Методическая разработка на тему "Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребенка-дошкольника"
методическая разработка (средняя группа)
Методическая работа предназначена для воспитателей ДОО. В работе дается определение предметно-пространственной среды, выполняемые функции и содержание предметно-пространственной среды в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника»
С позиции психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности, социальных, духовных.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова
Функции предметно-пространственной среды
- Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
- Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1.Содержательно-насыщенная (Оснащённость средствами обучения и воспитания, оздоровительным оборудованием)
2.Трансформируемая (Возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей)
3.Полифункциональная (Разнообразное использование составляющих предметной среды)
4.Вариативная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)
5.Доступная (Свободный доступ к играм и игрушкам)
6.Безопасная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)
5 образовательных областей
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой
активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
Главные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...
Методическая разработка "Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка...
Методическая разработка по созданию предметно пространственной среды в первой младшей группе
Актуальность: организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе отвечающей потребностям модернизации систем образования и раннего инвестирования в развитие младшего поко...
Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...
Методическая разработка «Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Первые посещения детьми детского сада являются основой, формируют все дальнейшее отношение к дошкольному учреждению. Благоприятным будет это восприятие или нет, в очень немалой степени зависит от окру...
Методическая разработка "Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада"
Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада Доклад для педсовета декабрь 2017 Цель: познакомить педагогов с созданием и совершенствованием музыкальной развивающе...
Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...