«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные произведения пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitaniemladshih_doshkol.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Сообщение на тему:
«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
категории Мельникова Н.Ю.
Казань Советский район
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную зкологическую проблему. Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относится к природе, то мы погубим себя. А для того, чтобы этого не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Природа постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Ознакомление дошкольников с природой- это первые шаги в воспитании экологической культуры.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, осенний листопад, ручейки, лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознатель-ность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется эмоционально-ценностное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, не восхитился красотой первым весенним цветком, не умилился маленькой улиткой или безжалостно раздавил ящерку, -то пользы от этого не будет . Важнейшая задача воспитания детей дошкольного возраста – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать духовно развитого, духовно богатого человека.
В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Элементы народного мировоззрения нашли отражение в многочисленных традициях, обычаях, обрядах всех народов. Они четко определяли правила поведения человека в природе, которые свято соблюдали все: от малолетнего ребенка до седого старца.
Наши предки боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли ее. В давние времена человек придавал особую магическую силу солнцу, огню, земле, временам года, разным природным явлениям и животным. Землю, воду, лес заселял добрыми и злыми духами. Человеку казалось, что есть кто-то, кто может помочь ему получить богатый урожай. Он думал, что помощниками могут быть солнце, дождь, ветер, небо, радуга, птицы – все силы природы и весь окружающий мир. Поэтому люди создавали песни, заклички, приговорки, потешки, в которых обращались к природе с призывами, просьбами, надеждами. Задавали ей вопросы и казалось получали ответы. Разговоры эти были ласковыми, приветливыми и отражались они в разных жанрах народного поэтического творчества.
Русские народные песенки, заклички, приговорки, попевки, потешки, загадки, колыбельные, считалки, приметы, сказки, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды, окружающей нас природы. Веками русский народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости.
В старину познание природы начиналось для ребенка с той весны, когда он впервые вышел с друзьями в лес собирать свежие ростки хвои, хвощи, болотные луковицы – дети сами удовлетворяли витаминный голод после зимы. Естественным порядком с самого раннего детства шло знакомство с певчими обитателями леса. Современные исследования показали, что городской ребенок знает голоса пяти – шести птиц, включая ворону, утку, петуха. Ребенок в прежней деревне различал голоса десятков птиц. Уже с раннего детства дети относились к природе как к чему – то живому, что можно было не только использовать, но нужно было охранять и уважать. Начиналось все с малых лет: ребенка не просто учили смотреть – на то, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеет и наливается плодами земля, но и учили устанавливать с природой своеобразный диалог.
Постепенно раскрывая для себя всю красоту мира, ребенок приучался понимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям все время, ненавязчиво, прививали эту «духовную экологию», формируя особое, уважительное отношение к родному краю.
Мало кто из современных родителей знает произведения народного творчества. Мы забыли свою культуру. А я хочу зажечь искорку любви и интереса к истории народа, к его культуре, к природе России. Ведь Родина – это не только серые многоэтажные дома и машинные стоянки вокруг них, супермаркеты и казино, а Родина – это еще и маленькая божья коровка на ладошке у малыша, это белоствольная береза под окном, это ромашка в поле, кукушка в лесу. Ведь мудрый, чуткий, добрый, трудолюбивый народ про все это сочинил свои незамысловатые потешки, заклички, приговорки, загадки, коротенькие песенки, частушки-маленькие народные шедевры.
Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные произведения пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение.
Для того, чтобы малые фольклорные формы были понятны малышам, я сама стала делать атрибуты к ним. Например, из желтых шерстяных ниток связала очень забавных цыплят, курочку сшила из пестрой ткани, слепила из пластилина кадку и блюдечко, насыпала в блюдечко пшена, в кадку положила лоскуток голубой материи – вот и получилась потешка «Цып-цып-цып, цыплятки». Потешка в несколько строчек, а сколько к ней необходимо сделать атрибутов! Иногда я сама сочиняю небольшую потешку, приговорку, закличку, если покупаю или мастерю оригинальную игрушку-зверушку, а народного произведения подобрать не могу. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Атрибутов к потешкам у меня накопилось так много, что я оборудовала фольклорные зоны на стеллажах. Это мини деревенька, где «живут» домашние животные – персонажи из разных потешек ( корова, козлик, цыплята, петушок, курочка, собачка, кошечка, лошадка, гуси, ) Дети с великим удовольствием берут любой персонаж и рассказывают любимое произведение народного творчества. В народных произведениях звучат весьма часто слова, не употребляемые в современной разговорной речи. Мы читаем детям: «Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке…», «…полное лукошко дам тебе горошка», «Идет лисичка по мосту, несет вязанку хвороста…», «Тень-тень, потетень выше города плетень», «Сидит белка на тележке…», «Котик серенький присел на печурочке…» - эти слова не знакомы детям. А вот ,когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки (лукошко, печка, кадка, хворост, тележка, голичок, плетень), образы оживают,становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску.
На другом стеллаже разместился уголок приговорок. Это мини полянка, где дети знакомятся с насекомыми, птицами, которых можно встретить в лесу, на даче, на участке детского сада. Ведь мудрый, наблюдательный народ и про этих всех букашек- таракашек сочинил свои маленькие шедевры.
