"Нужно ли укачивать ребенка?"
консультация

Пажитнева Анна Виталиевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukachivat.odt28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нужно ли укачивать ребенка?»

Одна из вредных привычек, которую взрослые буквально навязывают ребенку, — засыпать при укачивании.
Издавна люди прибегали к этому средству, укладывая детей в люльках. На смену примитивным люлькам пришли удобные современные кровати, благоустроенные коляски, а укачивание во многих семьях все еще бытует. Привыкнув засыпать при укачивании, ребенок без этого уже не может заснуть. Когда покачивание прекращается, он просыпается, плачет. Сон становится прерывистым, беспокойным, отдых неполноценным. Тревожен сон и тех детей, которых приучили засыпать под колыбельную песню или даже при молчаливом присутствии взрослого. Малыш просыпается, чтобы проверить, не оставили ли его одного.
Никакие «снотворные» средства ребенку не нужны. Сон является его естественной потребностью. При правильном режиме, хорошем уходе ребенок заснет без дополнительных воздействий. Об этом убедительно свидетельствует опыт яслей и детских садов, где не принято укачивать или похлопывать по одеялу для того, чтобы малыш заснул. Воспитатель, если в группу поступил ребенок с такой привычкой, отучает от нее постепенно. Сначала вместо укачивания можно постоять возле кроватки. Вскоре, если этому следуют и дома, ребенок забывает о своей привычке.
Особенно быстро засыпают и крепко спят дети на свежем воздухе: летом в полутени, зимой на безветренной стороне. В морозные дни, когда температура воздуха опускается ниже 12 — 15° (это относится к средней полосе; на Севере дети спят на воздухе и при более низкой температуре), в детском саду и яслях дети спят на утепленных верандах. Воспитатель рекомендует родителям в морозные дни укладывать ребенка в комнате, открыв окно или форточку и одев его соответствующим образом. Если ребенок медленно засыпает или беспокойно спит, надо выяснить причину этого, не прибегать к укачиванию.
Для спокойного сна ребенку необходимо создать соответствующую обстановку. Воспитатель должен разъяснить родителям ошибочность существующего у некоторых из них представления, будто у детей с самого начала надо воспитывать привычку спать при ярком свете, включенном радио и телевизоре. Даже в тех случаях, когда ребенок внешне как будто и не реагирует на яркий свет и громкий звук, эти раздражители все-таки воспринимаются мозгом, и отдых становится неполноценным.
В то же время приучать ребенка спать только при абсолютной тишине и в темноте тоже неправильно, так как малейший шорох или слабый свет будили бы его. Когда ребенок спит, разговаривать можно вполголоса; свет не должен падать на его лицо, радио и телевизор необходимо выключить.
Переход от бодрствования ко сну происходит постепенно. Поэтому перед сном не следует возбуждать малыша, затевать с ним шумные, веселые игры.
В одном из полученных нами писем мать годовалого малыша просила посоветовать, что делать, чтобы сын быстро засыпал. Она рассказала, что они с отцом стараются утомить мальчика, чтобы он лучше засыпал. Для этого устраивают всевозможные забавы, возню, подбрасывают мальчика и со смехом ловят, кружатся по комнате и т. п. Словом, из письма видно, что молодые родители делают как раз все то, что мешает ребенку спокойно засыпать. В состоянии переутомления дети засыпают медленнее. Это относится и к тем случаям, когда нарушается режим дня. Например, если шести-, семимесячного малыша укладывают днем не три, как полагается по режиму, а только два раза, ребенок с трудом засыпает. Взрослые используют это в качестве аргумента для еще большего сокращения дневного сна. Вместо того чтобы наладить режим, укладывают спать только один раз, мотивируя тем, что он два раза не хочет спать.
Быстрому засыпанию способствует сохранение привычной обстановки при укладывании. Если у малыша нет постоянного места, или в группе часто меняется персонал, или родители берут ребенка в гости и укладывают его там спать, считая, что он еще не смышлен и ему безразлично, где засыпать, сон также может нарушиться. Вредна привычка засыпать только в постели взрослых, когда они рядом. Привыкнув к этому, малыш уже не хочет ложиться в свою кровать, плачет, протестует и, действительно, не засыпает, пока родители не сдадутся. Эта дурная привычка наблюдается не только у самых маленьких, но и у старших дошкольников.
Ребенок, спящий в одной постели со взрослым, дышит испарениями его тела и выдыхаемым им воздухом, в котором в избытке содержится углекислый газ. Кроме того, в таком случае взрослый рискует заразить ребенка. Поэтому каждый ребенок должен спать только в своей собственной постели.
Таким образом, медленное засыпание, беспокойный, недостаточно продолжительный сон ребенка чаще всего являются результатом допускаемых в воспитании ошибок. Если у малыша правильный режим дня, он активно бодрствует, создана нормальная обстановка при укладывании, а ребенок все же спит беспокойно или мало, часто просыпается и плачет, необходимо обратиться к врачу.
Надо иметь в виду, что и при самых благоприятных условиях не все дети засыпают одинаково быстро. Один ребенок, едва прикоснувшись головой к подушке, тут же заснул, другой, пока уснет, долго вертится с боку на бок, крутит головой, а то и похнычет. Эти различия определяются природными особенностями нервной системы. Быстро засыпают уравновешенные дети, значительно медленнее — егковозбудимые. Уже на первом году жизни надо приучать ребенка спать попеременно то на одном, то на другом боку и на спине и поддерживать эту привычку в дальнейшем.
Взрослые должны также следить за тем, чтобы дети не спали, свернувшись калачиком — эта привычка вредна для формирующегося, еще не окрепшего позвоночника, во время сна не накрывались одеялом с головой, так как это затрудняет газообмен (ребенок дышит спертым воздухом, в котором много им же выдыхаемого углекислого газа).
Итак, за один только первый год жизни у ребенка должен быть заложен фундамент многих навыков и привычек, так необходимых ему для нормального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НУЖНО ЛИ РЕБЕНКА УКАЧИВАТЬ?

Одна из вредных привычек, которую взрослые буквально навязывают ребенку, — засыпать при укачивании.Издавна люди прибегали к этому средству, укладывая детей в люльках. На смену примитивным люлькам приш...

Проект «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»

- Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.- Формировать представление о Великой Отечественной войне на основе изучения семейных реликвий о пра...

Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?

Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...

Рекомендации родителям по адаптации ребенка3-4 лет к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к...

Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет

Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с ...

Консультация для родителей «Развивающие игры для ребенка5-6лет»

Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку.  К 5-6 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтен...