Педагогический всеобуч "Совсем немного науки"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям: речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками; речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_vseobuch_-sovsem_nemnogo_nauki.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Ребёнок к 4 годам:
- правильно произносить отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
- накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
- активно осознаёт обобщающую функцию слов;
- через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно -ласкательные суффиксы);
- начинает использовать в речи сложные формы предложений;
- осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
- Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема самообразования.
- Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
- Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
- Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте их вместе подпитывать положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмём природу – великого учителя.
Отправляясь с ребёнку на прогулку, мы можем:
- проговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;
- посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года:
- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
- поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.
Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваться утром с солнышком, сказать ласковые слова признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, великолепное, тёплое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЕРНУТОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Авторы-составители Т. Г. Кобзева, кандидат педагогических наук, Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, И. А. Холодова
В методичеескую копилку педагогу -дошкольнику!...
Педагогический проект «Школа пешеходных наук»
Проект на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»«Школа пешеходных наук» Составила воспитатель Осипенко Елизавета МихайловнаУчастники проекта:Воспитатели, родители,...
Вклад отечественных композиторов в развитие педагогической науки.
Актуальность данной статьи видится мне в необходимости теоретического и методологического обобщения прогрессивных педагогических идей отечественных комп...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке о
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.12.2014г. № 1601 г.Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку за...
Место педагогической науки в системе наук
Теоретический материал...
Международный педагогический журнал «Наука 21 века» Сборник статей Часть 11.Интерактивный плакат как элемент педагогического дизайна и особенности его использования при организации НОД. Автор: Кадацкая Татьяна Алексеевна, Солдаткина Светлана Николаевна
Педагогический дизайн – это инструмент педагогики, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными.Интерактивный плакат – э...
Зарождение педагогических принципов как науки в Западной Европе XVIII века
В статье рассматриваются предпосылки возникновения музыкальной педагогики как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVIII века.Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактат...