Проект «Дорогой дружбы и добра»
проект (средняя группа)
Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте, является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты». Проект разработан для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dorogoyu_dobra.docx | 555.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ "ЦРР – детский сад "Улыбка".
п. Салым. Нефтеюганский район. Тюменская область. ХМАО.
Проект
«Дорогой дружбы и добра»
для детей средней группы
(4-5 лет).
Автор: воспитатели
Банщикова Е.В.
Усольцева О.П.
НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка»
п. Салым.2019г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Проект «Дорогой дружбы и добра» |
Место проведения проекта, сроки. | НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка». п. Салым, Нефтеюганский район, Тюменская область, ХМАО. 1октября 2019года – 30 апреля 2020 года. |
Тип проекта | Долгосрочный, познавательно-творческий, групповой. |
Форма проведения | Дневная (в рамках организации образовательного процесса с учётом принципов интеграции) |
Разработчики проекта | Воспитатели: Банщикова Е.В; Усольцева О.П. |
Участники проекта | - педагоги ДОУ; - воспитанники ДОУ; - родители воспитанников. |
Цель проекта | -Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру, к представителям других национальностей, сверстникам. |
Основные задачи проекта | Задачи для детей: -Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. -Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе. -Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения. Задачи для педагогов и родителей: -Повышение психолого – педагогической компетентности педагогов по данной теме. -Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантного поведения у детей. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -У детей дошкольного возраста сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, сочувствие, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, социального статуса. -Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь. -Повысится компетентность педагогов по данной теме. |
Этапы работы над проектом | I этап - Подготовительно – проектировочный этап. II этап – Практический этап. III этап – Обобщающе – результативный. |
Заключительные мероприятия | Флешмоб «Когда мои друзья со мной» Сбор посылки для детей детского дома |
Основные принципы проекта | -Принцип субъектности. -Принцип адекватности. -Принцип рефлексивной позиции. -Принцип создания толерантной среды. |
Нормативно-правовая база проекта | -Декларация прав ребенка (1959). -Конвенция ООН о правах ребенка (1989). -Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990). -Семейный кодекс РФ (1995). -Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995). -Закон “ Об образовании”. -Конституция Российской Федерации. |
Учебно-методическое обеспечение. | -Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001. -Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001. − № 9. − 2002. − № 1. -Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004. -Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. -Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987. -И.А. Кузьмин А.В. Камкин «Программа духовно- нравственного воспитания «Социокультурные истоки» Истоковедение. - ТШБ. 2001. -Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979. -Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984. |
Актуальность проекта.
Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте, является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантного поведения у детей.
Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции под названием «Декларация принципов толерантности».
Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Она подразумевает также терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии и т.д. В документе подчеркивалось, что это есть «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатийных свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Гипотеза проекта:
Проведение проекта позволит реализовать новые формы взаимодействия, повысить уровень толерантного поведения у всех участников образовательного процесса.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру, к представителям других национальностей, сверстникам.
Задачи для детей:
- Формирование у детей среднего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
- Повышение психолого – педагогической компетентности педагогов по данной теме.
- Взаимодействие с педагогами и родителями в воспитании толерантности у детей.
Педагогические принципы:
- Принцип субъектности. Давать ребёнку самостоятельную активность, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми (добровольное включение в деятельность, не допускать унижения достоинства детей)
- Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду. (Единые требования и подход всех участников процесса)
- Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход при воспитании толерантного сознания и поведения. (ориентироваться на интересы каждого ребёнка)
- Принцип рефлексивной позиции. Формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. (проблемы решать вместе с детьми, а не за них.)
- Принцип создания толерантной среды. Формировать в детском саду гуманистические отношения, основывающиеся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах (единые правила для всех детей, толерантный взрослый).
Методы:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
- Игровые.
Вид проекта: информационно-творческий, групповой, долгосрочный.
Участники: педагоги, родители, дети средней группы.
Время реализации проекта: 1октября 2019года – 30 апреля 2020 года.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно – проектировочный этап.
- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;
- сбор информации;
-изучение методической литературы.
-подготовка методического обеспечения,
- планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта;
- определение продукта проекта;
2. Практический этап.
-реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
3. Обобщающе – результативный этап.
- подведение итогов; -организация презентации проекта.