За много лет своей работы по этой теме создала картотеку малых фольклорных жанров, материал которой использую во время наблюдений на прогулках.
Сегодня с утра льет дождь. Дети смотрят в окно и вместе с воспитателем вступают в озорную беседу с дождемДождик, дождик, пуще
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Дождик, пуще поливай!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей,
Ни берез,ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку.
Щей черепушку,
Дам тебе ложку –
Кушай понемножку!
Но если дождик зарядил, дети обращаются к солнышку :
Солнышко, покажись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко
Ягоды в лукошко
Зеленого горошка!
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи.
Дам орехов кучу!
Солнышко. Солнышко.
Выгляни на бревнышко.
Дам тебе я меду
Целую колоду.
Солнышко, выгляни!
Красное, высвети
На холодную водицу,
На мелкую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
А после дождя в теплую погоду на небе показалась разноцветная радуга. И дети обращаются к радуге:
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам солнышка!
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга.
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Если вдруг подул ветер, дети хором читают озорные заклички ветру:
Ветер, ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!
Вышли дети на участок, посмотрели на ромашку, а на лепесточке сидит божья коровка:
Бабочка –коробочка,
Улети на облачко.
Там твои детки
На березовой ветки.
Божья коровка,
Черная головка!
Улети на небо.
Принеси нам хлеба!
Черного и белого,
Только не горелого!
А вот залетела на участок бабочка- беляночка:
Бабочка-беляночка,
Крылышками машет,
Крылышками машет,
С детками пляшет!
А следом летит стрекоза, размахивая своими голубыми крылышками:
Стрекоза – колечко,
Сядь на крылечко.
Посиди немножко,
Дам тебе горошка
Летом всегда много комаров. Залетают на участок красавицы пчелки .Они летают с цветка на цветок и пьют сладкий нектар.
Ванька, Ванька-комарок,
Улети на свой дворок!
Там твой дедушка-
Кушает репушку,
Там твоя бабушка-
Кушает оладушки.
Тебя ожидают,
Кусочки доедают!
Рой, гуди, Яры пчелки Рой роится,
В поля иди, Во поле идут, В поле садится
С полей иди, С поля идут, В поле садится
Медок неси, медок домой несут. Медом кормится.
А под листочками мать-и- мачехи, в тени можно увидеть улитку и слизня.
Улитка, улитка, Улитка,улитка,
Покажи рога ! Высунь рога!
Дам тебе хлеба, дам кувшин молока,
Кусочек пирога, Да кусочек пирога,
Масло туесок, Масленого, масленого,
Овсяный колосок! Масленого, перемасленного.
Слизень-близень,
Выкажи рога!
Дам творога, кувшин молока,
Масла кусок,
Овсяный колосок!
Светлячков можно увидеть только, когда стемнеет. Но если дети будут жить с родителями на даче, то эта приговорка им пригодится.
Свет светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
На участке, около кустарника, там,где всегда прохладно, мы с детьми все лето наблюдаем за маленькими лягушатами.
На зеленом на лугу Лупоглазая лягушка
Квакали лягушки. Надувает важно брюшко.
А по лужам босиком У нее одна забота-
Прыгали лягушки. Комара поймать охота.
Недалеко от нашего детского сада есть посадки. Мы летом с детьми совершаем туда экскурсии. Лес-это замечательное место для экологических наблюдений. Здесь можно встретить и кукушку, и сороку, и галку, и дятла, и иволгу. Один раз мы даже белку видели. А сколько грибов и ягод в посадках! И наши далекие предки о каждой букашке, о птичке оставили нам в наследство небольшие, незатейливые, но веселые и задорные приговорки.
-_Галки, вороны, Кукушечка, кукушечка,
Где ваши хоромы? Серая рябушечка,
-Наши хоромы Покукуй в лесу: «ку-ку»-
В лесу на соломе! Сколько лет я проживу?!
Ты солому увозил,
Наши гнезда разорил,
Одна галка наперед-
Всю солому соберет!
Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Ни высоко, ни далеко,
Чтобы солнышко видать.
Синичка, синичка, Ах,ты, совушка сова,
Воробью сестричка. Ты большая голова.
Воробей-воришка Ты на дереве сидела,
Залез в амбаришко Во все стороны глядела,
Клевать просо Головой вертела.
Своим носом. Кубарем свалилася,
В яму покатилася.
Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя я погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой на верху!
Ласковые , напевные слова закличек, приговорок, потешек помогают решить экологические цели прогулок, делают восприятие детей ярче, вызывают у них любознательность.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и маленькой букашке, и всем людям!
Итак, используя все виды фольклора при наблюдениях, экскурсиях, прогулках можно сделать мероприятия яркими, эмоциональными, детям нравится слушать яркий, образный язык, и они лучше воспринимают окружающий мир. Не будет восприятия окружающего мира, облагораживание чувств, если не использовать художественное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
методический доклад...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
ТЕМА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»Задачи:1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.2. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик...
Презентация для педагогов "Дидактическая игра как средство экологического воспитания младших дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
Экологическое воспитание...
Дидактические игры как средство экологического воспитания младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическо...
Проект по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода....