Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру
Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста
Экология -это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представлениях начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты). Программа экологического образования детей определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире.
Эти знания можно объединить в три группы:
а) внешний вид животного(части тела, издаваемые звуки, характер движения, питание)
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни
в) приносимая польза.
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но ив повседневной жизни- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и растениях, дидактические игры.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, оказывает влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительный эмоции и чувства.
Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят в их самостоятельную игровую деятельность, становятся ее содержанием.
Экологическое воспитание можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно- правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.
Оптимальной формой привнесения сюжетно -ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, Они создаются для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.
Это - использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы, использование кукол, изображающих персонажи литературных произведений, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей, различные варианты игры в путешествие: "Экскурсия в зоосад", "Поездка на выставку".
Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.
Наблюдать за погодой, рассматривать небо, выяснять есть ли ветер, по одежде людей определять, на сколько холодно или тепло. В плохую погоду наблюдение можно проводить из окна помещения, результаты сразу заносятся в календарь.
Рассматриваются во время прогулок деревья, кустарники, покров земли.
Осенью обращаем внимание на то, как желтеют, краснеют и опадают листья с деревьев и кустарников, сколько их лежит на земле, вянет ли трава.
Зимой учим распознавать деревья по коре, веткам, кроне. Измеряем глубину снега специальной палкой- снегомером, а весной обращаем внимание на появление проталин, на набухание, а потом развертывание почек, на постепенное появление зелени.
Летом показываем буйное разнотравье, цветение и созревание плодов растений.
Во все времена года наблюдаем за составом животного мира: какие есть насекомые, птицы, как они себя ведут, какие издают звуки, что делают.
Занимались рядом поэтапных наблюдений: по выращиванию лука, семян.
Каждое такое наблюдение развивает у ребенка восприятие. Дети учатся замечать изменения, устанавливать их причины, связывать состояние растения с условиями, которые они создают для него.
Наблюдаем за животным миром- за птицами, хомяками, морской свинкой, за рыбками, за домашними животными в их естественной обстановке.
Все это привлекает и сосредотачивает внимание ребенка, будит его познавательную активность.
Дополняем знания детей рассказами взрослых, чтением художественной литературы, практическими действиями ребенка рассматривают картинки, заучивают стихи, изучают условные обозначения в календаре погоды.
Наблюдаем за веточками поставленными в воду, как набухают и раскрываются почки, как появляются листья, как начинают отрастать корни.
Проводятся занятия на различную тематику: о деревьях, о цветах, о временах года, о том, как нужно беречь воду, о животных, растениях, как вести себя в природе, прогулки по парку, о том где живут птицы зимой и т.д.
Наблюдая, играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.
Литература:
П.Г. Саморукова., Л.М. Маневцова: "Мир природы и ребенок"
С.Н. Николаева : "Как приобщить ребенка к природе"
Е.И. Золотова: "Знакомим дошкольников с миром животных"
С.Н. Николаева: "Методика экологического воспитания в детском саду"
Воспитатель ГБДОУ № 78 Центрального района:
Мещерякова Т.И.
Сентябрь, 2019 г
Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация : "Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста"
Методический материал позволяет разграничить понятия "индивидуализация образования" и "индивидуальный подход",знакомит с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образ...
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
"Экология и создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....
" Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"
. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....
Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...
Условия экологического образования детей дошкольного возраста
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды....
«Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
Статья посвящена проблеме экологического образования определяется она тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. В период дошкольного детс...