Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
консультация
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2020.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
Октябрьский район
с. п. Унъюган
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
МБДОУ «ДСОВ «Сказка»
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Составитель:
воспитатель
подготовительной
к школе группы
Чернова Н.А.
Унъюган, 2020
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение.
И мы, как педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.
И начинать нужно с самых маленьких. Научить детей таким ценностям, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Исходя из актуальности проблемы я определила тему по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Главная цель - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув» Е.Леонов (советский и российский актер театра и кино)
С.Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н. Рыжова).
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Игра была и остаётся предметом многочисленных научных исследований с точки зрения её связи с детским творчеством. Творческий потенциал игры огромен, особенно игры -театрализованной.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Знакомство с театрализованными играми рекомендуется начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, -это создает радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в парк, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами».
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений.
Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. 2003.
3. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.
4. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.
5. Генов Г. В. Театр для малышей. – М., 1968
6. Картушина Ю. М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
7. Камшилов М. М. Эволюция биосферы. – М.: Наука, 1979. – 256 с 24.
8. Киселева О. И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....
ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...
ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...
"Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Из опыта работы воспитателя...
Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...
Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...
Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".
Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...