Практико-значимый проект "Дорога добра"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия, составленный по комплекту "Добрый мир". Может быть использован  как часть НОД так и целиком, т.к. учитана интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

(по комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»

Старший воспитатель

Кочетова Л.В.

Актуальность темы:

В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственными. Преобладает  эгоцентрическое  поведение людей. Равнодушие к окружающим, отсутствие взаимопонимания и терпимости к недостаткам, нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловили необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

В связи с этим, формирование нравственных ориентаций у дошкольников является одной из основных задач. Поскольку в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить сочувствие и сопереживание другому человеку, любовь к близким, пережить чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения, то фундамент нравственности важно закладывать уже в дошкольном детстве.

 Одним из возможных путей целенаправленного, систематического формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников является становление нравственного компонента личности адекватного эмоционального отношения к ним, нравственного поведения. ребенка, учение его смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей, формирование представлений о нравственных ценностях и нравственных качеств,

Цель:

Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
  2. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.
  3. Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
  4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.
  5. Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
  6. Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
  7. Приучать детей к самостоятельности суждений.
  8. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
  9. Поддерживать интерес к рисованию по замыслу.
  10. Формировать умение проявлять самостоятельность в выборе темы  рисунка, композиционного и цветового решения.

Предварительная работа

  1. Путешествие с книгой «Как Бог научил человека отличать добро от зла»

 (стр. 4, Хр. № 2)

  1. Рассматривание картинки «Христос Бог спасает тонущего человека»

(стр. 6, Хр. №2)

  1. Рассматривание иллюстраций «Ангел – Хранитель», «Ангел и дети»

(кн. «Евангелие для детей», Православный журнал «Парфенон» № 1, 2001 г.)

  1. Разучивание песенки «Если добрый ты» (№ 30 сл. М. Пляцковского,

муз. Б. Савельева)

  1. Составление рассказов «Домашние добрые  дела», «Я старался быть добрым».

Словарь: Совесть.  Грех. Любовь. Трудолюбие. Послушание. Ангел - Хранитель.

Материал для занятия:

- муляжи фруктов и овощей,

- красивый нарядный мешочек,

- два подноса,

- картинка с изображением дерева,

- альбом «Мудрые мысли»,

- музыкальный диск,

- свеча,

- бумажные круги всех цветов радуги и черные.

Раздаточный материал:

- альбомный лист,

- акварель,

- гуашь,

- фломастеры,

- простой карандаш,

- ластик,

- палитра (1/8 альбомного листа),

- салфетки из ткани,

- кисточки двух размеров № 3 и № 5,

- банка с водой,

- подставка под кисточки.

Музыкальное сопровождение

- «Если добрый ты» (№ 30 сл. М. Пляцковского, муз.Б. Савельева)

- «Дорога добра» (№ 31 сл. Ю. Энтина, муз.М. Минкова).

Постановка проблемы

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ, ему больно, а у детей это вызывает смех;  уронил машину в лужу – обидно, опять смех. Наблюдается явный дефицит сочувствия, сопереживания, жалости.

Ход занятия:

(воспитатель вносит муляжи овощей и фрукты в закрытом мешочке)

Воспитатель: У меня в мешочке лежат известные вам предметы. Какие – попробуйте догадаться не глядя в мешочек, на ощупь.

(дети угадывают и раскладывают фрукты и овощи на разные подносы)

Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Фрукты. Овощи.

Воспитатель: (сложив все на 1 поднос)

А теперь фрукты и овощи как можно назвать одним словом?

Дети: Плоды

Воспитатель: - Где они растут?

                          - Когда созревают?

                          - Какие плоды съедобные и несъедобные вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Но не только растения приносят плоды. «Плоды» приносит и каждый человек. Какие же это плоды?

(Размышления детей)

Воспитатель  обобщает:

Плоды человека – это его дела, слова и даже мысли. Хорошие добрые дела, слова, мысли – это хорошие плоды.

Назовите, какие хорошие, добрые дела вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: (читает стихотворение) «Совесть подсказала» ( стр. 8, хр. №2)

О каких хороших делах вы услышали?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы помните как называется стихотворение?

Дети: «Совесть подсказала»

Воспитатель: Что такое совесть?

Дети: Это добрый помощник человека, которого подарил Бог. Это Ангел.

Воспитатель: На что похожа совесть?

Дети: На яркий огонек, который светит в душе у человека. Когда человек советуется с совестью, тогда огонек горит ярко (воспитатель зажигает свечу). Посмотрите, как ярко она горит, но как легко ее затушить. Нужно быть аккуратным, чтобы дольше горела свеча. Так и с душой:  надо быть внимательным к своим поступкам, чтобы не загасить в душе огонек.

