Место педагогической науки в системе наук
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Юля» г.Феодосии Республики Крым»
«Место педагогической науки в системе наук»
Подготовила
Старший воспитатель:
Кудря Татьяна Владимировна
г.Феодосия
2019 год
Содержание
Введение (с. 3)
1. Возникновение педагогики как науки (с.5)
2. Предмет, объект и функции педагогики (с.9)
3. Основные понятия педагогики (с.10)
4. Связь педагогики с другими науками (с.12)
Заключение (с.11)
Список использованных источников (с.13)
Введение
Основной задачей образования в современном обществе является всестороннее развитие личности ученика. Данная цель поставлена перед такой наукой как педагогика. Изначально педагогика являлась в качестве практической деятельности. Разделение труда в первобытном обществе создало необходимость передавать трудовой опыт, формировать преданность интересов рода, племени и т.д., что и явилось истоком педагогической деятельности.
Однако отсутствие системы в данном виде деятельности позволяет рассматривать ее только в ключе «народной педагогики». Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
1. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, соборные и городские школы. На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость.
2. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464). Целый курс педагогики изложен в шести книгах "О воспитании детей и их хороших нравах" М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.).
3. Этап формирования педагогики в самостоятельную науку. В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются классические школы, дающие среднее, а затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания. Всемирное признание в рассматриваемый период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших соотечественников. К их числу можно отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1869).
4. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Неоценимый вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Ими продолжено исследование педагогических проблем, а также значительно расширены сферы исследований. В 70-е годы 20 века появляется плеяда педагогов-практиков, названных в последствии педагогами-новаторами, которые рассматривают ученика как субъекта совместной педагогической деятельности. В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики.
Предыдущие этапы развития педагогики позволили к настоящему времени сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний. На современном этапе педагогика является наукой о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов. Структура педагогики составляют два основных компонента: теория и практика воспитания и теория и практика обучения (дидактики).
Основной целью исследования является необходимость изучения педагогики как системы педагогических наук, а также определение взаимосвязи педагогики с другими науками о человеке.
- Возникновение педагогики как науки.
Изучение любой науки ставит перед собой решение следующих вопросов:
- Возникновение и развитие этой науки.
- Какие специфические проблемы она исследует?
С появлением человека возникает необходимость передачи опыта жизнедеятельности от старшего поколения к младшему.
Зарождение педагогической деятельности берет свое начало во 2 тысячелетии до н.э. Формируется общественная функция педагога (племя, род выделял человека, который передавал молодому поколению опыт предыдущих поколений).
В 5 веке до н. э. возникает педагогическая теория. Она зарождается в недрах философии. Вопросы воспитания раскрывали в своих трудах такие древнегреческие философы как: Гераклит (530-470 гг. до н.э.), Демокрит (460 - нач. IV в. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и др.
Благодаря античной Греции появляется термин «педагогика». Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - «дитя», «гогос» - «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение». Данный термин закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Аристократы Древней Греции поручали своим рабам присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Эти рабы назывались педагогами. В последующем специально подготовленные люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей стали называть педагогами. Таким образом, наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Так же из Древней Греции ведут своё происхождение такие педагогические понятия и термины как, школа - «досуг», гимназия – общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
В Средние века большую роль в становлении педагогики как науки играла церковь и её служители. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.
В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских канонов: верховая езда, плаванье, использование копья, фехтование, охота, шахматы, игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.
Образование на Руси начинает активно шагнуло вперед в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.
С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».
В эпоху Возрождения развитие педагогической мысли прослеживается в трудах виднейших деятелей этого периода – итальянского гуманиста Витторио да Фельтре (1378-1446), испанского философа Хуана Вивеса (1442-1540), нидерландского мыслитель Эразма Роттердамского (1465-1536) и др. Они подвергали критике зубрёжку, процветавшую в обучении, и выступали за гуманное отношение к детям, за гармоничное развитие всех сторон личности ребенка. Однако, несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.
XVII век становится определяющим для педагогики. В этот период педагогика выделяется в отдельную самостоятельную науку.На это повлиял трактат английского философа Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Так же большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:
- Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.
- Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.
- Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».
- Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.
- Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».
В отечественный период выделяют деятельность М.В. Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. И.И. Бецкой принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.
На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды русских педагогов Н.И. Пирогова (1810-1881), Л.Н. Толстого (1828-1910). Целостное, систематизированное раскрытие педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Им написана первая большая работа в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания».
Такое большое количество крупных педагогов не случайно. Интенсивное развитие производства, науки и культуры способствовало повышению грамотности основных производителей. Поэтому росло количество образовательно-воспитательных учреждений, расширялась сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открывались специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Образование в России подверглось большим изменениям после Октябрьской революции 1917 года. Основой педагогики стала коммунистическая идеология, главная задача которой являлось воспитание физически здорового человека. Так как обучение было бесплатным, то его могли позволить себе люди любого материального положения. Школа считалась учреждением светского типа, уроки проводились в соответствии с четким расписанием занятий. В конце учебного года проводилась проверка знаний по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С.. Также большой клад внесли такие деятели просвещения:
- Сухомлинский В. А. – выступал за идею гуманного обучения.
- Блонский П. П. – поддерживал трудовую народную школу.
- Каптерев П. Ф. – написал учение про педагогическую организацию.
- Вахтерев В. П. – предоставил концепцию «эволюционной педагогики».
При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие.
- Предмет, объект и функции педагогики.
Педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Функции педагогики прежде всего, это:
- Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: описательном, объяснительном; диагностическом; прогностическом.
- Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: проективном; преобразовательном; рефлексивном.
- Основные понятия педагогики.
Основными понятиями в педагогике, выражающими научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Основные педагогические категории - воспитание, обучение, образование. Наша наука оперирует еще общенаучными категориями - развитие, формирование.
1. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В широком социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы).
В узком социальном смысле воспитание - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
2. Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основа обучения ЗУН, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания - отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
3. Образование - результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
4. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение.
5. Развитие – также имеет неопределенные границы применения в педагогике. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.
- Связь педагогики с другими науками.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Заключение
На основании вышеизоженного, можно сделать следующие выводы.
Термин педагогика (от греч. paides - ребенок, gogos - вести) дословно обозначает «детовождение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по дороге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв. и подразумевала совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Спектр ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.
Список используемых источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.: Педагогика. 1988.
3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СП61У, 1992.
4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990.
5. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985.
6. Никитин А.Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. - М., 1993.
7. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.
8. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАЛЕОЛОГИЯ И ГИГИЕНА В СИСТЕМЕ НАУК О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Природа и человек неразрывно связаны между собой....
Педагогический проект «Школа пешеходных наук»
Проект на тему «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»«Школа пешеходных наук» Составила воспитатель Осипенко Елизавета МихайловнаУчастники проекта:Воспитатели, родители,...
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
Педагогический проект "Школа пешеходных наук"
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортный происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки людей, более тысячи получают травмы. Очень часто это ...
Педагогическая игра «Страницы безопасных наук»
Совершенствовать работу педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников. Скоординировать деятельность педагогического коллектива в данной теме....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...
Консультация «Педагогика в системе наук о человеке»
ÒПостоянные задачи педагогики: выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами...