«Речевое развитие детей (3 -4 года) в процессе игровой деятельности»
учебно-методический материал (младшая группа)
Игра – ведущий вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvite_rechi_cherez_igru.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу по данной теме я начинала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми моей группы я обязательно использую игры.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра – ведущий вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Игра отвечает естественным потребностям ребёнка, способствует нормальному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Использование различных видов игр для развития речи детей 3-4 лет
Дидактические игры
Дидактические игры – широко распространённый метод работы. Дидактические игры проводим с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
С помощью дидактических игр активизируем словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.
Так играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх формируем речь, развиваем память, мышление, воображение.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т.п., т.е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляем у малышей знания о цвете и величине, обогащаем словарь прилагательными.
Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаем задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как картинку.
В работе с детьми считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у ребёнка желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащаем словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови?», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит?».
Итак, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развитие активной речи детей раннего возраста. А также проводим ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.
- Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.
- Игры – шнуровки.
- Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)
- Крупы - рисование.
- Развивающие игры : с вкладыванием, с конструктором, мозаикой.
- Игры с водой, песком.
Артикуляционная гимнастика
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями)
Театрализованная деятельность
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, слуховое внимание).
В своей работе по речевому развитию детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы:
- игровые:
- использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты
- имитационные движения с элементами звукоподражания
- обыгрывание текста
- словесные:
- повторение речевого материала
- вопросы
- использование текстов с повторяющимися элементами
- чтение произведений со звукоподражаниям
- похвала
- наглядные:
- использование иллюстраций к текстам
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаемся определённых требований:
- содержание и разнообразие тематики
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Игры-инсценировки
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, играми-инсценировками.
В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, кого им показала, а со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Подвижные игры
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, игрушки), побуждаю к повтору текста.
РППС
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Оборудование расположено так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время.
Работа с родителями
В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Однако родители детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Проводим беседы с родителями, отвечаем на вопросы, которые касаются речевого развития в игровой деятельности. Игровая деятельность служит закреплению знаний и активизации словаря. Она же является средством общения в совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт положительный эмоциональный фон. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Перспективный план.
Месяц | Название игры |
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"
цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»
Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....
Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам
Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...
Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам
Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам и задания для развития речи...
Возрастные нормы речевого развития детей к 6 годам
Нормы речевого развития детей к 6 годам и игровые задания по развитию речи...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (дети 3-4 года) Тема: «Мои любимые игрушки»
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (дети 3-4 года) Тема: «Мои любимые игрушки»...
Конструкт интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей 6-7 года жизни "Пожар"
Конструкт НОД по речевому и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством рассказывания с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию (по сюжетной картине)...