Физминутка «Горит свеча»

Воспитатель: Вернемся к нашим плодам. Посмотрите, не все плоды бывают хорошие, попадаются и плохие: гнилые, изъеденные червями (показ картинки).

Так же и у человека. Когда он забывает спрашивать совесть, начинает совершать плохие поступки. Какие?

Дети:Обманывать, обзывать злыми словами, обижать товарищей, лениться.

Воспитатель: мы говорили о трех самых главных врагах. Вспомните, как их узнать?

Дети: Один всегда говорит «Не хочу», другой -  «Сделаю позже!»,

Третий -  «А почему я?».

Воспитатель: А как же с ними бороться?

Дети: Нужно слушать совесть.

Воспитатель: Ребята, давайте запомним одно из главных правил жизни добрых детей. «Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».Я задам вопросы, а вы отвечайте, как должны поступать добрые дети.

Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – Не обижай никого ни словами, ни делами.

Тебе не нравится, когда  мешают твоим играм? – Не мешай и сам другим.

Ты хочешь быть здоровым? – Желай здоровья и всем людям.

На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.

Не ссорься ни с кем.

Никого не осуждай, и тебя не будут судить.

Приноси добро другим и люди принесут тебе добро и любовь.

Воспитатель: Дети, давайте выучим пословицу: «За добрые дела всегда похвала» (Дети повторяют и вносят пословицу в альбом «Мудрые мысли»).

Воспитатель: Как червячок портит яблоко, так и плохое дело вредит нашей душе. Плохое – это грех. А грех гасит огонек совести в нашей душе, наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого.  Ну, а если случилось плохое, что нужно сделать?

Дети: Надо обязательно исправить то, что сделал плохо и попросить прощенья.

Воспитатель: Давайте споем песенку Кота Леопольда «Если добрый ты»  (№ 30 сл. М. Пляцковского, муз.Б. Савельева).

Физминутка

(под руководством музыкального руководителя дети встают в круг и  исполняют песню, маршируя то в одну сторону, то в другую).  

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Что хорошо и что дурно»

 (стр. 11, Хр. № 2) Я называю доброе качество души, вы встаете и хлопаете в ладоши. Если плохое – остаетесь на месте.

Трудолюбие. Гордость. Лень. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.

Подумайте, что они означают?

Дети:Трудолюбивый – любит   труд

Милосердный – милое сердце у человека, доброе.

           Скупость – жадность

           Лживый – человек, который обманывает

           Щедрый – нежадный

Завистливый – хочет все, что видит у другого.

           Сочувствие – пожалеть человека, если ему больно или обидно.

Воспитатели: Ребята давайте поразмышляем, какими же должны быть дети?  А какими не должны быть?

Дети должны быть: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными, уступчивыми, щедрыми.

Дети не должны быть: злыми, непослушными, гордыми, сварливыми, ленивыми, лживыми, жадными, скупыми, упрямыми.

Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать «Дерево добра и зла» С одной стороны будут спелые красивые яблоки – это добрые качества души.

С другой – черные, гнилые яблоки – это плохие, злые качества человека.

Вспомним правила при рисовании:

- найти правильное положение листа,

- расположить рисунок в центре листа, на всем листе,

- толстой кисточкой рисуем крупные части: ствол, яблоки,

- тонкой – ветки, траву и т.д.,

- краску набираем в небольшом количестве,

- после каждого использования промываем кисточку.  

(Самостоятельная деятельность детей, музыкальное сопровождение «Дорога добра № 31, сл. Ю. Энтина, муз.М. Минкова.  Помощь воспитателя).

Анализ занятия:

Ребята, вы хорошо выучили правило добрых детей, запомнили поговорку, пополнили наш альбом «Мудрых мыслей». Ваши рисунки получились яркие, интересные, аккуратные. Вы правильно отвечали на вопросы.  Надеюсь, что в вашей душе будут произрастать только добрые плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...

Защита практико-значимого проекта "Дорога добра" с презентацией.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совест...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Птицы – друзья человека для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Расширить  представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Практико-значимый проект по учебно-методическому комплекту "Добрый мир".

Практико-значимый проект на тему "Прогулка шестая. Животные домашние и дикие. Зайцы."Цели: формирование базовой культуры на основе традиционных православных духовно-нравственных ценностей....

Практико – значимый проект-конспект занятия с дошкольниками младшей группы (3-4 года) по программе «Добрый мир» на тему: «Какие добрые дела мы можем сделать?».

Задачи:- приучать детей к формам нравственного поведения, прививать детямнавыки доброделания и благотворительности;- побуждать детей к духовному саморазвитию;- воспитывать качества отзывчивости и скро...

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....”

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....&rdquo...


 

Комментарии

Пожалуйста, оставляйте свои комментарии. Интересно кто и как работает по этой теме!