Программа кружковой деятельности "Воспитываем сказкой"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа кружковой деятельности "Воспитываем сказкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой деятельности "Воспитываем сказкой" | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой деятельности « «Воспитываем сказкой»
Пояснительная записка
Издавна известно, что сказка - это духовный хлеб. Образы Золушки и Красной Шапочки, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться», обогащают ее добром и мечтами. Иначе говоря, почти каждая сказка оказывает на детей терапевтическое и воспитательное влияние. Однако мир вокруг нас постоянно меняется. Современное искусство, компьютерные игры, так же, как и общество в целом, довольно часто наполнены агрессией. С точки зрения на это, сказки должны вызывать у детей радостные, счастливые чувства и эмоции. И именно поэтому, воспитание сказкой особенно актуально на сегодняшний день. А еще сказки развивают речь, воображение и творчество. Именно на это и направлены комплексные занятия кружковой деятельности «Спешите творить добро или «Воспитываем сказкой».
Содержательной основой программы кружковой деятельности является научное пособие «Воспитываем сказкой» для воспитателей, учителей и родителей Л.Б.Фесюковой, методиста, автора книг «От трех до семи», «Воспитание сказкой», «Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет» и др. Пособие включает в себя 12 иллюстраций с изображением ситуаций на основе известных всему миру сказок, которые рассматриваются по-новому, с внесением современной жизненной атрибутики.
Основная цель программы: духовно-нравственное развитие детей.
Сопутствующая цель программы: развитие речи, воображения и творчества дошкольников.
Задачи программы:
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка-дошкольника: доброту, честность, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие, смелость и др.
- Развивать речь дошкольника.
- Способствовать развитию воображения и творчества ребенка-дошкольника.
Условия реализации программы:
Данная программа рассчитана на реализацию в старшей группе с детьми 5-6 лет в течение одного года.Включает в себя 12 циклов занятий по сказкам. Каждый цикл состоит из трех занятий по одной сказке. Общее количество занятий - 36. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия: 20-25 мин. Место проведения: групповое помещение. Количество детей, посещающих кружок – 13 человек. Система работы по данной программе может быть использована в других учреждениях.
Используемые формы работы:
- Анализ необычной загадки.
- Чтение и обсуждение сказки.
- Подбор пословиц и поговорок к сказке.
- Составление сказки на новый лад.
- Развивающие игры.
- Подвижные и малоподвижные игры.
- Сказочная математика.
- Составление интересных рассказов.
- Создание сказочного дизайна.
- Раскрашивание иллюстраций.
- Мини-инсценировки и этюды.
- Решение проблемных ситуаций.
- Коллективная и индивидуальная продуктивная деятельность.
- Создание сказочных сюрпризов.
Данная программа предусматривает интеграцию образовательных областей:
- Физическое развитие: двигательная активность, координация движений и развитие крупной моторики при выполнении этюдов и разыгрывании мини-инсценировок; развитие мелкой моторики обеих рук при раскрашивании, занятиях продуктивной деятельностью.
- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, при работе над содержанием сказок; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками при выполнении коллективных работ в продуктивной деятельности, решении проблемных ситуаций; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (в развивающих играх, при решении проблемных ситуаций, при использовании формы работы «Сказочная математика»)
- Речевое развитие: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы( при анализе загадок, чтении и обсуждении сказок, составлении сказок и интересных рассказов, участии в мини-инсценировках, в решении проблемных ситуаций, при обсуждении выполнения коллективных заданий, в развивающей игре «Вопрос-ответ»).
- Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (восприятие сказок, загадок, рассматривание иллюстраций, составление сказок на новый лад, создание сказочного дизайна, использование музыки при этюдах, в сказочных сюрпризах).
Интеграция образовательных областей реализуется через такие виды детской деятельности, как: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разных материалов, изобразительная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Целевые ориентиры:
- У ребенка сформировано представление о нравственных качествах, а именно: о доброте, гуманности, честности, доброжелательности, отзывчивости, трудолюбии. Ребенок отличает плохой поступок от хорошего, различает добро и зло, лень и трудолюбие, смелость и трусость, честность от лжи, отзывчивость от черствости и равнодушия.
- У ребенка сформированы предпосылки к коллективным и доброжелательным взаимоотношениям.
- У ребенка сформировано положительное отношение к труду и трудолюбию.
- Ребенок умеет сочувствовать, сопереживать; сформированы предпосылки к умению понимать другого, переносить переживания другого на себя.
- У ребенка созданы предпосылки для развития творчества и воображения: может придумать новую сказку, название к ней, нарисовать придуманных героев, подобрать для них одежду, обустроить жилье, сыграть роль выдуманного персонажа.
- Ребенок умеет строить диалог и монолог.
