Создание условий для развития экологического образования в совместной музыкальной и театрализованной творческой деятельности участников образовательных отношений в ДОУ
статья
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития экологического образования в совместной музыкальной и театрализованной творческой деятельности участников образовательных отношений в ДОУ
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы, и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы. Наряду с традиционными формами работы в детском саду, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, большую роль в формировании экологической культуры играет приобщение детей к эколого-природоведческому образованию посредством музыкально – театрализованной совместной деятельности всех участников образовательных отношений. В них включаются семьи воспитанников и педагогов, привлекаются социальные партнеры – библиотеки, детские школы искусств, музеи, культурно - досуговые и образовательные центры.
Искусство способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. В музыкальной деятельности в разделе «Слушание » произведения русской и зарубежной классики широко представлены в темах парциальной программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой «Музыка рассказывает о животных и птицах» и «Природа и музыка». Также в образовательную программу детского сада включаются и современные вокальные произведения, написанные детскими композиторами. «Разноцветная осень» и «Весна-красна идет» Т. Морозовой, «Расцветай, милый край» и «Весенний хоровод» С. Насауленко, «Дождик» и «Кто построил радугу» М. Парцхаладзе и т.д. Довольно часто практикуется совместное исполнение со взрослыми, под гитару с персонажем дети старшей группы исполнили песню А. Бельского «Осенний гномик», а в подготовительной группе с родителями поиграли в вокальное эхо песни «Осень золотая» П. Ермолаева. Особенный интерес представляет музыкальный фольклор, песни - драматизации, например, «Земелюшка-чернозем», «Где был, Иванушка», весело проводятся совместные с родителями народные игры типа хоровода «Вейся, капустка», или игры догонялки «У медведя во бору», национальные игры народов, проживающих в России. Также поддерживаются культурные традиции нашего региона, довольно часто проводятся мероприятия с использованием музыкальных произведений коренных народов – ханты и манси, ненцев. Это инструментальные сочинения, исполненные на национальном струнном инструменте санквылтапе (в переводе с мансийского - "поющий кораблик"), и песни о природе родной Югры – народные «Куренька», «Песня пробуждения Медведя», авторские «Морошка» и «Серебряный олень» С. Няруй, «Северное сияние» Ю. Юнкерова, «Долина Ручьев» на слова А. Тарханова. В современной популярной музыке есть произведения, которые можно применить в экологическом развитии детей, в частности для постановки музыкально- хореографических композиций, например - песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"). Дети младшего дошкольного возраста очень любят игровую ритмику, в которой связь музыки, движения и пения особенно эффективно проявляется в действии. «Отправляясь» к бабушке в деревню, знакомятся с домашними животными - играют в забавных котят, козлят, лошадок и поросят. Путешествуя на лесную полянку, превращаются в муравья, ёжика, волка, лисицу. Кульминацией осеннего утренника в средней группе стал совместный танец детей и родителей «Хоровод грибочков» О. Долгалёвой, разноцветные шляпки грибов различных видов, произрастающих в наших лесах, изготовили семьи воспитанников. Детям старшего дошкольного возраста раскрытию образа животных очень помогает сюжетная музыка «Карнавала животных» К. Сен - Санса можно «погулять» по зоопарку, понаблюдать за повадками экзотических животных – царской походкой льва, тяжелой поступью слонов, веселыми скачками кенгуру, послушать пение кукушки, полюбоваться прекрасным лебедем на пруду, познакомиться с черепахами, и поплавать, как рыбки в аквариуме.
Особая роль отводится музыкальным праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. Первым в городовом цикле традиционно стал праздник «Осенний бал», на котором мы не только исполняем песни, танцы, стихи об осени, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы. Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить детей к себе в гости, объясняет правила поведения в лесу. Кикимора с Водяным вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить их подружки-лягушки. Баба-Яга поет о том, что нет «плохих» растений и грибов в природе, что ядовитое «волчье лыко» и мухоморы полезны для зверей, не нужно их трогать и уничтожать.
Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей — концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. По итогам осенних утренников были проведены тематические представления под общим названием «Музыкальный компот». Маленькие артисты исполнили для сверстников и малышей других групп любимые песни и танцы, сыграли пьесы в оркестрах, изображая шум ветра, шуршание листьев и стук капель дождя различным приемами игры на детских музыкальных и самодельных инструментах, сделанных самостоятельно и с помощью взрослых — родителей и педагогов.
