Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка»
методическая разработка (младшая группа)

Серебрякова Светлана Харисовна

Авторская Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка» для детей младшего дошкольног возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

по пластилинографии «Пластилиновая сказка»

для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка 

Ребёнок начинает познавать мир самым эффективным и безотказным способом – всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб, с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании картины с изображением полуобъёмных и объёмных картин при помощи пластилина с использованием дополнительных материалов.

Программа кружка «Пластилиновая сказка» для детей младшего возраста разработана на основе методических разработок автора Г. Н. Давыдовой. Она направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Занятия пластилинографией интересны детям. При разработке Программы отбирались наиболее доступные темы, сюжеты, которые могли бы завлечь ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика и разминка для рук.

Для решения поставленных задач предусматривается максимально использовать на занятиях все анализаторы ребёнка: слуховой, тактильный и т. д.

Образовательная деятельность проходит в форме игры.

Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).

Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия предоставляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, что подготавливает руку ребёнка к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

1.3. Цели и задачи деятельности педагога по реализации Программы

Цель: Развитие личности ребёнка через приобщения к миру творчества.

Задачи Программы:

• развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

• способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

• формировать и развивать навыки ручного труда;

• воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

• воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа «Пластилиновая сказка» разработана с учетом художественно – образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы «Пластилиновая сказка"

Воспитанники должны уметь:

1. необходимые инструменты и материалы;

2. основные этапы изготовления изделий;

3. основные приемы лепки, технологию выполнения;

4. композиционные основы построения изделия;

5. законы сочетания цветов;

6. требования к качеству и отделке изделий;

7. правила безопасной работы во время изготовления изделий

1. изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

2. использовать инструменты для работы;

3. изготовлять отдельные детали;

4. соединять детали в готовое изделие;

5. составлять композицию из отдельных элементов;

6. гармонично сочетать цвета;

7. выполнять правила безопасной работы;

8. организовывать рабочее место;

9. определять качество готового изделия.

1.7. Система мониторинга достижения воспитанников в освоении Программы:

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности.

Педагог оценивает следующие параметры:

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень

б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень

в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень

2. Сенсорные способности

а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень

б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень

в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень

3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень

б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень

в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость

а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень

б) Ручная умелость развита — средний уровень

в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность

а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень

б) Требует незначительная помощь — средний уровень

в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень

6. Показатели технических навыков

Раскатывание

а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь — средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

Сплющивание

а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь — средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

Размазывание

а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень

б) Требуется небольшая помощь — средний уровень

в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень

Формы предоставления результатов:

• Фотовыставка «Рисуем пластилином»

• Участие в выставке в детском саду

• Презентация результатов работы на родительском собрании

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров - выставок в группе.

Срок реализации Программы «Пластилиновая сказка» - один учебный год (сентябрь - май)

Этапы реализации программы

Этап № 1. Подготовительный

Задачи:

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной.

Задачи:

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина.

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

Научиться действовать по образцу воспитателя.

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый.

Задачи:

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

2.5. Перспективное планирование работы кружка «Пластилиновая сказка»

СЕНТЯБРЬ

1 Диагностика.

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

«Божья коровка» 

Познакомить детей с новым способом изображения, используя пластилин. Практическое освоение приёмов рисования пластилином. Отрабатывание приёма «скатывание»«расплющивание». Научить детей делить готовую форму на мелкие части и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Колобок»

«Разноцветные бабочки»

ОКТЯБРЬ

5 «Мухомор»

Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, расплющивание, примазывание, нанесение мазка. Развитие чувства ритма, цвета. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

«Ягодки»

Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых, развивать чувства ритма. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке

7 "Гроздь винограда"

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

«Витаминки в баночке» 

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Развитие чувства ритма и цвета. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов. Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве.

«Травушка–муравушка» 

Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином. Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы.

НОЯБРЬ

10 «Яблочки румяные в нашем саду»

Развитие образного восприятия, составление композиции яблонька в сотворчестве с воспитателем. Практическое освоение приёмов рисования пластилином. Отрабатывание приёма «скатывание». Развитие мелкой моторики.

11 «Листья кружатся, летят»

Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Воспитание любви к природе. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

12 «На грибной полянке».

Изображение грибной полянки в технике «пластилинография»: грибов, контрастных по размеру, цвету. Освоение рисования вертикальных и горизонтальных линий. Внесение в картину дополнительных изображений: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей. Развитие творчества, фантазии.

13 «Дождь-проказник» 

Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета. Отрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

ДЕКАБРЬ

14 «Зимний лес» (с элементами рисования) 

Показать детям прием – размазывания из столбика. Закрепить прием прямого раскатывания. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

15 «Снеговик» 

Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. Развивать согласованности в работе обеих рук.

16 «Новогодняя игрушка»

Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Развитие эстетического восприятия.

17 «Ёлка-Ёлочка – просто загляденье!»

Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики.

ЯНВАРЬ.

18 «Праздничная ёлочка» 

Показать детям как использовать в своей работе два приема - размазывания основы и вдавливания. Продолжаем обучать детей не выходить за контур. Развивать координацию в системе “глаз-рука” Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

19 «Узоры на окне»

Вызвать желание у детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки. Закреплять приём – размазывания. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что – то красивое, оригинальное, завораживающее. Развивать мелкую моторику пальцев.

20 «Снежинка»

Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.

