Кружок для детей старшей группы "Вязание крючком. Мы учимся вязать " на 2017-2018 учебный год
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
В процессе занятий вязания крючком формируются все психичекие процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Актуальность кружка заключается в то, что занятия вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результата своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.
Предлагается форма организации ручного труда детей в мини - группах.
Цель:
Ознакомление дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.
Задачи:
Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.
Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно- творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Принципы содержания:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.
Содержание кружка ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины и т.д.).
Возраст детей, участвующих в реализации данного кружка 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации кружка – 2 года.
Предусматриваются 2 этапа работы:
1 этап. «Азы вязания» с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2 этап. «Первые изделия» с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 12 человек.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с группой детей – не более 20 - 25 минут в старшей группе. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами):
-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и ножницами;
-знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок;
-различают нитки (шерсть, синтетика);
-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;
-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
После 2 этапа (подготовительная группа) дети выполняют:
-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю;
-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
-принимают участие в оформлении панно (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество.
Учебно-тематический план:
Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Первый этап – «Азы вязания».
|
| Часы | ||
№ п/п | Наименование темы | Всего | Беседа | Практика |
Ноябрь | ||||
1 | Знакомство со страной «Вязанией». Сказка «В страну Вязанию». | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Азы вязания: цепочка из воздушных петель. Сказка «Волшебные нитки». | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
3 | Освоение вязания цепочки из воздушных петель. Сказка «Умелые пальчики». Самостоятельное вязание цепочки. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
4 | Освоение вязания цепочки из воздушных петель. Сказка «Волшебный крючок». Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее цепочка. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
| Всего: | 80 мин. | 20 мин. | 60 мин. |
Декабрь | ||||
1 | Самостоятельное вязание цепочки толстым крючком. Советы бабушки. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Самостоятельное вязание цепочки тонким крючком. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
3 | Советы «Как правильно смотать клубок». | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Всего: | 60 мин. | 15 мин. | 45 мин. | |
Январь | ||||
1 | Вязание индивидуальных цепочек. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Вязание индивидуальных цепочек. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Всего: | 40 мин. | 10 мин. | 30 мин. | |
Февраль | ||||
1 | Конструктивно - художественная деятельность. Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Декоративная окантовка для открыток. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
3 | Подарок папе (кораблик). | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
4 | Декоративная окантовка для открыток. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
| Всего: | 80 мин. | 20 мин. | 60 мин. |
Март | ||||
1 | Подарок маме (мимозы). | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Выкладывание узоров из вязаных цепочек. Оформление работ. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
3 | Украшения для одежды, карманов. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Всего: | 60 мин. | 15 мин. | 45 мин. | |
Апрель | ||||
1 | Применение цепочки петель в виде завязок к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Выкладывание узоров из вязаных цепочек. Оформление работ. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
3 | Декоративная окантовка для открыток. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
4 | Подарок к 9 Мая. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Всего: | 80 мин. | 20 мин. | 60 мин. | |
Май | ||||
1 | Выкладывание узоров из вязаных цепочек. Оформление работ. | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
2 | Оформление детских работ для выставки «В стране Вязании» | 20 мин. | 5 мин. | 15 мин. |
Всего | 40 мин. | 10 мин. | 30 мин. | |
ИТОГО | 440 мин. | 110 мин. | 330 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Старшая группа .Календарно-тематический план на сентябрь 2017-2018 учебного года.
КТП составлен на основе ООП ДОУ...
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа
План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет на 2017-2018 учебный год Составитель: Хасанова Г.С.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Основная идея Программы заключается в гармон...
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 3 лет на 2017-2018 учебный год
Учебная рабочая программа - нормативный документ МБДОУ ДС№1 ««Берёзка, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, основывающийся на ФГОС дошкольного образов...