Программа кружковой работы "В гостях у сказки""
рабочая программа на тему

Смирникова Лилия Федоровна

Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные отношения с окружающим, избавиться от многих страхов и комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_v_gostyah_u_skazki.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Смирникова Л.Ф.

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик»

Программа кружковой работы  «В гостях у сказки»

Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и  комплексов. Сказкотерапия  дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели,  и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Актуальность данной программы связано с тем, что в нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

Цель - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор  пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются. Сказкотерапия направлена на помощь ребенку в достижении внутренней гармонии.

Задачи:

  1. Развитие эмоционально - личностных и поведенческих проблем: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.
  2. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу;  последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
  4. Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
  5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных

Сроки реализации программы – учебный год.

Количество детей – 10 детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

    Психологическое направление, которого, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и  комплексов».

    В своей работе использую методику сказкотерапии, предложенной О.А. Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании  с успешным овладением грамотной и связной речью.

Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в комплексе.

     

№ п/п

Направления деятельности

Реализация направлений деятельности

1

Активность

Удовлетворение потребности детей в эмоциональной разрядке; активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений; самовыражение в активном действии.

2

Самостоятельность

Ориентировка в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов; поиск лучших способов самовыражения в речи и движении; обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве.

3

Произвольность

 От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

4

Эмоциональная устойчивость

От эмоционального заражения образами сказки —через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5

Творчество

От подражания взрослому в эмоциональном дей-ствии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

6

Связная речь

Творческие импровизации по сюжету; продолжение фраз взрослого; словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций; исполнение пантомимических этюдов, ритмизация сказочных образов.

Формы и приёмы работы:

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.
  • Использование развивающих игр В.В. Воскобовича.

Примерная структура занятий:

1.Разминка;

2.Основное содержание занятия – изучение нового материала;

3.Физминутка, пальчиковая гимнастика - кинезиология;

4.Закрепление нового материала;

5.Ритуал прощания.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком

  • В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
  • Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
  • Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
  • Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
  • Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
  • После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
  • О чем сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?
  • Как можно применить полученные знания в жизни?

Результат  оценки эффективности  работы педагога- психолога

    Для обследования детей были использованы методики, которые наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:

Название теста

Цель

1

Цветовой тест (М.Люшер)

выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности;

2

.«Рисунок несуществующего животного» (М.3.Друкаревич)

выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов;

3

Тест « Автопортрет»

изучение отношения к себе;

4

Графическая методика «Кактус»

определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Результаты:

Цветовой тест Люшера

Высокий

20%

нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7.

Средний

60%

основные цвета были опущены до 7 позиции.

Низкий

20%

незначительный уровень тревожности, что обозначает низкий уровень тревожности.

«Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич

Высокий

20%

с нормальным психическим развитием

Средний

70%

тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш.

Низкий

10%

низкий уровень тревожности.

Тест «Нарисуй себя»:

Высокий

40%

Средний

20%

Низкий

10%

Кактус

Агрессия

10%

Эгоцентризм, стремление к лидерству

30%

Неуверенность в себе

30%

Стремление к защите

20%

Наличие чувства одиночества

10%

Соотнеся показатели четырех методик исследования  были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У).

 Высокий уровень набрано в четырех заданиях 3,5 – 4 балла. Средний уровень - 3 – 2 балла в четырех заданиях. Низкий 0 – 1 балл в четырех заданиях.

Соотнесение после 4-х методик показало:

Уровень тревожности

Высокий

30%

Средний

50%

Низкий

20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Ладушки в гостях у любимой бабушки»

Программа «Ладушки в гостях у любимой бабушки» разработана для знакомства детей младшего дошкольного возраста с русским народным фольклором. Художественная система русского фольклора богат...

Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка»

Авторская Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка» для детей младшего дошкольног возраста...

Программа кружковой работы в детском саду "Лесная сказка"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно дошкольного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формировани...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...