Воображение – основа творческой деятельности
консультация

 

        Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания  зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Н.К Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

         Обучение играет огромную роль в « разумной творческой деятельности » ребенка. « Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков » .При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.  «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила  воображения, опирающегося на опыт и знания.

     Творческая деятельность-это деятельность, порождающая нечто новое, небывалое. Она охватывает широкий спектр человеческой деятельности, т.е. все изобретения цивилизации -есть продукт деятельности.

      Психологические и педагогические исследования, а так же практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей у детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности.  Во  всех  видах  деятельности  дошкольника  возникают  совершенно  своеобразные  отношения  мысли  к  действию,  именно  возможность  воплощения  замысла, возможность  идти  от  мысли  к  ситуации.  Возьмёте  ли  вы  игры,  рисунки , труд,  театрализованную  деятельность, везде  и  во  всём  вы  будете  иметь  дело  с  совершенно  новыми  отношениями,  которые  возникают  между  мышлением  и  действиями  ребёнка.

     Комбинирование  их  и  построение  из  них  новой  действительности,  отвечающей  запросам  и  влечениям  самого  ребёнка.  Вот  это  умение  из  элементов  создавать  построение,  комбинировать  старое  в  новое  сочетание  и составляет  основу  творчества.  

     Воображение,  являясь,  по  словам  Л.С. Выгодского «основой всякой творческой  деятельности»  всегда  строится  из  элементов  взятых  из  действительности.

      Избушка  на  курьих  ножках  существует,  конечно,  только  в  сказке,  но  элементы,  из  которых  построен   сказочный  образ,  взяты  из  реального  опыта  человека  и  только  их  комбинация  носит  след  сказочного.

       Постепенно  воображение  дошкольников  приобретает  всё  более  активный  характер,  у  них  развивается  способность  к  творческой  деятельности. « Это  подтверждается  и  тем,  что  всё  большее  внимание  дети  начинают  уделять  идее,   т. е. замыслу  своего  произведения.  Конечно,  ни  дошкольник,  ни  даже  школьник  не  пытается  передать  какую- то  отвлечённую  мысль  в  образной  форме.  Идейный  замысел  ребёнка  обычно  исчерпывается  сюжетом  его  рисунка,  игры  или  рассказа».

        Творческое  начало  проявляется  и  в  замысле- выборе  темы,  в  нахождении  способов  осуществления  задуманного,  и  в  том,  что  дети  не  копируют  виденное,  а  с  большой  искренностью  и  непосредственностью,  не  заботясь  о  зрителях  и  слушателях,  передают  своё  отношение  к  изображаемому,  свои  мысли  и  чувства.

        Творческая  деятельность  воображения  находится  в  прямой  зависимости  от  богатства  и  разнообразия  прежнего  опыта  человека.  Чем  богаче  опыт  человека,  тем  больше  материал,  которым  располагает  его  воображение.

         Вот  почему  воображение  у  ребёнка  беднее,  чем  у  взрослого  человека  и  это  объясняется  большей  бедностью  его  опыта.  То,  что  ребёнок  видит  и  слышит,  является,  таким  образом, первыми  опорными  точками  для  его  будущего  творчества.  Он  накапливает  материал,  из  которого  впоследствии  будет строить  свои  фантазии.

         В  каждый  период  детского  развития  творческое  воображение  работает  особенным  образом,  свойственным  именно  данной  ступени  развития,  на  которой  стоит  ребёнок.

         Деятельность  творческого  воображения  зависит  от  целого  ряда  самых  различных  факторов.  Поэтому  деятельность  ребёнка  не  может  быть  одинакова у  ребенка  и  у  взрослого.

         В  процессе  развития  ребёнка  развивается  и  воображение,  достигая  своей  зрелости  только  у  взрослого  человека.

         К.Д. Ушинский  ещё  в  прошлом  веке  возражал  против  идеалистического  взгляда  на  детское  творчество. Он  писал: «Воображение  ребёнка  и  беднее, и  слабее, и однообразнее, чем  у  взрослого  человека… Но  дело  в  том,  что  и  слабенькое  детское  воображение  имеет  такую  власть  над  слабой  и  ещё  не  организовавшейся  душой  дитяти,  какого  не  может  иметь  развитое  воображение  взрослого  человека  над  его  развитой  душой».