Перспективное планирование
1.Цикл занятий по сказке «Колобок»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки «Колобок» 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз ( выпечка родителями необычного сказочного печенья «Колобок» и организация чаепития). | Сентябрь, 1 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3.Малоподвижная игра «Колобок». 4.Сказочная математика. 5. Сериалы о колобке. | Сентябрь, 2 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1.Раскрашивание головного убора для путешествия Колобка на юг. 2.Лепка необычного колобка с использованием разного материала | Сентябрь, 3 неделя. |
2.Цикл занятий по сказке «Репка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки «Репка» 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз: внезапное появление картонной репки на воздушных шарах. | Сентябрь, 4 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Этюд «Мы- герои сказки «Репка». 4.Сказочная математика. 5. Вопрос-ответ. | Октябрь,1 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание «Веселый танец Репки». 2.Коллективная композиция-коллаж «У нас в гостях Репка». | Октябрь, 2 неделя. |
3.Цикл занятий по сказке «Волк и семеро козлят»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз: появление героя Цветика-семицветика с написанными на обороте лепестков «сюрпризами-неожиданками», которые затем осуществляются. | октябрь, 3 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Этюд «Мы-мимы». 4.Сказочная математика. 5. Вопрос-ответ. 6. Игра «Веселые истории-перевертыши». | октябрь,4 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание «Волк в суде». 2.Коллективная композиция «Кофейня «У матушки козы». Создание вывески и интерьера. | ноябрь, 1 неделя. |
4.Цикл занятий по сказке «Колосок»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз: индивидуальное обращение к ребенку с просьбой от имени героев сказки «Колосок». | ноябрь, 2 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Этюд «Мы-мимы». 4.Сказочная математика. 5. Вопрос-ответ. 6. Игра «Веселые истории-перевертыши». | ноябрь,3неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание «Подарок Петушка» 2.Лепка и украшение пирожков. | ноябрь, 4 неделя. |
5.Цикл занятий по сказке «Хроменькая уточка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз «Раскрась меня, я хочу стать красивой» (появление контурной бумажной куклы без лица) | декабрь, 1 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Игровая ситуация «Загадочные объявления» 4.Сказочная математика. 5. Винегрет из сказок. | декабрь, 2 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание иллюстрации к сказке. 2. Худ. труд. «Добрые колечки для девочки из сказки». Изготовление колечек из разного материала. | декабрь, 3 неделя. |
6. Цикл занятий по сказке «Лиса и журавль»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз .Волшебный сундучок. | декабрь, 4 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3.Минутка пантомимы. «Покажем сказку». 4.Сказочная математика. 5.Решение ситуации «Поможем все вместе сказочным героям». | январь,2 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание иллюстрации к сказке. 2. Худ. труд. Необычные сладости для Лисицы и Журавля. Изготовление конфет разной величины и формы из бумажных и полиэтиленовых пакетов. | январь, 3 неделя. |
7. Цикл занятий по сказке «Три медведя»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Звуковое письмо от трех медведей. Раскрашивание рисунков в подарок медведям. | январь, 4 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3.Инсценировка истории «Медвежонок заболел». 4.Сказочная математика. 5.Загадки-двустишия «Черный ящик». 6.Творческое задание «Чем похожи и чем отличаются герои сказок». | февраль, 1 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Худ. труд. Коллективная ландшафтная композиция «Домик трех медведей». | февраль, 2 неделя. |
8. Цикл занятий по сказке «Три поросенка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Неожиданное появление домика( со светящейся лампочкой или свечкой) со сказочными героями. | февраль,3 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3.Этюд «Сельское подворье» 4.Сказочная математика. 5.Конкурс на наивыразительнейший диалог из сказки «Сто волков». 6.Решение проблемной ситуации «Подарки волка поросятам». | февраль,4 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Найди и раскрась домик Наф-Нафа. 2.. Худ. труд. Коллективная работа. Изготовление стенгазеты «SOS» для поросят. | март, 1 неделя. |
9. Цикл занятий по сказке «Красная шапочка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Чаепитие с Красной Шапочкой. | март,2 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3.Этюд «Цветы» 4.Сказочная математика. 5. Чтение, анализ и пересказ варианта сказки мальчика Миши «Красная Шапочка». | март, 3 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание. Нужный подарок для бабушки. 2. Рисование. Украшение картонной шапочки. | март, 4 неделя. |
10. Цикл занятий по сказке «Дюймовочка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Леденец от Дюймовочки. | апрель,1 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Пантомима «Дюймовочка и Жук». 4.Сказочная математика. 5. Конкурс « Кто больше назовет птиц из известных сказок». | апрель, 2 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание. Свадебное путешествие Дюймовочки. 2. Коллаж. Волшебный сад Дюймовочки. | апрель,3 неделя. |
11. Цикл занятий по сказке « Золушка»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Золотое колечко от Золушки. | апрель,4 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Мини-инсценировка «Мы- на балу у короля». 4.Сказочная математика. 5. Конкурс на лучшего театрального героя. | май, 1 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание. Золушка и мачеха. 2. Раскрашивание контурного изображения кареты для Золушки. | май, 2 неделя. |
12. Цикл занятий по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»
№п/п | Содержание | Дата проведения |
1. | Работа по содержанию сказки 1.Анализ необычной загадки. 2.Чтение и обсуждение сказки. 3.Подбор пословиц и поговорок к сказке. 4.Сказочный сюрприз. Волшебная палочка от Золотой рыбки. Выполнение трех желаний. | май , 3 неделя |
2. | Работа по иллюстрации. 1. Беседа и показ иллюстрации. 2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий. 3. Эмоционально-стимулирующая гимнастика «Свидание с Золотой рыбкой». 4.Сказочная математика. 5. Игра «Стол сказочных находок» | май, 4 неделя |
3. | Сказочный дизайн. 1. Раскрашивание. Неспокойное синее море. 2. Худ. труд. Волшебный аквариум «Золотые рыбки». | июнь, 1 неделя. |
Используемая литература:
- Фесюкова Л.Б. Воспитываем сказкой. Научное пособие для воспитателей, учителей и родителей.
- Терем-теремок. Сказки /Илл. М.Литвиновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 136с.: ил.
- Путешествие в страну сказок. – М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2005. – 191 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»
Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....
Программа кружковой работы "В гостях у сказки""
Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с ок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»
laquo;Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».С.Я.Маршак....
Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка»
Авторская Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка» для детей младшего дошкольног возраста...
Программа кружковой работы в детском саду "Лесная сказка"
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно дошкольного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формировани...
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...