Проект. Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».
проект (подготовительная группа)
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sri.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».
Авторы проекта:
Алябьева С.В.
Катюнина Н.Н.
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность: Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями
В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности и организовать сюжетно-ролевую игру в ДОУ с учетом ФГОС должны таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Торгово-развлекательный центр». Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
- продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
- развивать и обогащать сюжет игры в «Торгово-развлекательный центр»;
- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Основные ориентиры проекта:
Название: «Сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр».
Авторы: Катюнина Н.Н., Алябьева С.В.
Участники: Дети (подготовительная группа), родители, педагоги.
Срок реализации: 3 месяца.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, экскурсия, напоминание, беседа, игра.
Ожидаемые результаты:
- Формирование навыков самостоятельной игры в сюжетно-ролевые игры.
- Обогащение и расширение словарного запаса;
- Развитие диалогической и монологической речи;
- Совершенствование и расширение игровых умений детей;
- Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
- Получение знаний о специалистах, работающих в торгово-развлекательном центре;
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, физическая культура, музыка, здоровье, художественное творчество, труд, безопасность.
Работа с родителями:
Оформление игровых уголков, создание атрибутов.
Посещение с детьми магазинов, кафе.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Практический.
Заключительный:подведение итогов и презентация проекта.
I этап. Подготовительный
1.Определить тему проекта.
2.Разработать проект.
3.Заинтересовать участников изучением данной темы.
4. Изучить методическую и научно-популярную литературу.
5.Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал.
6.Составить план работы (занятий, мероприятий).
Процесс | Совместная деятельность воспитателя и детей | Деятельность воспитателя | ||
1 этап. Подготовительный. | ||||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Методика Д.Б. Эльконина | ||
Определение темы проекта. Обогащение представлений о сфере действительности. | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением здания торгового центра, его отделов. 2. Беседы с детьми: - «Что такое торговый центр?». - «Кто работает в торговом центре?». - «Для чего нужны различные магазины?» - «Кто работает в кафе?» - «Что такое меню?» - «Как мы ходили в кафе»(из личного опыта детей) - «Как я с мамой ходил в парикмахерскую» (из личного опыта детей) 3. Чтение художественной литературы: - Стихи о профессии продавца - К. Чуковский «Федорино горе» - А. А. Милн«Вини-пух и все, все, все…» - Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» - В. Маяковский «Кем быть? » - Б. Житков «Что я видел» - С. Михалкова «В парикмахерской» 4. Дидактические игры: - «Что кому надо?» - «Профессии» - «Магазин» - «Подбери атрибуты для игры в парикмахерскую» - «Кто назовёт больше действий» - «Кому что нужно для работы» - «Назови предметы» - «Скажи, что делают этими предметами» - «Найди различия» 5. Просмотр презентациис различными отделами торгового центра (кафе, магазины, парикмахерская) 6. Просмотр мультфильма «Приключения обезьянки Анфисы». | Изучение методической литературы. Подбор информации о кафе, парикмахерской, магазине, об обязанностях их работников. Подбор литературы для чтения. Разработка конспекта игры «Торгово-развлекательный центр». | ||
Работа с родителями | - Предложить родителям с детьми посетить детское кафе, парикмахерскую. - оказать помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе». | Консультации: «Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры дома». | ||
2 этап. Организация сюжетно-ролевой игры (игра в подготовку к игре). | ||||
Определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры. Создание предметно-игровой среды. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей. | Водитель - ведет автобус, рулит, подает сигнал, объявляет и делает остановки, отмечает путь в маршрутном листе, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины. Кондуктор - продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки. Пассажиры - входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит, уступает место. Повара - делают пиццу, готовят салаты и пр. Официант – приносит меню, предлагает сделать заказ, попить кофе с пирожными, накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов. Посетители кафе -выбирают в меню блюдо и делают заказ, соблюдают правила этикета, благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений. Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит, рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют, что купить. Покупатели – просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. Парикмахер -готовит инструменты для работы, предлагает посетителю посмотреть журналы с прическами. Стрижет, причесывает, сушит волосы феном и т. д. Охранник – следит за порядком, обращается с просьбой соблюдать правила в общественных местах. Создание атрибутов игры: - Изготовление из солёного теста пирожков, булочек. - Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д. - Конструктивная деятельность: Изготовление кошельков, денег, чеков из бумаги. - Рисование «Рецепты», праздничные рисунки для выставки. Совместные игры и игровые ситуации: - «Едем в автобусе» - «В магазине» - «Сделай заказ в кафе» - «В гости к мишке» - «Накрой на стол» - «В парикмахерской» Повторение правил поведения в общественных местах. Организация игрового пространства. | Создание проблемных вопросов. Например, Придумывание воспитателем материала для игры: дляработников кафе, магазина, парикмахерской. Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. |
II этап. Практический (основной)
Этапы сюжетно-ролевой игры | Деятельность воспитателя | Методы, приемы (прямые и косвенные) | Игровые действия воспитанника | Контроль результатов деятельности |
I. Создание игровой ситуации. Эпизод 1 | Воспитатель собирает детей около себя: - Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, увидела вот такую красивую рекламу (показывает рекламный лист). Оказывается, недалеко от нашего детского сада открывается новый торгово-развлекательный центр «Совушка». Сегодня открытие и первым посетителям будут раздаваться подарки. Хотите там побывать? - Что вы знаете о работе торгового центра? Что нам необходимо взять с собой? (кошелеки, банковские карточки). Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат различные атрибуты: кошельки, банковские карточки, предметы одежды, украшения. - На чем мы можем отправиться в супермаркет? - В рекламе написано, что торговый центр находится совсем недалеко от нашего детского сада. Можно отправиться пешком. | Словесные методы: вопросы, беседа с опорой на личный опыт детей, яркий, впечатляющий рассказ воспитателя. Предметно-действенная мотивация (яркая реклама). | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (побывать на открытии торгово-развлекательного центра). Выбирают необходимые атрибуты. Вместе с воспитателем решают, как добраться до торгово-развлекательного центра. | Дети имеют представления о работе торгово-развлекательного центра; могут выбрать необходимые атрибуты для игры. |
Эпизод 2 | Все вместе проходят в другую часть игровой комнаты – «Торгово-развлекательный центр». Администратор встречает покупателей у входа в супермаркет: - Здравствуйте! У нас сегодня праздник! Супермаркет открывается, праздник начинается! Вы сегодня первые покупатели! По поводу открытия предлагаю разрезать красную ленточку. Сегодня для вас будут работать магазины «Сувениры», «Леди»,а также вы сможете отдохнуть в нашем уютном кафе и уголке отдыха. Так как сегодня день открытия, мы хотим сделать вам подарок и предложить стать сотрудниками нашего торгово-развлекательного центра. Хотите поработать в нашем торговом центре? Сможете? - Давайте вспомним, кто работает в кафе? - Что делают продавцы магазина? - Что делает кассир? - Какие обязанности у охранника? - Мне очень хочется, чтобы о сегодняшнем праздничном дне торгового центра узнали все. Как это можно сделать? Подводит детей к решению выбрать корреспондента. - Молодцы! Осталось распределить роли. Сотрудникам магазина администратор предлагает занять свои места. Пока они готовятся, воспитатель предлагает покупателям пройти к банкомату и снять деньги. - Гости дорогие проходите, посетите различные отделы нашего торгово-развлекательного центра. Смотрите, покупайте, отдыхайте! Сегодня все для вас! | Включение педагога в игру, принятие на себя роли. Создание проблемной ситуации. | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (поработать в торгово-развлекательном центре). Самостоятельно распределяют роли. Сотрудники центра занимают свои места. Покупатели вместе с воспитателем проходят к банкомату, снимают деньги. Разрезают красную ленточку. | Дети могут самостоятельно распределять роли; владеют навыками культурного поведения в общественном транспорте. |
