Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)
«Формирование экологического воспитания старших дошкольников
через опытно-экспериментальную деятельность»
Воспитатель:
Рябцева О.В.
2021 г.
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
- создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
- Проведение открытого занятия;
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Участие в конкурсах.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
- Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Масленица»;
- «Пасха»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- Проведение сезонных выставок поделок;
- Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
- Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Синичкин день»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
- Проекты:
- «Огород на подоконнике»;
- «Цветущий участок»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая»;
- «Скворушка»
- Чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
- Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
- В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
- Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
- Ю. Демянская «Дом Земли»;
- Н. Т. Бромлей «Охотник»
- Заучивание наизусть:
- Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
- В. Орлов «Общий дом»;
- П. Воронько «Журавль»
- Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей по экологии.
- Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
- Разработка и проведение консультаций для родителей:
- «Экология и мы»;
- «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
- «Игры экологического содержания»;
- «Ребенок и природа»;
- «Птичья столовая»;
- «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
- «Чистая планета Земля»
- Памятки для родителей:
- «В каких продуктах «живут» витамины»;
- «Синичкин день»;
- «Берегите природу»;
- «Мы против мусора»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Зеленая весна»;
- «Всемирный день окружающей среды»
- Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
- Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
- Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
- Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
- Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
- Привлечение родителей к созданию альбомов:
- «Растения нашего края»;
- «Берегите природу»;
- «Дикие животные России»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- «Зеленая весна 2020»
- Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Сентябрь
1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях
2.Игровая деятельность.
3.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;
4. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
Октябрь
1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
2.Опытно-исследовательская деятельность;
3. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»
Ноябрь
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:
«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»
3.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
4.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2019»
Декабрь
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
3.Игровая деятельность;
4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»
5.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:
Январь
1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников
2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»
1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора».
Февраль
1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
2. Изучение нового материала по экологии;
3.Изготовление экологического лэпбука
4.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»
Март
1.Проведение народного праздника «Масленица»;
2.Разработка конспекта открытого занятия;
3. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
4.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
5.Памятка: «День птиц»
Апрель
1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
«День птиц»;
«Пасха»;
«День Земли»;
«День посадки деревьев»;
2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;
3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»
Май
1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;
2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»
3. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;
4. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
по теме:
«Формирование экологического воспитания старших дошкольников
через опытно-экспериментальную деятельность»
Воспитатель:
Рябцева О.В.
2021 г.
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
- создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
- Проведение открытого занятия;
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Участие в конкурсах.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
- Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Масленица»;
- «Пасха»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- Проведение сезонных выставок поделок;
- Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
- Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Синичкин день»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
- Проекты:
- «Огород на подоконнике»;
- «Цветущий участок»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая»;
- «Скворушка»
- Чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
- Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
- В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
- Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
- Ю. Демянская «Дом Земли»;
- Н. Т. Бромлей «Охотник»
- Заучивание наизусть:
- Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
- В. Орлов «Общий дом»;
- П. Воронько «Журавль»
- Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
- Анкетирование родителей по экологии.
- Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
- Разработка и проведение консультаций для родителей:
- «Экология и мы»;
- «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
- «Игры экологического содержания»;
- «Ребенок и природа»;
- «Птичья столовая»;
- «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
- «Чистая планета Земля»
- Памятки для родителей:
- «В каких продуктах «живут» витамины»;
- «Синичкин день»;
- «Берегите природу»;
- «Мы против мусора»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Зеленая весна»;
- «Всемирный день окружающей среды»
- Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
- Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
- Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
- Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
- Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
- Привлечение родителей к созданию альбомов:
- «Растения нашего края»;
- «Берегите природу»;
- «Дикие животные России»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- «Зеленая весна 2020»
- Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Сентябрь
1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях
2.Игровая деятельность.
3.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;
4. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
Октябрь
1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
2.Опытно-исследовательская деятельность;
3. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»
Ноябрь
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:
«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»
3.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;
4.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2019»
Декабрь
1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;
2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
3.Игровая деятельность;
4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»
5.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:
Январь
1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников
2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»
1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;
Памятка: «Мы против мусора».
Февраль
1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
2. Изучение нового материала по экологии;
3.Изготовление экологического лэпбука
4.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»
Март
1.Проведение народного праздника «Масленица»;
2.Разработка конспекта открытого занятия;
3. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
4.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
5.Памятка: «День птиц»
Апрель
1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
«День птиц»;
«Пасха»;
«День Земли»;
«День посадки деревьев»;
2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;
3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»
Май
1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;
2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»
3. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;
4. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по экологическому воспитанию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Путешествие в страну чудес....
Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"
Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...
План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".
ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....
План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности".
План по самообразованию....
Программа по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность".
Программа по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность"....