Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.
статья
Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.
Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.
Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать и осознавать характер музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.
Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая атмосфера удивительного единения детей и взрослых, доверия друг другу, доброжелательности, которая способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.
В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать саму ценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.
Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.
В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса; формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений.
Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;
— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Педагог разными средствами стремится вызвать у детей радость от общения с музыкой.
У каждого ребенка особый внутренний мир и свои интересы. Младшие дошкольники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Это марши, колыбельные, плясовые. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями.
Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Детей знакомят с именами русских композиторов — Глинки, Чайковского и др. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.
В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:
— целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании);
— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании);
— осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).
Надо дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в этом произведении. Первое ознакомление с произведением — это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям.
Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.
Слушая музыкальные произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными музыкальными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их музыкального опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоциональную отзывчивость, воспитывает музыкальный вкус; развивает умственные способности, нравственные качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Использованная литература и ЭОР
1. Цыпляева О. В.
Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении . // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).
2. Банакова А.Б.
статья «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru/detskijsad/slushanie-muzyki-kak-sredstvo-razvitija-yemocionalnoi-otzyvchivosti-detei-doshk-vozrasta.html
3. Алимжанова Р.Р.
Статья «Слушание и восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/slushanie_i_vospriyatie_muzyki_osnova_formirovaniya_muzykal_noj_kul_tury_detej_doshkol_nogo_vozrasta/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboy_razgovor_o_muzyke_imeet_smysl_tolko_togda.docx | 21.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 82 Московского района Санкт - Петербурга
Доклад на тему:
Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.
Музыкальный руководитель:
Барангулова Оксана Николаевна
Санкт – Петербург
2019
Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.
Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.
Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать и осознавать характер музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.
Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая атмосфера удивительного единения детей и взрослых, доверия друг другу, доброжелательности, которая способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.
В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать саму ценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.
Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.
В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса; формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений.
Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;
— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Педагог разными средствами стремится вызвать у детей радость от общения с музыкой.
У каждого ребенка особый внутренний мир и свои интересы. Младшие дошкольники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Это марши, колыбельные, плясовые. В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями.
Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Детей знакомят с именами русских композиторов — Глинки, Чайковского и др. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.
В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:
— целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании);
— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании);
— осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).
Надо дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в этом произведении. Первое ознакомление с произведением — это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям.
Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.
Слушая музыкальные произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными музыкальными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их музыкального опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоциональную отзывчивость, воспитывает музыкальный вкус; развивает умственные способности, нравственные качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Использованная литература и ЭОР
1. Цыпляева О. В.
Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении . // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).
2. Банакова А.Б.
статья «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» https://www.maam.ru/detskijsad/slushanie-muzyki-kak-sredstvo-razvitija-yemocionalnoi-otzyvchivosti-detei-doshk-vozrasta.html
3. Алимжанова Р.Р.
Статья «Слушание и восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/slushanie_i_vospriyatie_muzyki_osnova_formirovaniya_muzykal_noj_kul_tury_detej_doshkol_nogo_vozrasta/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры по ознакомлению детей с музыкальной культурой Санкт-Петербурга
Игры,которые мы используем при ознакомлении с музыкой санкт-петербургских композиторов: П.И.Чайковского ("Детский альбом", "Времена года"),М.И.Глинки ,Д.Д.Шестаковича. Эти игры помогают узнавать и ана...
«Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-психологическое занятие в старшей группе по теме: «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»...
Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.
Вопросы о том, насколько комфортно чувствует себя ребенок в группе детского сада, являются очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе об...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»
В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...
Консультации для воспитателей Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.
Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Социализация является важным условием гармоничного ...
Музыкальное творчество – действенный способ развития детей
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»...