          В отличие от  взрослых  дети  не  способны  во  всех  деталях  обдумать  предстоящую  работу  или  игру,  они  намечают  лишь  общий  план,  который  реализуется  в  процессе  деятельности.

          Но  это  творчество  не  проявляется  само  собой.  Оно  воспитывается, оно  развивается  в  результате  длительной  систематической  работы  воспитателя.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

                                      Воображение – основа  творческой  деятельности

                                                     ( консультация для родителей)                                                                    

                                                                                                  Автор: Амельчакова Л..А. воспитатель

                                                                                                  1 категории

        Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания  зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Н.К Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

         Обучение играет огромную роль в « разумной творческой деятельности » ребенка. « Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков » .При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.  «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила  воображения, опирающегося на опыт и знания.

     Творческая деятельность-это деятельность, порождающая нечто новое, небывалое. Она охватывает широкий спектр человеческой деятельности, т.е. все изобретения цивилизации -есть продукт деятельности.

      Психологические и педагогические исследования, а так же практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей у детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности.  Во  всех  видах  деятельности  дошкольника  возникают  совершенно  своеобразные  отношения  мысли  к  действию,  именно  возможность  воплощения  замысла, возможность  идти  от  мысли  к  ситуации.  Возьмёте  ли  вы  игры,  рисунки , труд,  театрализованную  деятельность, везде  и  во  всём  вы  будете  иметь  дело  с  совершенно  новыми  отношениями,  которые  возникают  между  мышлением  и  действиями  ребёнка.

     Комбинирование  их  и  построение  из  них  новой  действительности,  отвечающей  запросам  и  влечениям  самого  ребёнка.  Вот  это  умение  из  элементов  создавать  построение,  комбинировать  старое  в  новое  сочетание  и составляет  основу  творчества.  

     Воображение,  являясь,  по  словам  Л.С. Выгодского «основой всякой творческой  деятельности»  всегда  строится  из  элементов  взятых  из  действительности.

      Избушка  на  курьих  ножках  существует,  конечно,  только  в  сказке,  но  элементы,  из  которых  построен   сказочный  образ,  взяты  из  реального  опыта  человека  и  только  их  комбинация  носит  след  сказочного.

       Постепенно  воображение  дошкольников  приобретает  всё  более  активный  характер,  у  них  развивается  способность  к  творческой  деятельности. « Это  подтверждается  и  тем,  что  всё  большее  внимание  дети  начинают  уделять  идее,   т. е. замыслу  своего  произведения.  Конечно,  ни  дошкольник,  ни  даже  школьник  не  пытается  передать  какую- то  отвлечённую  мысль  в  образной  форме.  Идейный  замысел  ребёнка  обычно  исчерпывается  сюжетом  его  рисунка,  игры  или  рассказа».

        Творческое  начало  проявляется  и  в  замысле- выборе  темы,  в  нахождении  способов  осуществления  задуманного,  и  в  том,  что  дети  не  копируют  виденное,  а  с  большой  искренностью  и  непосредственностью,  не  заботясь  о  зрителях  и  слушателях,  передают  своё  отношение  к  изображаемому,  свои  мысли  и  чувства.

        Творческая  деятельность  воображения  находится  в  прямой  зависимости  от  богатства  и  разнообразия  прежнего  опыта  человека.  Чем  богаче  опыт  человека,  тем  больше  материал,  которым  располагает  его  воображение.

         Вот  почему  воображение  у  ребёнка  беднее,  чем  у  взрослого  человека  и  это  объясняется  большей  бедностью  его  опыта.  То,  что  ребёнок  видит  и  слышит,  является,  таким  образом, первыми  опорными  точками  для  его  будущего  творчества.  Он  накапливает  материал,  из  которого  впоследствии  будет строить  свои  фантазии.

         В  каждый  период  детского  развития  творческое  воображение  работает  особенным  образом,  свойственным  именно  данной  ступени  развития,  на  которой  стоит  ребёнок.

         Деятельность  творческого  воображения  зависит  от  целого  ряда  самых  различных  факторов.  Поэтому  деятельность  ребёнка  не  может  быть  одинакова у  ребенка  и  у  взрослого.

         В  процессе  развития  ребёнка  развивается  и  воображение,  достигая  своей  зрелости  только  у  взрослого  человека.