Возможности для реализации экологического воспитания в театрализованной деятельности гораздо шире — маленькие артисты наравне со взрослыми представляли театрализованную программу с экологическим содержанием «Лесная аптека», где сверстники могли узнать о свойствах полезных растений, в игре «поправить» здоровье заболевших персонажей народными методами, уберечь от употребления незнакомых растений и грибов в лечебных целях. Ставшие уже традиционными представления на праздниках, после премьеры на утреннике, находят свое продолжение в дальнейших показах, и иногда на «новый лад». Совместно с детьми был разработан новый, экологический финал истории по мотивам сказки С.Я. Маршака «12 месяцев», где ключевым моментом явилась судьба подснежников, которые занесены в Красную книгу. В дальнейшем эта инсценировка приняла участие сразу в 3 конкурсах различного уровня - детском саду в рамках проведения фестиваля театрализованной деятельности «Волшебный мир сказок», на городском конкурсе «Богат талантами любимый город» в номинации «Театр малых форм». В формате видеоролика спектакль представлен на региональном этапе XV Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета », стал победителем в номинации ««Природа. Культура. Экология» и вышел во всероссийский тур, финал которого состоится в декабре 2018 года.
Из этой же темы выросло совершенно новое направление в нашей совместной с детьми и родителями деятельности — симбиоз театра, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, с ярким театрализованным показом коллекции на определенную тему: проект «Театр Моды «12 месяцев». В основу коллекции вошли базовые костюмы новогодней постановки, а изюминкой стали новые уникальные головные уборы венки ручной работы. В подготовке сценического образа были задействованы семьи воспитанников. Большинству молодых родителей такой вид творческой работы пришлось выполнять впервые, потребовалась помощь рукодельниц - бабушек, умелые руки отцов и дедушек, поэтому педагогами были проведены как общие консультации с сообщением идеи и формата выступления, так и многочисленные индивидуальные с использованием современных технологий по изготовлению конкретных деталей. В процессе выявилась проблема: как сделать аксессуар аккуратным, красивым и самое главное, безопасным и удобным для выступления на сцене? Сложность заключалась в совмещении природных и декоративных материалов (ветки деревьев, хвоя, соцветия вербы, муляжи фруктов, искусственные листья и грибы) с современной светодиодной подсветкой. Приняв незнакомую ранее роль модели, дети представили наглядно приход каждого месяца, продемонстрировав сценический костюм, только костюмом и атрибутами в движении под музыку постарались раскрыть на высоком художественном уровне характер и образ представляемого персонажа отдельно и во взаимодействии с остальными. Данный проект был отмечен дипломом 3 степени 1 городского конкурса-фестиваля детского творчества «Матрешка» в номинации «Театр моды».
Не обошли стороной экологическое воспитание и новые технологии; воспитателями совместно с музыкальными руководителями разработаны лэпбуки по темам «Лесной оркестр» и «Красная книга России. Животные» с музыкальным приложением. Новые пособия помогут обобщению экологических знаний о животном и растительном мире, сформируют представления о редких и охраняемых представителях флоры и фауны, о способах их охраны в интересной наглядной форме в различных видах совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Раскрыть ценность объектов и событий в природе, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально положительным отношением – задачи, которые успешно решаются через общую творческую деятельность всеми участниками образовательного процесса – детьми, членами семей и педагогами. Успешный опыт реализации способствует формированию общей экологической культуры, пропагандирует экологические знания и ответственное отношение к окружающей среде.
Литература
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АРКТИ, 2001.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/18/htdwfjfcsr0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588924-1423398661.jpg)
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-492678-1570210032.jpg)
Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста
Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные и...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-1218073-1728401227.jpg)
Консультация для педагогов по теме: " Создание условий для экологического образования в ДОУ."
В настоящее время одной из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами-дошкольниками – это воспитать у детей любовь к Родине и учиться бережно относиться к ней. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/25/picture-829080-1482678902.jpg)
Формирование толерантного социального взаимодействия участников образовательных отношений через народное творчество в условиях инклюзивного пространства учреждения дошкольного образования.
Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в России на уровне дошкольного обучения. В статье представлен опыт реализации процесса инклюзии конкретного дошкольного образовательного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-588547-1579377548.jpg)
Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"
Презентация для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-734125-1603731448.jpg)
Программа развития профессиональной и родительской рефлексии участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования
Программа содердит комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленых на повышение уровня профессиональной и родительской рефлексии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950601-1506004956.jpg)
ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»....