Зарождение педагогических принципов как науки в Западной Европе XVIII века
статья
В статье рассматриваются предпосылки возникновения музыкальной педагогики как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVIII века.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактаты, теоретики-музыканты, Й.Шайбу, К.Ф.Э. Бах, Л.Моцарт, Й.Кварц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zarozhdenie_pedagogicheskih.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
КАК НАУКИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVlll ВЕКА
Михайлова Е. А.
Музыкальный руководитель
ГБДОУ √ 81 комбинированного
вида Центрального района
Санкт - Петербурга
Аннотация: автор в своей статье рассматривает предпосылки возникновения музыкальной педагогики как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVlll века.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактаты, теоретики-музыканты ,И. Шайбу, К. Ф. Э. Бах, Л. Моцарт, И. Кварц
Многочисленные трактаты XVlll века, относящиеся к музыкальной сфере, были посвящены не только исполнительским, но и исполнительским вопросам. И прежде всего следует отметить весьма актуальную в то время проблему профессионального отношения к музыке как к науке и искусству.
Так, Иоганн Шайбу (1708 – 1776) , знаменитый музыкальный критик и теоретик того времени, в своём еженедельном журнале «Критический музыкант», в статье √28, писал : «Нет необходимости доказывать, что музыка необходима… Музыка – обширная и требующая знаний наука, и одновременно не менее замечательное искусство. Отделить эти два аспекта друг от друга невозможно, так как ни один не может существовать по отдельности… Следовательно, она требует такого же отношения, как и другие науки, которым обучают в университетах… Мы можем установить, что в университетах изредка происходят различные сборища, посвящённые музыке, но нигде не увидим, чтобы ею занимались, как остальными научными дисциплинами. Недооценка музыки в высших учебных заведениях является существенной причиной растущего к ней неуважения среди ученых… « [ 3, 318, 321]
Таким образом проблема музыкального образования в XVlll веке стояла достаточно остро. И. Шайбе в своих трудах предлагали некоторые средства, которые могли бы помочь, по его мнению, добиться «изучения музыки в высших учебных заведениях» .
Прежде всего проблема была не только в качественном музыкальном образовании, но и острой нехватки хороших учителей и хороших пособий по обучению. Для решения этих проблем у И. Шайбе не было однозначного ответа, однако он призывал учёных – теоретиков хотя бы попытаться « сделать возможным невозможное».
И первым шагом должно было стать создание музыкальных академий. Согласно традиции того времени, в основном обучение музыкантов практиковалось частным образом на дому. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с середины XVlll века появляется всё больше трудов посвящённых проблемам музыкального воспитания и образования.
Первым научным трудом, в котором автору удалось наиболее полно раскрыть тебя проблемы, которые так остро встали перед музыкантами восемнадцатого века, был тракта Иоганна Матесона « Совершённый капельмейстер», вышедший в 1739 году. Он выступал против традиции спекулятивного отношения к музыке, против «чистых алгебра истов», подчиняющихся музыкальное искусство власти голой математики, которая не могла быть « сердцем и душой музыки». Главное в ней – опыт и чувство. Маттесон выступал так де с критикой всякого рода рутины в области музыкальной теории и практики. Он утверждал, что каждое произведение должно обладать тремя качествами – мелодией, гармонией и галантностью, то есть совершенно определённым стилем и характером высказывания.
В год рождения В. А. Моцарта выходит трактат его отца, Леопольда Моцарта « Опыт основательной скрипичной школы». Этот трактат стал своеобразной энциклопедией музыкального мышления того времени. Придерживаясь теории аффектов, Л. Моцарт указывал на труд, как на единственный путь к достижению профессионализма в любом деле.
Наравне с трудом Л. Моцарта музыканты того времени зачитывались и трактатом Иоганна Кварца « Опыт руководства по игре на поперечной флейте». Кварц считал что настоящий музыкант обязан быть образованным человеком : знать основы математики, философии, риторики, несколько иностранных языков, знать теоретические основы – композицию, контрапункт, а так же познакомиться с театральным и актёрским искусством.
Чуть ранее, в 1753 году, вышел труд К . Ф. Э. Бах в предисловии к своему трактату « Опыт истинного искусства игры на клавире» писал: Моя книга предназначается с первую очередь для педагогов, методы преподавания которых до настоящего времени не соответствует истинным принципам искусства». [ 3, 283 ]
Трактат Бахвалов стал своеобразным пособием, « настольной книгой» многих начинающих преподавателей и клавиристов.
Эти труды стали главным источником наших источников наших знаний о тогдашнем обучении музыки и позволили обходить тем основные принципы, которыми руководствовались педагоги в обучении учеников музыкальному искусству.
Список литературы :
1.Аберт Герман В. А. Моцарт часть первая, книга первая ( Москва, « Музыка», 1987)
2.Алексеев А. Д. История фортепианного искусства ( Москва : Музыка, 1956)
3.Г.Чичерин Моцарт (Ленинград « Музыка», 1971) с. 318,321,283
4.Шестаков В. П. Музыкальная эстетика Западной Европы 17- 18 веков (Москва «Музыка», 1971)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные заведения в западной Европе в новое время
Призентация посвещена истории педагогике в Заподной европе в новое время....
«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с
laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Презентация "Эволюция музыкальных инструментов с XVIII века до наших дней"
Эволюция музыкальных инструментов с XVIII века до наших дней...
Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2021 г. Часть 2. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2021. 123 с.
Особенности гендерной принадлежности в игровой деятельности дошкольников...
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»
Авторский вклад в раскрытие темы исследования» в секции «Педагогические науки»...
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»
Авторский вклад в раскрытие темы исследования» в секции «Педагогические науки»...