Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей с трудностями в общении.
консультация

Жардан Ольга Константиновна

  Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Учим ребёнка общаться»

  Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

4.  Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

   В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

  Большинство родителей уверены в том, что ребёнку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребёнку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например:  «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребёнка могут быть психо-физиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

  Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

  • не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь

решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.

  • не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его,

когда он этого заслуживает.

  • поощряйте в ребенке инициативу.
  • не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
  • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам

и неудачам.

  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребёнком.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

  • Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
  • Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса –   самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессивность,

сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.

  • Показывайте ребёнку пример миролюбивого поведения.
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.
  • Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для  детей  событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Чтение и совместный анализ сказок,  затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей.
  • Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребёнок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

        Застенчивость

Последствия:

  • Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить

 друзей и получать удовольствие от приятного общения;

  • Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих

прав;

  • Не дает другим людям возможности оценить положительные качества

человека;

  • Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  • Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
  • Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

  Помощь ребёнку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребёнок ещё маленький, т. к. с возрастом у застенчивого ребёнка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики», «Нос к носу», «Хорошо – плохо».

    Советы родителям замкнутых детей:

  Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

  • Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и                                                        

знакомьте с новыми людьми;

  • Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку,  что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека;
  • Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, обратитесь за квалифицированной помощью.

  Надеемся, что наши рекомендации помогут вашей семье в вопросах воспитания детей.

Интернетисточники:

about:blank  

doshkolnuk.com/pedagogicheskie

medbookaide.ru/books/fold9001/book2035/p25.php

https://e-koncept.ru/2015/95088.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей, испытывающих трудности в общении

Картотека содержит игры, направленные на развитие навыков успешного социального взаимодействия детей 4-6 лет...

«Коррекционные игры и этюды для детей с трудностями в общении»

Данный материал предназначен как для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, кото...

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении

От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а знач...

II часть Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении

laquo;Научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, слова»...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ

Пособие предназначено для воспитателей и специалистов, работающими в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе коррекционных. В пособии представлены сюжеты детских игр, стимулирующих взаимоп...

Сказкотерапия для детей с трудностями в общении

Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке....