Рекомендации для родителей по формированию грамматических навыков детей
материал (средняя группа)
Формирование грамматического строя языка является частью общего речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_po_formirovaniyu_grammaticheskikh_navykov_detey.docx | 123.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по формированию грамматических навыков детей
Формирование грамматического строя языка является частью общего речевого развития. В дошкольных учреждениях данная работа проводится по следующим направлениям:
Морфология - умение изменять слова (все части речи: существительные, глаголы, прилагательные) по родам (жен., муж., сред.: девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло), числам (един., множ.: дом – дома, мак - маки), падежам (кот, кота, коту,…);
Синтаксис - овладение предложениями разных типов: простыми (Весной распускаются почки на деревьях.) и сложными (Когда наступит лето, мы отправимся путешествовать. Мы любим детский сад, потому что в нём много друзей);
Словообразование (знакомство с разными способами): с помощью суффиксов (учить - учитель), приставок (шёл - перешёл, зашёл), смешанным способом (перелесок), соединением двух основ (карие глаза – кареглазый, розовые щёки - розовощёкий).
Причины детских грамматических ошибок:
* сложность грамматической системы (особенно морфологии);
* наличие исключений из правил в русском языке;
* неблагоприятная речевая среда (ошибки в речи окружающих);
* педагогическая запущенность;
* особенности возраста (развитие внимания, памяти, мышления) и др.
Наиболее типичные грамматические ошибки дошкольников:
- изменение рода существительных («Д»: синяя платье, большой яблок);
- употребление несклоняемых существительных («Д»: на пальте, кофеем); - неправильные окончания имён существительных («Д»: книгов, матрёшков; в лесе, в носе);
- образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных («Д»: котёнки, свинёнки, ягнёнки);
- образование глагольных форм («Д»: ехай, положь, искай; махаю, плакаю);
- неправильная форма причастий («Д»: нарисоватая, слломатая. оборватая); - образование сравнительной степени прилагательных (поглубенее, молодее);
- склонение числительных («Д»: с двумями, двое домов, два ромашка);
- употребление предлогов в сложных предложениях («Д»: Как мы пришли с прогулки, было уже поздно).
В процессе исправления ошибок необходимо учитывать: - овладение грамматикой осуществляется на основе познавательного развития детей в разных видах деятельности;
- велика роль общения детей со взрослыми, грамотная речь которых является образцом для подражания;
- легче предупредить грамматические ошибки, чем исправлять их (следует во время чтения, в повседневной жизни обращать внимание детей на сложные грамматические формы, неоднократно повторять их);
- необходимо, заметив ошибку в речи ребёнка, не повторяя (!) её, тактично исправить, 2-3 раза назвать верный вариант, произнести его вместе с ребёнком, предложить повторить; - в младшем дошкольном возрасте взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание (ребёнок: ложков, чашков…; взрослый: «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек»); старших дошкольников надо учить слышать ошибки, самостоятельно исправлять их («Ты неверно изменил слово…, подумай, как сказать правильно»);
- следует постепенно приучать детей оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи.
Приёмы формирования грамматически правильной речи:
- образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, подсказка, привлечение детей к исправлению ошибки, напоминание верного варианта слова, игровая ситуация (игра с Незнайкой, другим игровым персонажем), вопросы подсказывающего и оценочного характера, создание проблемной ситуации (в старшем дошкольном возрасте: «Представьте, вы ожидаете гостей, отправляетесь в магазин и покупаете много…Конфеты вы положите в …, сахар в…, сухари в…, масло в…, варенье …?») .
Подборка игр для среднего дошкольного возраста:
Что у нас получится?
Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.
Игровой материал: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.
Ход игры: Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы — красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы — оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...) Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки. Вариантом игры для них может быть такое задание: «Назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зеленая, желтая или красное, синее, зеленое, желтое и т. д. (цвета могут быть другими).
Чего не стало?
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Игровой материал: Карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.
Ход игры: Воспитатель раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.)- Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, воспитатель может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять воспитатель отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания. В игре «Сколько их?» мы говорим «два яблока», а в этой игре — «двух яблок», или говорили «пять конфет», а теперь — «пяти конфет». Усложнение. Воспитатель предлагает поиграть по-другому. Объясняет: «Я буду начинать предложение, а тот, на чью карточку положу фишку, — продолжит его. В предложении должны быть слова, обозначающие предметы и их количество, — те, которые у него на карточке с фишкой. А тот, кто не только продолжит предложение, но придумает, почему не стало их, получит дополнительную фишку. Например, я говорю: «Не стало на птичьем дворе...», а тот, у кого фишка на карточке, добавляет: «Пяти цыплят» —и придумывает: «Потому что они убежали через дырку в заборе» или «Их унес коршун». Примерные предложения: Не стало на тарелке ... (двух яблок, потому что...). Не стало на полке магазина ... (двух пирамидок, потому что...). Не стало хватать на столе ... (одной чашки, потому что...). Не стало в банке ... (пяти огурцов, потому что...). Не стало у продавца ... (пяти шаров, потому что...). Не стало в кормушке у кролика ... (двух морковок, пото¬му что...). Не стало у Вовы ... (одного мяча, потому что...) и т.п. Выигравшими считаются те, у кого по две фишки на карточке. Если ребенок неправильно согласовывает числительные с существительными в родительном падеже, то фишка у него снимается с карточки.
В помощь родителям:
1.М.М, Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников.- М., Академия, 1998г., гл.5,стр.180-206
2.А.Г.Арушанова Формирование грамматического строя речи. –М., Мозаика-Синтез,08г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей.
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сам...
Рекомендации для родителей по формированию трудовых навыков детей с ОВЗ
Трудовое воспитание детей с ОВЗ заключается в развитии трудолюбия и работоспособности....
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.
Как воспитать в детях самостоятельность?Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?Что уже ум...
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении.
Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстн...
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста
• Как воспитать в детях самостоятельность? • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи? • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на...
Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, другим людям. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень с...