Проект «Дорогой дружбы и добра»
проект (средняя группа)

Усольцева Ольга Петровна

Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований.               Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования  в Федеральном  государственном  образовательном  стандарте,  является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства»,  он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты». Проект разработан для  детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoyu_dobra.docx555.45 КБ

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ "ЦРР – детский сад "Улыбка".

п. Салым. Нефтеюганский район. Тюменская область. ХМАО.

Проект

«Дорогой дружбы и добра»

 для детей средней группы

(4-5 лет).

 https://cdn1.flamp.ru/86d026c5aadee620847f11fa84027c04.jpg

 

                   Автор: воспитатели

Банщикова Е.В.

Усольцева О.П.

НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка»

п. Салым.2019г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект     «Дорогой дружбы и добра»      

Место проведения проекта, сроки.

НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка».

п. Салым, Нефтеюганский район, Тюменская область, ХМАО.

1октября 2019года – 30 апреля 2020 года.

Тип  проекта

Долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Форма проведения

Дневная  (в рамках организации образовательного процесса с учётом принципов  интеграции)

Разработчики проекта

Воспитатели:  Банщикова Е.В; Усольцева О.П.

Участники проекта

- педагоги   ДОУ; 

- воспитанники ДОУ;

- родители воспитанников.

Цель

проекта

-Создание условий для формирования у детей   дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру,   к представителям других национальностей, сверстникам.

Основные    задачи       проекта

 Задачи для детей:

-Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

-Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

-Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для  педагогов и  родителей:

-Повышение  психолого – педагогической компетентности педагогов по данной теме.

-Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантного поведения  у детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-У детей дошкольного возраста   сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, сочувствие, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, социального статуса.

-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную,  приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей,  и что важнее всего, притворят их в жизнь.

-Повысится компетентность педагогов по данной теме.

Этапы работы над проектом

I этап - Подготовительно – проектировочный этап.  

II этап – Практический этап.  

III этап –  Обобщающе – результативный.

Заключительные мероприятия

Флешмоб «Когда мои друзья со мной»

Сбор посылки для детей детского дома

Основные принципы проекта

-Принцип субъектности. 

-Принцип адекватности.

-Принцип рефлексивной позиции.

-Принцип создания толерантной среды. 

Нормативно-правовая база проекта

-Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).

-Семейный кодекс РФ (1995).

-Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).

-Закон “ Об образовании”.

-Конституция Российской Федерации.

Учебно-методическое

обеспечение.

-Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.

-Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001.  № 9.  2002.  № 1.

-Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

-Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

-Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.

-И.А. Кузьмин А.В. Камкин «Программа духовно- нравственного воспитания «Социокультурные  истоки» Истоковедение. -  ТШБ. 2001.

-Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.

-Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.

Актуальность проекта.

 Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований.               Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования  в Федеральном  государственном  образовательном  стандарте,  является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства»,  он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантного поведения  у детей.

Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции под названием «Декларация принципов толерантности».

Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Она подразумевает также терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии и т.д. В документе подчеркивалось, что это есть «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».  

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатийных свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.                                                                 Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. 

Гипотеза проекта:

Проведение проекта позволит реализовать новые формы взаимодействия, повысить уровень толерантного поведения у всех участников образовательного процесса.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру,   к представителям других национальностей, сверстникам. 

Задачи для детей:

  • Формирование у детей среднего  дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

 Задачи для  педагогов и родителей:

  • Повышение  психолого – педагогической  компетентности педагогов по данной теме.                                                                                                                          
  • Взаимодействие с педагогами и родителями в воспитании толерантности у детей.

Педагогические принципы: 

  •  Принцип субъектности. Давать ребёнку самостоятельную активность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми (добровольное включение в деятельность, не допускать унижения достоинства детей)
  • Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду. (Единые требования и подход всех участников процесса)
  • Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход при воспитании толерантного сознания и поведения. (ориентироваться на интересы каждого ребёнка)
  • Принцип рефлексивной позиции. Формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. (проблемы решать вместе с детьми, а не за них.)
  • Принцип создания толерантной среды. Формировать в детском саду гуманистические отношения, основывающиеся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах (единые правила для всех детей, толерантный взрослый).

Методы:

  • Наглядные  
  • Словесные  
  • Практические  
  • Игровые.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой, долгосрочный.

Участники: педагоги, родители, дети средней группы.

Время реализации проекта: 1октября 2019года – 30 апреля 2020 года.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительно – проектировочный этап.  

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации;

-изучение методической литературы.

-подготовка методического обеспечения,

- планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта;

 - определение продукта проекта;

2. Практический этап.  

-реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.

3. Обобщающе – результативный этап.

- подведение итогов;                                                                                                                                              -организация презентации проекта.

Системная паутинка по проекту

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

 

Октябрь

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды:

куклы в народных костюмах; иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу страну; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; сувениры и народные игрушки, дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе, считалок, детская художественная литература.

-Беседа «Земля – наш общий дом» 

-Коллаж  «Дети Земли -дружить должны»

-Хоровод  «К нам гости пришли»

-ЧХЛ  Е.Благинина «Бабушка- забота».

-Упражнение «Комплименты» 

-Разучивание стихотворения по ролям «Мы разные»  

- Сюжетно–ролевая игра: «В гости к другу».

-Развлечение «Вечер весёлых игр и забав» 

-В гостях у сказки  мульт - шоу «О добре и зле»

-Анкетирование родителей «Черты толерантной личности»

-Совместное с детьми оформление страницы альбома «Домашнее тепло».

-Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Ноябрь

-Беседа «Добрая  дорога».

-Игровая программа

«Толерантным буду я и со мной мои друзья!»

-ЧХЛ  сказка «Петушок и бобовое зернышко». Р.К.Лукашевич «Добрая девочка».

-Словесная  игра: «Назови волшебное слово»

-Игровая ситуация «Правила поведения для воспитанных детей». 

-Детский праздник «Зонтик в гостях у ребят»

-Тематический досуг «С днём рождения, любимая Югра!»

-Ручной труд. Изготовление поделок из природного материала для подарка родным и близким.

-Концерт с участием родителей.

«Счастливые дети этой планеты!»

- Совместное с детьми оформление страницы

альбома «Дороги добра».

-Тренинговое занятие «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Декабрь

-Беседа «Дружные ребята».

-Рисование «Подарок другу»

-НОД «Эмоциональное состояние»

-Игровая  ситуация: «Как можно найти общий язык»,

-П/и «Мы с друзьями в лес идем».

-Упражнение «Мы похожи!».

- Прослушивание аудиозаписи песни «Если с другом вышел в путь»

-Игра – эстафета «Мы дружные ребята.

-Тематический досуг «Будем друг к другу добрей…»

-Новогодний утренник

-Тематический день

«Люди Земли – толерантны и дружны! »

-Выставка детско-родительских рисунков

-Консультация

 «Игры на развитие дружелюбия у детей»

Январь

-Беседа «Доброта» 

-Прослушивание  «Песенка друзей» песня на стихи Михалкова. 

-Упражнение «Волшебные очки»

-Словесная  игра   «Шляпа пожеланий»,  Чем мы отличаемся», «Чем мы похожи». 

-Изготовление сувениров-подарков для друзей (из солёного теста)

-Акция «Солнышко настроения».

-Занятие с родителями на тему «Добрая забота»

- Совместное с детьми оформление страницы

альбома «Добрая забота».

Февраль

        

-«День добрых дел и добрых слов»

-Беседа  «С кем бы я хотел дружить»,

-Русская народная игра «Кто с нами?»  

-  Прослушивание аудиозаписи песни «Хорошо бродить по свету»

-Упражнение «Аплодисменты»

-Словесная  игра     «Как звучат «волшебные» слова на разных языках?» 

-Праздник  «День Защитника Отечества»

-Консультация в родительский уголок «Толерантность нужно воспитывать»

Март

-Акция «Шлем приветики!»

-Беседа « Добрая забота о братьях наших меньших».

-Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка». 

-Упражнение «Это здорово!» «Назови ласково», «Похвалим друг друга» 

-Прослушивание аудиозаписи песни «Я, ты, он, она..»

- Чтение сказки  про толерантность.

-Аппликация  «Детский сад - наш дом»

-Семейное чтение «Любимая сказка» книги 4 «Благодарное слово»

Консультация  «Будущее за молодым поколением»

Апрель

-Коллективная работа «Цветок толерантности

-Беседа «Чему учит любимая сказка».

- Акция «Поможем малышам».
- Заучивание песни «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского.

-Выставка детских рисунков 

«Мои друзья»

-Оформление памятки

«В гармонии с ребенком»

-Оформление согласий родителей на посильную волонтерскую деятельность.

Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей.

- Флешмоб «Когда мои друзья со мной»

- Сбор посылки для детей детского дома.

Приложение

Упражнение «Мы похожи!».

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

повышение внутригруппового доверия и сплоченности детей.

Процедура проведения: Дети  сидят в кругу. Воспитатель  приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос или глаз. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Волшебные очки».

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Воспитатель объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

Упражнение «Это здорово!»

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: дети  стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

 

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация детей.

Процедура проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель просит встать всех тех,  кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет кататься на велосипеде, любит смотреть  мультфильмы,  прыгать на скакалке   и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Комплименты».

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация детей.

Процедура проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель  бросает мяч тому,  кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Сказка  про толерантность

В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик…

Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый…

Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата.

И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж)

Ежик, сломя голову побежал к сове.

- Тетушка сова, тетушка сова, - прорыдал еж, - что это со мной?

Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей.

-Мне не смешно, - обиделся ежик.

- Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым  поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя!

Что же делать? – заплакал ежик.

- Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица.

- Что за зарядка, спросил ежик?

Просыпаешься утром и улыбаешься. Умываешься – улыбаешься. Завтракаешь – улыбаешься. Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься.

-А поможет?

 -Конечно. Главное чтобы ты научился быть терпимым к другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса.

 -Я постараюсь! – сказал ежик.

И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть.

 

«Мы разные»
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
(Яна Дубенская)

«Много у меня друзей»
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
В саду дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В саду весело живём.
Воспитательница   верит –
Мы её не подведём!
(Валентина Бережная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Проект "Дорогою добра"

Цель:  формировать нравственные качества и  побуждать к совершению добрых дел....

педагогический проект "Дорогою добра"

педагогический проект "Дорогою добра"...

Проект "Дорогою добра"

Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру....

Проект "Дорогою добра"

Место проведения мероприятия:КГБОУ «Алтайский детский дом им. В.С. Ершова.Описание: мероприятие предназначено для детей  7- 14 лет. На мероприятии воспитанники детского дома знакомятся с нравстве...

Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»

Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....

Долгосрочный познавательно – образовательный проект «Дорогою добра, дорогою традиций»

В результате проведения проекта дети узнают основные народности Красноярского края (детей 3-5 лет  эвенков, русских, детей 5-7 лет долганов, ненцев, русских. Сфыормируются элементарные представле...