в детский сад  у родителей появляются новые проблемы, связанные с воспитанием, развитием ребенка. Становятся актуальными многие проблемы: чему научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

           Как известно, лучший способ обучения детей раннего возраста – это игровой процесс, т.к. он является ведущим в дошкольном возрасте, поэтому мы решили предложить родителям занятия в игровой форме для детей раннего возраста. 

        Актуальность программы заключается в том, что на встречах в семейном клубе наглядно демонстрируется развивающий и воспитательный потенциал игры для детей раннего возраста.

1.3 Цель:

Способствовать родителям в определении оптимальных путей взаимодействия с ребенком через игровую деятельность и общение.

1.4. Задачи:

1. повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

2. содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

3. познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

4. показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития;

5. воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки;

6. помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно - игровой деятельности.

  1. Содержательный раздел

2.1. Условия реализации программы

Программа реализуется в течение одного учебного года, частота проведения – 4 раза в год. Период занятий – с сентября по май.

Семейные вечера «Навстречу друг другу» реализуют специалисты детского сада: педагог-психолог, социальный педагог,  музыкальный руководитель. Используются разные формы работы: игровые методы и приёмы, игровой массаж, музыкотерапия, пальчиковые игры и др.

Участники: дети раннего возраста (2-3 года) и их законные представители.

Каждая встреча состоит из двух блоков:

  1. мини-лекция для родителей по вопросам детской психологии;
  2. совместная детско-родительская деятельность, включающая игры, направленные на развитие мелкой моторики, восприятия, речи.

2.2. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Овладение игровыми приемами взаимодействия с ребенком.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желание и возможности ребенка.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

  1.  План работы семейных вечеров «Навстречу друг другу» на учебный год

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

 Тема: «Наши любимые игрушки».

Задача: Помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития.

Октябрь

2

Тема: «Наши пальчики играют, говорить нам помогают».

Задача: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики;

познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

3

Тема: «Играем и поём»

Задачи: Воспитывать первоначальные игровые и вокальные навыки, формировать музыкальное восприятие детей

Февраль

4

Тема: «Моё солнышко»

Задачи: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательно- игровой деятельности, содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком

Апрель

3. Организационный раздел

        3.1. Материально – техническое обеспечение

        Встречи проходят в музыкальном зале.

Оборудование и материалы для реализации программы:

- музыкальный центр,

- аудиозаписи  музыки,

- канцелярские товары,

- мягкие коврики,

- массажные мячики.

4. Используемая литература

1.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста методическое пособие. -  М: ТЦ Сфера 2013;

2.

Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012;

3.

Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я / Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998;

4.

Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2019;

5.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48;

6.

Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия/ авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009;

7.

Чибисова М. Ю. "Психолог на родительском собрании", М., Генезис, 2004


Приложение

Семейный вечер №1 «Наши любимые игрушки»

Цель: Помочь родителям осознать потребности малыша, показать значение и возможности совместной игры взрослого и ребенка для его развития.

Задачи:

- создать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу для родителей и детей;

- познакомить родителей с возможностями и значением совместной игры в развитии ребенка;

- расширить диапазон невербального общения родителей и детей;

- обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, побуждать к речевой активности.

Оборудование: мячи по количеству участников; игрушки: зайка, самолёт, самолет, неваляшка; музыкальное сопровождение.

Ход встречи.

1. Мини-лекция для родителей «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами на семейных вечерах «Навстречу друг другу». Вести их будем мы: педагог-психолог, социальный педагог и музыкальный руководитель. Наши встречи будут проходить 4 раза в год следующим образом: сначала мини-лекция по теме для вас, затем совместное игровое занятие с детьми в музыкальном зале.

Сегодня наша встреча на тему «Наши любимые игрушки».

Важность развития малыша в возрасте до 3 лет нельзя недооценивать! По мнению детских психологов, до 70% информации об окружающем мире ребенок получает к трем годам, а за всю оставшуюся жизнь – около 30%. Поэтому очень важной задачей для окружающих ребенка взрослых – родителей, воспитателей, других родственников и знакомых является максимальное использование возможностей раннего возраста.

Как можно обучать малыша 2 – 3 лет? Только в игре! Игра – это основное, необходимое и желанное занятие в жизни ребенка раннего возраста. В играх дети изучают свойства окружающих предметов, развивают ловкость, внимание, воображение и мышление. 

Но для того, чтобы малыш начал играть, нужно участие взрослого. Если Вы просто купили игрушку и дали ее ребенку 2 лет, то, скорее всего через несколько минут он ее бросит, потому что не знает, как с ней играть. Нужно показать малышу, что куклу можно покормить, покачать и положить спать, в машину можно загрузить кубики и повезти на стройку и т. п. Сколько радости видно в глазах ребенка, когда взрослые начинают играть с ним! Домашние дела и заботы могут немного подождать, ведь Ваш малыш нуждается в Вашем внимании. Давно замечено, что в тех семьях, где родители и бабушки с дедушками регулярно играют с ребенком, более теплые отношения, дети не капризничают. Почему? Потому что они получают достаточно внимания.

