Практико-значимый проект "Дорога добра"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия, составленный по комплекту "Добрый мир". Может быть использован как часть НОД так и целиком, т.к. учитана интеграция образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимый проект
(по комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»
Старший воспитатель
Кочетова Л.В.
Актуальность темы:
В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственными. Преобладает эгоцентрическое поведение людей. Равнодушие к окружающим, отсутствие взаимопонимания и терпимости к недостаткам, нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловили необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.
В связи с этим, формирование нравственных ориентаций у дошкольников является одной из основных задач. Поскольку в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить сочувствие и сопереживание другому человеку, любовь к близким, пережить чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения, то фундамент нравственности важно закладывать уже в дошкольном детстве.
Одним из возможных путей целенаправленного, систематического формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников является становление нравственного компонента личности адекватного эмоционального отношения к ним, нравственного поведения. ребенка, учение его смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей, формирование представлений о нравственных ценностях и нравственных качеств,
Цель:
Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.
Задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
- Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.
- Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.
- Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
- Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
- Поддерживать интерес к рисованию по замыслу.
- Формировать умение проявлять самостоятельность в выборе темы рисунка, композиционного и цветового решения.
Предварительная работа
- Путешествие с книгой «Как Бог научил человека отличать добро от зла»
(стр. 4, Хр. № 2)
- Рассматривание картинки «Христос Бог спасает тонущего человека»
(стр. 6, Хр. №2)
- Рассматривание иллюстраций «Ангел – Хранитель», «Ангел и дети»
(кн. «Евангелие для детей», Православный журнал «Парфенон» № 1, 2001 г.)
- Разучивание песенки «Если добрый ты» (№ 30 сл. М. Пляцковского,
муз. Б. Савельева)
- Составление рассказов «Домашние добрые дела», «Я старался быть добрым».
Словарь: Совесть. Грех. Любовь. Трудолюбие. Послушание. Ангел - Хранитель.
Материал для занятия:
- муляжи фруктов и овощей,
- красивый нарядный мешочек,
- два подноса,
- картинка с изображением дерева,
- альбом «Мудрые мысли»,
- музыкальный диск,
- свеча,
- бумажные круги всех цветов радуги и черные.
Раздаточный материал:
- альбомный лист,
- акварель,
- гуашь,
- фломастеры,
- простой карандаш,
- ластик,
- палитра (1/8 альбомного листа),
- салфетки из ткани,
- кисточки двух размеров № 3 и № 5,
- банка с водой,
- подставка под кисточки.
Музыкальное сопровождение
- «Если добрый ты» (№ 30 сл. М. Пляцковского, муз.Б. Савельева)
- «Дорога добра» (№ 31 сл. Ю. Энтина, муз.М. Минкова).
Постановка проблемы
Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ, ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил машину в лужу – обидно, опять смех. Наблюдается явный дефицит сочувствия, сопереживания, жалости.
Ход занятия:
(воспитатель вносит муляжи овощей и фрукты в закрытом мешочке)
Воспитатель: У меня в мешочке лежат известные вам предметы. Какие – попробуйте догадаться не глядя в мешочек, на ощупь.
(дети угадывают и раскладывают фрукты и овощи на разные подносы)
Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети: Фрукты. Овощи.
Воспитатель: (сложив все на 1 поднос)
А теперь фрукты и овощи как можно назвать одним словом?
Дети: Плоды
Воспитатель: - Где они растут?
- Когда созревают?
- Какие плоды съедобные и несъедобные вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Но не только растения приносят плоды. «Плоды» приносит и каждый человек. Какие же это плоды?
(Размышления детей)
Воспитатель обобщает:
Плоды человека – это его дела, слова и даже мысли. Хорошие добрые дела, слова, мысли – это хорошие плоды.
Назовите, какие хорошие, добрые дела вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: (читает стихотворение) «Совесть подсказала» ( стр. 8, хр. №2)
О каких хороших делах вы услышали?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы помните как называется стихотворение?
Дети: «Совесть подсказала»
Воспитатель: Что такое совесть?
Дети: Это добрый помощник человека, которого подарил Бог. Это Ангел.
Воспитатель: На что похожа совесть?
Дети: На яркий огонек, который светит в душе у человека. Когда человек советуется с совестью, тогда огонек горит ярко (воспитатель зажигает свечу). Посмотрите, как ярко она горит, но как легко ее затушить. Нужно быть аккуратным, чтобы дольше горела свеча. Так и с душой: надо быть внимательным к своим поступкам, чтобы не загасить в душе огонек.
Физминутка «Горит свеча»
Воспитатель: Вернемся к нашим плодам. Посмотрите, не все плоды бывают хорошие, попадаются и плохие: гнилые, изъеденные червями (показ картинки).
Так же и у человека. Когда он забывает спрашивать совесть, начинает совершать плохие поступки. Какие?
Дети:Обманывать, обзывать злыми словами, обижать товарищей, лениться.
Воспитатель: мы говорили о трех самых главных врагах. Вспомните, как их узнать?
Дети: Один всегда говорит «Не хочу», другой - «Сделаю позже!»,
Третий - «А почему я?».
Воспитатель: А как же с ними бороться?
Дети: Нужно слушать совесть.
Воспитатель: Ребята, давайте запомним одно из главных правил жизни добрых детей. «Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».Я задам вопросы, а вы отвечайте, как должны поступать добрые дети.
Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – Не обижай никого ни словами, ни делами.
Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – Не мешай и сам другим.
Ты хочешь быть здоровым? – Желай здоровья и всем людям.
На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.
Не ссорься ни с кем.
Никого не осуждай, и тебя не будут судить.
Приноси добро другим и люди принесут тебе добро и любовь.
Воспитатель: Дети, давайте выучим пословицу: «За добрые дела всегда похвала» (Дети повторяют и вносят пословицу в альбом «Мудрые мысли»).
Воспитатель: Как червячок портит яблоко, так и плохое дело вредит нашей душе. Плохое – это грех. А грех гасит огонек совести в нашей душе, наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого. Ну, а если случилось плохое, что нужно сделать?
Дети: Надо обязательно исправить то, что сделал плохо и попросить прощенья.
Воспитатель: Давайте споем песенку Кота Леопольда «Если добрый ты» (№ 30 сл. М. Пляцковского, муз.Б. Савельева).
Физминутка
(под руководством музыкального руководителя дети встают в круг и исполняют песню, маршируя то в одну сторону, то в другую).
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Что хорошо и что дурно»
(стр. 11, Хр. № 2) Я называю доброе качество души, вы встаете и хлопаете в ладоши. Если плохое – остаетесь на месте.
Трудолюбие. Гордость. Лень. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.
Подумайте, что они означают?
Дети:Трудолюбивый – любит труд
Милосердный – милое сердце у человека, доброе.
Скупость – жадность
Лживый – человек, который обманывает
Щедрый – нежадный
Завистливый – хочет все, что видит у другого.
Сочувствие – пожалеть человека, если ему больно или обидно.
Воспитатели: Ребята давайте поразмышляем, какими же должны быть дети? А какими не должны быть?
Дети должны быть: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, щедрыми.
Дети не должны быть: злыми, непослушными, гордыми, сварливыми, ленивыми, лживыми, жадными, скупыми, упрямыми.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать «Дерево добра и зла» С одной стороны будут спелые красивые яблоки – это добрые качества души.
С другой – черные, гнилые яблоки – это плохие, злые качества человека.
Вспомним правила при рисовании:
- найти правильное положение листа,
- расположить рисунок в центре листа, на всем листе,
- толстой кисточкой рисуем крупные части: ствол, яблоки,
- тонкой – ветки, траву и т.д.,
- краску набираем в небольшом количестве,
- после каждого использования промываем кисточку.
(Самостоятельная деятельность детей, музыкальное сопровождение «Дорога добра № 31, сл. Ю. Энтина, муз.М. Минкова. Помощь воспитателя).
Анализ занятия:
Ребята, вы хорошо выучили правило добрых детей, запомнили поговорку, пополнили наш альбом «Мудрых мыслей». Ваши рисунки получились яркие, интересные, аккуратные. Вы правильно отвечали на вопросы. Надеюсь, что в вашей душе будут произрастать только добрые плоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...
Защита практико-значимого проекта "Дорога добра" с презентацией.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совест...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Птицы – друзья человека для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Расширить представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: «Мир Божий вокруг нас» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога...
Практико-значимый проект по учебно-методическому комплекту "Добрый мир".
Практико-значимый проект на тему "Прогулка шестая. Животные домашние и дикие. Зайцы."Цели: формирование базовой культуры на основе традиционных православных духовно-нравственных ценностей....
Практико – значимый проект-конспект занятия с дошкольниками младшей группы (3-4 года) по программе «Добрый мир» на тему: «Какие добрые дела мы можем сделать?».
Задачи:- приучать детей к формам нравственного поведения, прививать детямнавыки доброделания и благотворительности;- побуждать детей к духовному саморазвитию;- воспитывать качества отзывчивости и скро...
Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....”
Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....&rdquo...
Комментарии
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
Пожалуйста, оставляйте свои комментарии. Интересно кто и как работает по этой теме!