Парциальная программа по театрализованной деятельности "Кукляндия"
консультация (подготовительная группа)
В современных условиях дошкольного образования, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положении концепции государственно-общественной системы театрализованного образования.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию, но на наш взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко еще не исчерпан. Особенно это касается, такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_kuklyandiya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад №110 «Золушка»
Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности в детском саду (подготовительная группа)
«Кукляндия»
Руководитель: Иванова Т.К (воспитатель)
Пояснительная записка
Актуальность парциальной образовательной программы
В современных условиях дошкольного образования, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положении концепции государственно-общественной системы театрализованного образования.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию, но на наш взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко еще не исчерпан. Особенно это касается, такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.
Возникшая проблема определила необходимость разработки парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста с содержанием, построенным на основе театрализованной деятельности, как моделирование жизненного опыта.
Это направление деятельности дошкольного образовательного учреждения позволит повысить эффективность достижения целей образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования.
Содержание данной программы интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Программа реализуется в рамках социально-коммуникативного, художественно-эстетического и познавательного развития дошкольника:
Социально-коммуникативного - как средство, общения людей, для понимания их сокровенных чувств.
Художественно-эстетического - как средство, воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей. Способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми
Познавательного – как средство, активизации познавательных интересов детей.
Программа обеспечивает учет возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, потребностей и интересов детей.
Каждый родитель знает, что его ребенок – особенный. И каждому хочется, чтобы он вырос общительным, уверенным в себе человеком, чтобы его природные способности и таланты раскрылись как можно полнее. Уже никому не нужно доказывать, что творчество – это основа, базис для интеллектуального развития и залог успеха в будущем. Особенно, в современном обществе, где так ценятся креатив и нестандартный подход. Именно в процессе театрально - игровой деятельности, навык публичного выступления развивается легко и естественно.
Цели и задачи парциальной программы
Цель: Воспитание личности ребенка при помощи театрализованной деятельности. Развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Повышение психологического статуса и сплочение детского коллектива (игры на организацию внимания, релаксационные упражнения, развитие слухового внимания)
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Развитие личностных качеств (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности и др.)способствующих достижению школьной зрелости .Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Программа построена с учетом следующих принципов:
1. На основе индивидуальных способностей каждого ребенка.
2.На содействии и сотрудничестве детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником.
3.Поддержка инициативы детей
4.Формирование познавательных интересов в театрализации, принцип систематичности и последовательности;
5. Принцип культуросообразности; приобщение детей к социокультурным нормам.
Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа:
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.
Дошкольный возраст - важный этап в жизни человека. В этот период происходит совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Это период познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Ребенок познает мир через игру. Для него это - серьезная работа. И, каждая детская игра, неизменно превращается в театрализованное действие. Театрально-игровое творчество, это самый доступный, для ребенка, способ понять этот мир.
Ценность творческих игр - в воспитании детей, развитий нравственных, волевых, творческих качеств личности. Они развивают его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
Сроки и форма реализации программы – кружковое объединение.
Программа рассчитана на один год обучения – подготовительная группа.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 20 - 25 минут каждое, используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Ожидаемые результаты:
• Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями;
• Умеют сочинять этюды по сказкам;
• Умеют строить простейший диалог;
• Дети проявляют находчивость, фантазию, воображение;
• Умеют двигаться в соответствии с образом, используют жесты и артикуляцию;
• Знакомы с театральной терминологией, видами театрального искусства, с устройством зрительного зала.
Виды творческой деятельности
1. Игры со стихотворным сопровождением
2. театрализованные игры
3. Пальчиковые игры
4. Мини – этюды
5. Танцевальные движения
6. Игры (словесные, хороводные. народные)
7. Мимические игры
8. Инсценировка
Календарно – тематическое планирование:
Месяц | Тема | Содержание раздела | Средства | |
Ноябрь | ||||
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Упражнения: «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала в гости бабушка». Игра «В огороде заинька» Упражнения: «День рождения пальчика», «Выступление пальчиков артистов». Игра «Знакомство» Хороводная игра «Мышки на лугу» Упражнения: «Здравствуй кукла, как дела?». Этюд-импровизация «Овощная история» Игры: «Веселые зверушки», «Шагают игрушки». Инсценировка «Мышка-норушка» | 1.Ровно держать указательный палец правой и левой руки. 2. Двигать указательным пальцем в соответствии с текстом. 3.Двигаться в соответствии с музыкой. 4. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики рук внимания, памяти, воображения и фантазии. | Кисти рук, пальчики, пальчиковые игрушки (глаза, голова…) | |
Декабрь | ||||
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Упражнения: «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой» Игра «Холодок» Упражнения: «Куклы на планшетах», «Куколки на ширме» Игра «Котята и барбос» Инсценировка р. н. потешки «Котик» Игра «Соня – петушок» Обыгрывание стих-я «Елочка» (ширма) Импровизированное выступление «Веселый платочек» Этюд-драматизация «Тень-тень-потетень» Танцевальная импровизация на ширме под р. н. мелодию. | 1. Работать с пальчиковой куклой на ширме. 2. Водить куклу, ровно держа пальчик. 3.Лицо куклы направлять в сторону движения. 4. Знакомство с театральной ширмой и театром на палочках. 5.Побуждать детей принимать участие в драматизации. 6.Развитие голоса и речи (дыхание, сила голоса, артикуляции, расширение словаря) | Игрушки – попрыгунчики, мячик, цветные платочки. | |