Также родителям важно помнить о том, что с помощью игры можно не только развивать ловкость и внимание, но и воспитывать малыша. Любая ситуация станет более понятной, если родители «проиграют» ее – «Куклы поссорились»«Мишка отнял машину у зайчика»«Котенок ударил щенка» и т. д. В процессе обыгрывания подобных ситуаций Вы можете подсказать малышу способы выхода из конфликтных ситуаций, научить предотвращать ссоры.

Игры с правилами учат ребенка организованности и самоконтролю. Впоследствии это позволит сформировать сознательное поведение, усвоить нравственные нормы и правила поведения в коллективе.

Игры в раннем возрасте позволят Вашему малышу сформировать наиболее ценные качества характера!

А теперь давайте поиграем! Приходите со своими малышами в музыкальный зал.

Взрослые с детьми заходят в зал.

Добрый вечер, мамы и папы! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поиграть в подвижные игры с вашими детьми. Мы покажем вам несколько подвижных игр, в которые вы также можете поиграть дома.

2. Упражнение-приветствие на сплочение «Мы за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся»

(педагог-психолог предлагает родителям и детям встать в круг и по возможности синхронно повторять слова и движения)

Мы похлопаем в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы потопаем ногами: топ-топ-топ.

Покачаем головой: тик-так, тик-так.

Ручки мы поднимем, ручки мы опустим.

За руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся,

Чтобы было хорошее настроение!

2. Игра «Зайка серенький сидит».

Социальный педагог. Ребятки, к нам в гости пришли игрушки! Посмотрите, кто это? (Достает из-за ширмы зайку)

Ребятки, давайте поиграем с зайчиком. У него есть любимая игра «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так, он ушами шевелит,

(садятся на корточки, двигают кистями рук над головой)

Зайке холодно сидеть - надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

(встают, поглаживают одной рукой другую, потом наоборот)

Зайке холодно стоять - надо зайке поскакать,

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

(прижимают кисти рук к груди (как лапки) и прыгают на месте)

Ай, да молодцы ребята! Зайчику очень понравилось!

3. Игра-песенка «Неваляшка» 

Музыкальный руководитель показывает куклу-неваляшку.

В гости к нам пришла, друзья,

Кукла необычная:

Не сидит, не лежит,

Только знай себе, стоит.

Знают Сашки и Наташки:

Это кукла … неваляшка!

Звучит музыкальная композиция «Неваляшка» сл. З. Петровой, муз. З. Левиной. Участники повторяют за ведущими движения под музыку.

4. Игра малой активности с мячом «Покатаем мяч друг другу» 

Педагог-психолог показывает мячик и читает стихотворение:

Вот какой весёлый мячик

Так и скачет, так и скачет

Будут малыши играть

Мячик ручками катать!

Дети с родителями садятся на ковёр (ноги врозь, напротив друг друга) и катают мячик друг другу.

 

5. Игра «Самолёты» 

Социальный педагог показывает самолёт и предлагает полетать на самолётах, все движения взрослые выполняют вместе с детьми.

Самолёт построим сами,

(Стучат кулачками: тук-тук-тук)

Заведём мотор руками: р-р-р.

(Совершают вращательные движения руками)

Понесёмся над лесами

Понесёмся над лесами

(Поднимают руки в стороны, бегают по кругу «самолёты летают», произносят звук «у-у-у»)

А потом вернёмся к маме.

6. Заключение. (педагог-психолог)

Наша встреча подошла к концу. Спасибо, что были с нами сегодня. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный художественно – творческий проект «Навстречу друг другу»

Основное направление этой творческой акции – помочь выстроить отношения меду детьми и родителями прямо во время работы над картинами. Это будут семейные портреты. Авторы могут изображать всех членов с...

Программа семейного спортивного клуба "Навстречу друг другу"

Программа семейного спортивного клуба для родителей и детей средней группы...

Семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему«В гости в осенний лес»

В группе «Ёлочка» прошёл семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему«В гости в осенний лес».Мероприятие былоорганизованно так, чтобы родители смоглипосмотреть, как можно знакомить малышей с окружающи...

Учимся понимать друг друга. Применение техники "Семейная хореография " в работе с родителями.

laquo;Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Феликс Адлер....

Семейный клуб «Навстречу друг другу» «Путешествие в страну «Сенсорика»

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста через игровую деятельность....

Семейный клуб «Навстречу друг другу» на тему: «Праздники цифры 4».

Познавательное мероприятие для детей и родителей.Цель: Ознакомление родителей с формой проведения творческой мастерской (мастер - класс). Задачи:Совершенствовать работу с родителями по ознакомлен...