Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
статья (подготовительная группа) на тему

Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_o_gen_vosp.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №14д/сад «Солнышко»

Обобщение опыта работы

«Гендерное воспитание дошкольников

в условиях детского сада»

воспитателя первой категории Мурзагалиевой О.Б.

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково  способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность  играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в  «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

            На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с  с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование  по определению уровня сформированности  полоролевой социализации детей выявило ,то что уровень знаний по данному вопросу,нужно повышать. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек не очень понятны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали  меня»

 Я уверена: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся  по 4 направлениям:

  1. Знакомство  с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
  3. построение соответствующей развивающей среды;
  4. Построение модели педпроцесса;

  Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство  воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

   На начальном этапе нашей главной целью должно быть желание заинтересовать  всех членов педагогического коллектива  данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Изучить психолого- педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».Собран материал по темам«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; «Дифференцированный  подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».  «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых»

Реализация 2 направления:пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе

Работа с родителями должна носить информационно – практический характер. Для полноценного  воспитания  ребёнка  важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному »,  «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. Педагог психолог тоже работает по этому направлению,организует встречи

На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группе есть определенные часы, где родители могут получить индивидуальную консультацию по воспитанию ребёнка дошкольника.

 ( слайд ) В группах оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», проведёны  конкурсы среди родителей « Руки  папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда», «Лучший физкультурный уголок» ; « Играют- мальчики, играют -девочки» ( оснащение сюжетно-ролевых игр)   Дети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами. Родители совместно с детьми  изготовили различные макеты для игр  « Мы – военные», «Наша улица»,  «Домик куклы Барби» (игры с куклами) и др. Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно- досуговые мероприятия:  «День матери» , « А ну-ка, девочки», Планируем провести «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники. Родители  активные участники проводимых в детском саду мероприятий.

Реализация 3 направления : построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «Радуга»  требует организации в ДОУ своеобразной  материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом  возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы  ребёнок в  течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В группе осуществляется полоролевая социализация детей.  Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают  игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр «пожарных»,»моряков»,»Военных»,»рыцарей» идр. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

 Для реализации гендерного подхода в  приобщении старших дошкольников к  азам трудовой деятельности взрослых  оснастили   необходимым оборудованием  и инструментами  и материалами Детскую кухню и Мастерскую.

   Конструктивная деятельность  одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Каких только конструкторов нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В Лего-ленде имеются  образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

 В оформлении помещений  можно использовать простейшие маркеры гендерных различий:

  • Дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; ( для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
  • Подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
  • Подобрать различную форму для физкультурных занятий;
  • Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании  культурно- гигиенических навыков. В на дверях  туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, в каком можно войти: мальчикам или девочкам.

Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса

Модель педагогического процесса выстроена таким образом что при обучении и воспитании  мальчиков и девочек в разных видах деятельности нужно использовать дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогам следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивать их знания, а не поведение.

В нашем ДОУ работает  разные  специалисты  и  поэтому перед нами встаёт необходимость  координации, т.е согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно только согласовывая свои действия.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю , что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках,  играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения.  Используя программу О.Н.Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» мы знакомим детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде, проводим   беседы  на темы:  «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»

Одним из приоритетных направлений развития является  физическое развитие воспитанников. (слайд) Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, следует осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются  физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

 На таких занятиях следует использовать следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  • Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)
  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
  • Различия в оценке деятельности  (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
  • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

В нашей группе ведётся работа по оснащению спортивного уголка в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.

 Находясь в поиске эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости организовали Вечер ритмической гимнастики для девочек «Весёлые движения», спортивный  для мальчиков «Играем в хоккей». Группа  мальчиков посещает спортивную секцию в детской спортивной школе .Это Семен С,Ваня К.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях  используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.  Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Организуя занятия и развлечения  в Комнате «Русская изба»  знакомим с традициями в воспитании мальчиков и девочек. (слайд)

 Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.  

Гендерный подход  находит своё отражение в нашей группе и в организации трудового воспитания дошкольников.  Наш детский сад реализует программу «Радуга» одним из её разделов является  раздел  «Моя семья»  Программа «Радуга» ставит задачу приобщения старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых: это приготовление несложных блюд дошкольниками. Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами используем модель трудового процесса, которая образно называется «лесенка». «Лесенка» представляет общее поступательное движение  трудового процесса от замысла к результату. Найденный образ чрезвычайно удачен, т.к. легко даёт ребёнку осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат может быть не достигнут. Приготовление пищи очень привлекает дошкольников.дети учатся готовить  несложные  фруктовые и овощные салаты, бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, заваривать чай, готовить соки.

              Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.  Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного  пола. Выросла культура поведения  и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться  в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчик...

Обобщение опыта работы: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образован...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образовании зая...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....