Январь | ||||
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль | Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли». Обыгрывание р. н. п. «У медведя во бору» (ширма) Этюд «Бурый мишка» Упражнения: «Кто кого обидел первый», «Вкусное пирожное». Сказка «Непослушный медвежонок» (настольный театр) Упражнения: «Смешная рожица», «Вкусная каша». Инсценировка стих-я «Зайки се рые сидят» Этюд «Зайцы на полянке». Игра «В огороде заинька» Игра – сценка «Рыбки-рыбешки», «Кто я». Игра-сказка «Петушок наш не поет» (драматизация) | 1. Учить работать с варежковой куклой – рыбкой. 2.Развивать плавность речи. 3.Уметь сочетать слово и движение 4.Развитие и создание игрового образа, выразительной пантомимики, мимики, музыкального образа 5.Совершенствовать навыки управления настольными куклами. 6.Учить детей понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов. 7.Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произнесении слов. Побуждать детей самостоятельно придумывать выразительные жесты для разыгрывания по ролям. Учить понимать эмоциональное состояние героя и изображать его. | Упражнения с платочками из легкой ткани, платковая кукла. | |
1 неделя 2неделя 3 неделя 4 неделя Март | Упражнения: «Стуколка», «Атеперь ты!» Игра-импровизация «Снежки» Упражнения: «Скачите палочки», «Ножки». Игра-хоровод «Под сосной» Упражнения: «Живые картинки». Драматизация сказки «Добрая девочка» Игра «Колокольчик» Упражнения: «Прятки» Игра-драматизация «Хозяйка и гости» Сказка «Рукавичка» (театр на палочках) | Развивать инициативу и самостоятельность в игре – драматизации. Вызвать желание выступать перед зрителями. Побуждать использовать жест, мимику, движения, интонацию для создания яркого образа. Развивать речь, добиваясь правильного и че6ткого произношения слов. Поощрять желание детей самостоятельно придумывать движения для кукол на ширме в соответствии с образом. | Упражнения с платочками из легкой ткани, варежковой рыбкой, штоковой куклой. | |
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Этюд «Дрозд» Этюд-игра «Дрессированные звери» «У зайки день рождения» (театр игрушек) Психогимнастика: «Поздороваемся с солнышком». Этюд «Дрозд» Психогимнастика: «Цветок» Обыгрывание стих-я «Танечка хозяйка» Игра-воображение «Магазин игрушек» «Кто сказал «Мяу»? » (театр игрушек) | 1.Продолжать формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле, самостоятельно придумывать движения для создания образа в соответствии с текстом. 2.Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. 3.Поддерживать желание детей играть с настольными куклами в коллективе, добиваться синхронности речи и кукловождения. 4.Побудить детей самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стих-я., учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и жеста. | Театральная кукла, настольная кукла, перчаточная кукла Коллективная работа | |
Апрель | ||||
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Этюд-игра «Цветы на поляне» «Тили-бом» (театр на палочках) Инсценировка «Помогите» Игровое упражнение «Красивые бабочки», «Насос и мячик» . Драматизация сказки «Под грибом» Этюд-игра «Привет» . | 1.Закреплять умение оценивать характер персонажа, изображать его с помощью мимики, жестов, движений. 2.Развивать инициативу и самостоятельность в играх в играх с театральными куклами. 3.Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях. 4.Развивать умение следить за ходом событий в драматизациях. 5.Активизировать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов | Кукла марионетка и полумарионетка. |
Май
Диагностика
Чтобы получить результат от проделанной работы, в конце учебного года
проводится диагностика театрализованной деятельности детей.
Уровни усвоения программы:
1.Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
2.Умеют запоминать текст и движение. Свободно и естественно выполняют простые сцены и действия.
3.Умеют сочинять этюд на заданную тему.
4.Умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями голоса
5.Умеют менять высоту и силу звучания голоса.
6.Умеют строить диалог с партнером, составлять диалог межу сказочными героями.
7.Желают активно участвовать в театральных представлениях
8.Умеют и знают 5-8 артикуляционных упражнений.
По следующим критериям:
Высокий уровень развития - проявляет воображение и фантазию; имеет четкую дикцию; сформирован интерес к театральной деятельности
Средний - участвует в театральной деятельности по инициативе педагога; часто копирует других детей.
Низкий - не умеет строить диалог; выразительно читать диалогические тексты; последовательно включаться в игровые действия.
Приложения:
Законы страны «Кукляндия»
- «Закон Вежливости»
А) Говорить друг - другу и куклам только вежливые и добрые слова. Хвалить кукол и друг - друга за достоинства, хорошее выступление.
Б) Уступать место старшим, младшим и девочкам.
В) Уметь слушать и слышать друг друга.
2. «Закон Палочки – Выручалочки»
А) Участвовать во всех играх
Б) Исполнять несколько ролей.
3. «Закон тишины»
А) Услышав звук, обрати внимание
Б) Не шуметь во время спектакля.
Правила для родителей:
Правило №1.
Гиперопека тормозит развитие ребёнка.
Правило №2.
Постоянно укрепляй у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах.
Правило №3.
Поддерживай естественную любознательность ребёнка и стимулируй его общение со сверстниками и людьми взрослыми.
Правило №4.
Создавай ситуации, в которых неуверенному ребёнку необходимо вступить в контакт с незнакомыми сверстниками.
Используемая литература:
1.М.И.Родина, А.И.Буренина
Кукляндия: Учеб. –метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.,: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112с.: ил.
2.А.И.Буренина «Театр Всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учеб.-метод. Пособие. – 2 изд., перераб. И доп. – СПб., 2002. -114с.
3.Ю.Алянский. Азбука театра. – М.: Современник, 1998. – 238с.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников ДОУ. - М. : Обруч, 2012.
6. Театральная палитра: программа художественно-эстетического воспитания. /Под ред. О. В. Гончаровой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО....
Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей для планирования театрализованной деятельности....
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Парциальная программа театрализованной деятельности в детском саду в гостях у сказки
Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, спр...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, развитие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...
Парциальная программа по театрализованной деятельности
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления ли...