II. Игровая ситуация. | Воспитатель берет на себя роль посетителя. С детьми-покупателями проходят в разные отделы центра. | Наблюдение педагога за игрой, советы, напоминания. | Дети продолжают игру самостоятельно, объединившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Дети, разобравшие роли, расходятся по зонам, занимают места в торгово-развлекательном центре: Повара - делают пиццу, готовят салаты и пр. Официант – приносит меню, предлагает сделать заказ, попить кофе с пирожными, накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов. Посетители кафе - выбирают в меню блюдо и делают заказ, соблюдают правила этикета, благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений. Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит, рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют, что купить. Покупатели – просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. Охранник – следит за порядком, обращается с просьбой соблюдать правила в общественных местах. Корреспондент – смотрит, делает записи в блокнот, фотографирует. | Дети могут самостоятельно распределить роли; имеют представления о работе сотрудников торгово-развлекательного центра; знают правила поведения в общественных местах. |
Динамическая пауза. | Администратор: - Уважаемые покупатели, в уголке отдыха нашего торгового центра в честь открытия проходит праздничная программа. Мы приглашаем вас на веселую викторину! Победителям викторины вручаются подарочные карточки со скидкой. Администратор предлагает положить вещи в камеру хранения. | Беседа, сюрпризный момент. | Дети с воспитателем кладут покупки в определенное место и по желанию участвуют в викторине. Охранник смотрит за вещами. | Воспитатель, не выходя из роли, контролирует процесс игры. При необходимости помогает, моделируя различные ситуации. |
III. Выход из игры. | Администратор: - Уважаемые покупатели. Рабочий день подходит к концу. Наш торговый центр закрывается. Просьба всем покупателям и сотрудникам собраться у входа в супермаркет. - Ребята, спасибо вам большое. Уважаемые сотрудники, вы сегодня замечательно поработали и очень нас выручили! Посмотрите, ни один покупатель не уйдет сегодня без покупки и хорошего настроения. - До свидания, приходите к нам еще. Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Выходят из торгового центра. Воспитатель собирает детей около себя: - Ребята, сегодня в Торгово-развлекательном центре вместе с нами был корреспондент газеты «Газовичок». Поможем ему написать репортаж? В ситуации затруднения воспитатель помогает корреспонденту задавать вопросы, тем самым осуществляя рефлексию. Воспитатель благодарит детей за хорошую игру и предлагает по желанию продолжить игры по интересам. | Беседа. | Дети совместно с воспитателем собираются у входа в супермаркет. Слушают администратора. При выходе из торгового центра собираются около воспитателя. Корреспондент берет интервью: - Скажите, пожалуйста, где вы сегодня были? - Что вы там делали? - Какие отделы там работают? - А как обслуживали вас? - Что понравилось больше всего? - Спасибо, ребята! Я обязательно напишу репортаж в газету, чтобы другие люди обязательно посетили этот торгово-развлекательный центр. Спасибо вам за информацию. Дети отвечают на вопросы корреспондента. Продолжают игры по интересам. | Наблюдает за игрой, не выходя из роли. При необходимости помогает корреспонденту задавать вопросы. |
Результаты освоения проекта
Сюжетно-ролевая игра«Торгово-развлекательный центр»
Уровень развития игровых качеств в подготовительной к школе группесоответствует возрасту. Навыки по самообслуживанию полностью сформированы, дети умеют самостоятельно выбирать используемые атрибуты, оборудование. Активно используют предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети владеют приемом сюжетосложения, умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"; Проект по природному миру "Природа вокруг нас"
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».
Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...
Проект сюжетно-ролевой игры «Центр красоты и здоровья»»
Цель:Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе....
Проект сюжетно-ролевой игры «Центр красоты и здоровья»»
Цель:Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе...
Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....