Конспект интегрированного занятия. «Югра - мой край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель:

1.Закрепить знаний детей о жизни и традициях коренных народов Севера - ханты и манси.

 2.Познакомить детей с укладом жизни этих малочисленных народов , с образом жизни людей в условиях Севера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_yugra-_moy_kray_rodnoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия.

 «Югра -  мой край родной»

Программное  содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Методы и приемы:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное  слово,  пословицы, загадки, дидактические игры:  «Найди и опиши»,  «Что, где растёт», использование  слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия;  лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

экскурсия в  краеведческий музей ,чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы:

           Карта Нижневартовского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?

 (Даю время для размышления)

 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: - А как  же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - Югра

Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Он находится на севере нашей страны.

Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.

(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Как же называется наш район?

Дети: - Нижневартовский район.

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Нижневартовский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?

(Дети показывают Нижневартовский район)

Воспитатель: А что означает название нашего города Покачи? Свое название город получил от хантыйского рода Покачевых — именно на их землях был впервые получен промышленный поток нефти.

- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

 

(Просмотр фрагмента фильма «Нижневартовский район»,  рассуждения детей, комментарии воспитателя)

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

(после просмотра фрагмента фильма)

 Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера

( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: - Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.

Воспитатель: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и бурки.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.

 (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Нижневартовского района».)

 Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?

Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».

(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)

- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Конспект занятия «Югра — наш край родной»

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.Задачи:Обра...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....