Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
статья

Ищенко Наталья Николаевна

ГЕНДЕР социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_detey_v_ds.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

   ГЕНДЕР социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково  способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность  играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в  «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

            На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с  с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование  по определению уровня сформированности  полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали  меня»

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся  по 4 направлениям:

  • Знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • построение соответствующей развивающей среды;
  • Построение модели педпроцесса;

  Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство  педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

   На начальном этапе нашей главной целью  было заинтересовать  членов педагогического коллектива  данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.   Изучали психолого- педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста» . Педагогом- психологом ДОУ был проведён семинар- практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; провели консультации: «Дифференцированный  подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».  Провели тематический педсовет «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых»

Реализация 2 направления:пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного  воспитания  ребёнка  важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному »,  «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. Педагог психолог организует встречи в детско-родительском клубе «Контакт»

На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В ДОУ  работает консультативный пункт, где родители могут получить индивидуальную консультацию специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника.

 ( слайд 5,6 ) В группах оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», проведёны  конкурсы среди родителей « Руки  папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда», «Лучший физкультурный уголок» ; « Играют- мальчики, играют -девочки» ( оснащение сюжетно-ролевых игр)   Дети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами. Родители старших групп совместно с детьми  изготовили различные макеты для игр  « Мы – военные», «Наша улица»,  «Домик куклы Барби» (игры с куклами) «Пожарные на учении» и др. Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия:  «День матери» , « А ну-ка, девочки», «Мисс Шляпка», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители  активные участники проводимых в детском саду мероприятий.

Реализация 3 направления : построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «Детство»  требует организации в ДОУ своеобразной  материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом  возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы  ребёнок в  течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В ДОУ «Родничок»  в последние годы  осуществляется полоролевая социализация детей.  Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают  игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных»,»моряков»,»Военных»,»рыцарей» идр. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

 Для реализации гендерного подхода в  приобщении старших дошкольников к  азам трудовой деятельности взрослых  оснастили   необходимым оборудованием  и инструментами  и материалами Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.

   Конструктивная деятельность  одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.  Вот  мы и решили оборудовать  в детском саду свой Лего – ленд. Каких только конструкторов там нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В Лего-ленде имеются  образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

 В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:

  • Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
  • Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
  • Различная форма для физкультурных занятий;
  • Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании  культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях  туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса

Модель педагогического процесса выстроена таким образом что при обучении и воспитании  мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитываются  психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

В нашем ДОУ работает  разные  специалисты  и  поэтому перед нами встаёт необходимость  координации, т.е согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно только согласовывая свои действия.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках,  играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения.  Используя программы Л.И Мокроусовой «Северная жемчужина», О.Н.Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим   беседы  на темы:  «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»

Одним из приоритетных направлений развития нашего ДОУ является  физическое развитие воспитанников. (слайд 13,14) Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек,  осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются  физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  • Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
  • Различия в оценке деятельности  (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
  • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.

 Находясь в поиске эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости организовали в детском саду  студию ритмической гимнастики для девочек «Весёлые движения», спортивный кружок для мальчиков «Играем в хоккей». Группа  мальчиков посещает спортивную секцию в детской спортивной школе  занятия в которой  ведёт тренер В.И.Манушкин.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях  используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.  Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Организуя занятия и развлечения  в Комнате русского быта муз. руководители и воспитатели знакомят с традициями в воспитании мальчиков и девочек. (слайд 16)

 Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.  

Гендерный подход  находит своё отражение в нашем детском саду и в организации трудового воспитания дошкольников.  Наш детский сад реализует комплексную программу «Детство» одним из её разделов является  раздел  «Ребёнок познаёт предметный мир и приобщается  к труду»  Программа «Детство» ставит задачу приобщения старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых: это приготовление несложных блюд дошкольниками, работа с деревом в мастерской.. Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами используем модель трудового процесса, которая образно называется «лесенка». «Лесенка» представляет общее поступательное движение  трудового процесса от замысла к результату. Найденный образ чрезвычайно удачен, т.к. легко даёт ребёнку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат может быть не достигнут. Приготовление пищи очень привлекает дошкольников. Конструировать образовательную ситуацию на занятии по приготовлению пищи воспитателю помогает игровой персонаж – поварёнок Андрюшка Ватрушкин. Ватрушкин –шеф –повар детской кухни организованной в  нашем детском саду.  Вместе с Андрюшкой Ватрушкиным, который знает множество рецептов, дети учатся готовить  несложные  фруктовые и овощные салаты, бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, заваривать чай, готовить соки.

Изготовлением игрушек  из дерева в «Мастерской  Умелкина» занимаются мальчики старшего дошкольного возраста. Это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является созидание. В процессе работы по изготовлению игрушек из дерева дети активно  действуют с инструментами, под руководством взрослого правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.

              Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.  Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного  пола. Выросла культура поведения  и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться  в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта работы: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образован...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образовании зая...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....