ФЕВРАЛЬ

21 «Кудряшки для овечки» 

Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином

22 «Быстрокрылые самолеты» (с элементами аппликации).

Показать детям, как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками). Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно.

23 «Хвост с узорами, сапоги со шпорами».

Помощь и сопереживание игровому персонажу. Создание яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображения - рисование пластилином. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей.

24 «Разноцветные рыбки» 

Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей, раздвоенный хвостик. Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков. Развитие пространственного восприятия. Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли.

МАРТ

25 «Весёлая гусеница».

Освоение рисование пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий (дорисовывание ножек гусенице). Создание выразительного образа в сотворчестве с педагогом, внесение дополнительных деталей: улыбка, шляпка, глаза, щёчки, травка. Развитие мелкой моторики.

26 «Шубка для ёжика».

Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Обучение скатыванию и примазыванию. Развитие эмоционального отклика на переживания игрового персонажа. Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.

27 «Солнышко лучистое».

Создание образа солнышка. Рисование лучей путём размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении вперёд к себе. Развитие пространственного мышления, восприятия, воспитание умения сопереживать игровому персонажу, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.

28 «Одуванчики на лугу» 

Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами. Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из подготовленной сердцевины). Оформление сердцевины подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развитие эстетического восприятия.

29 «Чайный сервиз» 

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знания детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывать их кругообразным движением пальцев рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

АПРЕЛЬ.

30 «Салют над городом» 

Поддержание интереса к созданию коллективной композиции «вечерний город». Рисование салютов пластилином : скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Прикладывание усилий при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки. Внесение дополнений: огоньки в окнах вечернего города. Отражение красивых явлений из окружающей жизни.

31 «Ветка вербы».

Воспитание интереса к наблюдениям в природе, отражение впечатлений в доступной изобразительной деятельности. Развитие чувства прекрасного (красивая ветка с нежной весенней зеленью, почками). Закрепление умения рисовать пластилином: прикрепление небольших шариков к основе, преобразование их в овальную форму. Развитие мелкой моторики.

32 «Кораблик плывёт по ручейку».

Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Создание коллективной композиции «кораблик плывёт по ручейку». Закрепление умений работы в технике «пластилинография». Развитие чувство формы и композиции. Знакомство с новым подручным материалом: расчёской. Воспитание любознательности.

33 «Пасхальное яичко».

Знакомство с насекомыми. Создание выразительных, эмоциональных образов. Закрепление умения рисовать округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Рисование прямых вертикальных линий. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.

34 Диагностика. Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

2.6. Организация образовательной деятельности

Общее количество занятий – 33. Проводятся они 1 раз в неделю. Каждое занятие проводится по подгруппам 10-15 человек, длительностью 15 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем.

2.7. Взаимодействие с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.

Работа с родителями строится в три этапа:

  1. Изучение результатов анкетирования; организация систематической работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса; рекомендации, беседы, папки - передвижки и консультации по изотворчеству в семье; ознакомление с педагогической литературой

  1. Помощь родителей в организации работы с детьми; рекомендации, беседы, папки - передвижки и консультации; совместные детско-родительские проекты; оформление выставок детских работ; встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.
  2. Итоговая диагностика детей; проведение открытых занятий с присутствием родителей; оформление выставок; Формы предоставления результатов: самоанализ (отчет, слайд-шоу

Темы консультаций для родителей

«Пластилинография  –  это интересно (сентябрь); «Пластилинография как средство развития детей дошкольного возраста». (октябрь); «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» (ноябрь); «Лепим из пластилина» (декабрь)

Мастер-класс для родителей«Рисование пластилином» (декабрь)

Проекты: Мини Проект «Волшебный пластилин» (февраль)

Конкурсы: «Осеняя картинка» (сентябрь); «Здравствуй, гостья Зима!» (декабрь); «Лучший проект» (март); «Весна красна!» (май)

Родительское собрание:

«Пластилиновая сказка». Ознакомительная беседа. Представить родителям программу творческой мастерской «Пластилиновое чудо». Сентябрь

«Мир на кончиках пальцев». Консультация для родителей. Рассказать родителям о взаимосвязи развития мелкой моторики и речи детей. Декабрь

«Петушок, петушок золотой гребешок». Открытое занятие для родителей. Показать навыки и умения детей, способствовать совместному творчеству родителей и детей. Апрель

4 Защита детско – родительских проектов. Слайд – шоу. Участие родителей в жизни детей. Май

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Список детей группы.

3.3. Литература:

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель, 2006;

2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991;

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1997;

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991;

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев/ О. А. Новиковская. – М. : АСТ; СПб: Сова, 2006;

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр/ М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997;

7. Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина/ Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003;

8. Узорова О. В. Физкультурные минутки/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Асрель – АСТ – Ермак, 2004;

9. Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи» / Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Волшебные пальчики»

Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет...

Программа кружковой работы "В гостях у сказки""

Сказкотерапия - это психологическое направление, которое, используя метафорические позволяет развить ресурсы сказки, самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с ок...

Отчёт о работе кружка по программе дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга» за 2018/ 2019 уч.год

Проводимая мной за отчетный период работа в данном направлении показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинограф...

План кружковой работы по пластилинографии в младшей группе «Пластилиновое чудо».

В последнее время идея раннего развития детей становится все популярнее. Родители и специалисты сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонне развивать детей, тем успешнее и быстрее развиваетс...

Кружковая работа по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

Кружковая работа по пластилинографии «Пластилиновое чудо»...