Системная паутинка по проекту
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Октябрь | Оснащение развивающей предметно-пространственной среды: куклы в народных костюмах; иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу страну; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; сувениры и народные игрушки, дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе, считалок, детская художественная литература. | |||
-Беседа «Земля – наш общий дом» -Коллаж «Дети Земли -дружить должны» -Хоровод «К нам гости пришли» -ЧХЛ Е.Благинина «Бабушка- забота». -Упражнение «Комплименты» -Разучивание стихотворения по ролям «Мы разные» - Сюжетно–ролевая игра: «В гости к другу». -Развлечение «Вечер весёлых игр и забав» -В гостях у сказки мульт - шоу «О добре и зле» | -Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» -Совместное с детьми оформление страницы альбома «Домашнее тепло». | -Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников» | ||
Ноябрь | -Беседа «Добрая дорога». -Игровая программа «Толерантным буду я и со мной мои друзья!» -ЧХЛ сказка «Петушок и бобовое зернышко». Р.К.Лукашевич «Добрая девочка». -Словесная игра: «Назови волшебное слово» -Игровая ситуация «Правила поведения для воспитанных детей». -Детский праздник «Зонтик в гостях у ребят» -Тематический досуг «С днём рождения, любимая Югра!» -Ручной труд. Изготовление поделок из природного материала для подарка родным и близким. | -Концерт с участием родителей. «Счастливые дети этой планеты!» - Совместное с детьми оформление страницы альбома «Дороги добра». | -Тренинговое занятие «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» | |
Декабрь | -Беседа «Дружные ребята». -Рисование «Подарок другу» -НОД «Эмоциональное состояние» -Игровая ситуация: «Как можно найти общий язык», -П/и «Мы с друзьями в лес идем». -Упражнение «Мы похожи!». - Прослушивание аудиозаписи песни «Если с другом вышел в путь» -Игра – эстафета «Мы дружные ребята. -Тематический досуг «Будем друг к другу добрей…» -Новогодний утренник | -Тематический день «Люди Земли – толерантны и дружны! » -Выставка детско-родительских рисунков | -Консультация «Игры на развитие дружелюбия у детей» | |
Январь | -Беседа «Доброта» -Прослушивание «Песенка друзей» песня на стихи Михалкова. -Упражнение «Волшебные очки» -Словесная игра «Шляпа пожеланий», Чем мы отличаемся», «Чем мы похожи». -Изготовление сувениров-подарков для друзей (из солёного теста) -Акция «Солнышко настроения». | -Занятие с родителями на тему «Добрая забота» - Совместное с детьми оформление страницы альбома «Добрая забота». | ||
Февраль
| -«День добрых дел и добрых слов» -Беседа «С кем бы я хотел дружить», -Русская народная игра «Кто с нами?» - Прослушивание аудиозаписи песни «Хорошо бродить по свету» -Упражнение «Аплодисменты» -Словесная игра «Как звучат «волшебные» слова на разных языках?» -Праздник «День Защитника Отечества» | -Консультация в родительский уголок «Толерантность нужно воспитывать» | ||
Март | -Акция «Шлем приветики!» -Беседа « Добрая забота о братьях наших меньших». -Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка». -Упражнение «Это здорово!» «Назови ласково», «Похвалим друг друга» -Прослушивание аудиозаписи песни «Я, ты, он, она..» - Чтение сказки про толерантность. -Аппликация «Детский сад - наш дом» | -Семейное чтение «Любимая сказка» книги 4 «Благодарное слово» | Консультация «Будущее за молодым поколением» | |
Апрель | -Коллективная работа «Цветок толерантности -Беседа «Чему учит любимая сказка». - Акция «Поможем малышам». -Выставка детских рисунков «Мои друзья» | -Оформление памятки «В гармонии с ребенком» -Оформление согласий родителей на посильную волонтерскую деятельность. | ||
Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей. | ||||
- Флешмоб «Когда мои друзья со мной» - Сбор посылки для детей детского дома. |
Приложение
Упражнение «Мы похожи!».
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
повышение внутригруппового доверия и сплоченности детей.
Процедура проведения: Дети сидят в кругу. Воспитатель приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос или глаз. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Волшебные очки».
Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.
Процедура проведения: Воспитатель объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”
Упражнение «Это здорово!»
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: дети стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация детей.
Процедура проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет кататься на велосипеде, любит смотреть мультфильмы, прыгать на скакалке и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Упражнение «Комплименты».
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация детей.
Процедура проведения: дети сидят в кругу. Воспитатель бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.
Сказка про толерантность
В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик…
Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый…
Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата.
И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж)
Ежик, сломя голову побежал к сове.
- Тетушка сова, тетушка сова, - прорыдал еж, - что это со мной?
Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей.
-Мне не смешно, - обиделся ежик.
- Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя!
Что же делать? – заплакал ежик.
- Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица.
- Что за зарядка, спросил ежик?
Просыпаешься утром и улыбаешься. Умываешься – улыбаешься. Завтракаешь – улыбаешься. Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься.
-А поможет?
-Конечно. Главное чтобы ты научился быть терпимым к другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса.
-Я постараюсь! – сказал ежик.
И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть.
«Мы разные»
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
(Яна Дубенская)
«Много у меня друзей»
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
В саду дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В саду весело живём.
Воспитательница верит –
Мы её не подведём!
(Валентина Бережная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Дорога добра"
В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...
Проект "Дорогою добра"
Цель: формировать нравственные качества и побуждать к совершению добрых дел....
педагогический проект "Дорогою добра"
педагогический проект "Дорогою добра"...
Проект "Дорогою добра"
Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру....
Проект "Дорогою добра"
Место проведения мероприятия:КГБОУ «Алтайский детский дом им. В.С. Ершова.Описание: мероприятие предназначено для детей 7- 14 лет. На мероприятии воспитанники детского дома знакомятся с нравстве...
Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»
Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....
Долгосрочный познавательно – образовательный проект «Дорогою добра, дорогою традиций»
В результате проведения проекта дети узнают основные народности Красноярского края (детей 3-5 лет эвенков, русских, детей 5-7 лет долганов, ненцев, русских. Сфыормируются элементарные представле...