         К.Д. Ушинский  ещё  в  прошлом  веке  возражал  против  идеалистического  взгляда  на  детское  творчество. Он  писал: «Воображение  ребёнка  и  беднее, и  слабее, и однообразнее, чем  у  взрослого  человека… Но  дело  в  том,  что  и  слабенькое  детское  воображение  имеет  такую  власть  над  слабой  и  ещё  не  организовавшейся  душой  дитяти,  какого  не  может  иметь  развитое  воображение  взрослого  человека  над  его  развитой  душой».

          В отличие от  взрослых  дети  не  способны  во  всех  деталях  обдумать  предстоящую  работу  или  игру,  они  намечают  лишь  общий  план,  который  реализуется  в  процессе  деятельности.

          Но  это  творчество  не  проявляется  само  собой.  Оно  воспитывается, оно  развивается  в  результате  длительной  систематической  работы  воспитателя.

         

                                                     Подражание - важный  фактор  развития  

                                             Художественных  способностей  ребёнка.

        Детское  творчество  основано  на  подражании, которое  служит  важным  фактором  развития  ребёнка, в частности  его  художественных  способностей. Оно  является  первоначальной  ступенью  в  развитии  творческой  деятельности.  Вместе  с  тем  творчество  ребёнка  способно  доставить  удовольствие  своей  непосредственностью,  свежестью  выражения.  Оно  также  представляет общественно – педагогическую  ценность. Ведь  ребёнок  выявляет  своё  понимание  окружающего,  своё  отношение  к  нему  и  это  помогает  раскрыть  его  внутренний  мир,  особенности  восприятия  и  представления,  его  интерес  и  способности.  В  своём  художественном  творчестве  ребёнок   открывает  новое  для  себя,  а  для  окружающих – новое  о  себе.  

       Таким  образом,  в  дошкольном  возрасте  закладываются  основы  творческой  деятельности  ребёнка,  которые  проявляются  в  развитии  способности  к  замыслу  и  его  реализации,  в  умении  комбинировать  свои  знания  и  представления,  в  искренней  передаче  своих  чувств.  Интересные  мысли  о  способности  детей  к  творчеству  высказывают  деятели  искусства.  К.С. Станиславский  советовал  актёрам  учиться  у  детей,  игру  которых  всегда  отличает  вера  и правда. Поэт  П. Антокольский  утверждал,  что  все  дети  обладают  одарённостью  в  той  или  иной  области  искусства «Детская  одарённость  проявляется  и  в  наблюдательности  детей».                                          

      И.М.Сеченов  доказал,  что  игровые  переживания  оставляют  глубокий  след  в  сознании  ребёнка.  Многократное  повторение  действий  взрослых,  подражание  их  моральных   качествам  влияют  на  образование  таких  же  качеств  у  ребёнка.

        Задача педагога, - опираясь  на  склонность  детей  к  подражанию,  прививать  им  навыки  и  умения,  без  которых  невозможна  творческая  деятельность,  воспитывать  у  них  самостоятельность,  активность  в  применении  этих  знаний  и  умений,  формировать  критическое  мышление,  целенаправленность.

         

                                          Мы   играем  в  театр  кукол  в  детском  саду

                                                             из  опыта  работы.

       Каждый  год  в  детский  сад  приходят  разные  дети:  сообразительные,  смышлёные  и  не  очень,  контактные  и  замкнутые… Но  всех  их  объединяет  одна,  с  нашей  точки  зрения,  беда  - они  удивляются  и  восхищаются  всё  меньше  и  меньше  и  интересы  их  однообразны:  куклы  Барби,  модели  машинок,  компьютеры…А  наше  общество  как  никогда  нуждается  в  активных  и  творческих  людях.  Как  же  разбудить  в  детях  интерес  к  миру  и  самому  себе?  Как  заставить  их  душу  «трудиться»?  Как  сделать  творческую  деятельность  потребностью,  необходимой  частью  жизни?    

       Размышляя  над  этими  вопросами  мы  пришли  к  выводу:  помочь  может  театр. Почему  именно  театр?  На  наш  взгляд,  он  содействует  проявлению  и  развитию  у  детей  способности  к  песенному,  игровому,  танцевальному  творчеству;  общение  с  куклами  помогает  им  почувствовать  себя  свободными,  раскрепощёнными,  обрести  уверенность  в  себе,  в  своих  силах,  в  умении  мыслить,  фантазировать.

       Для  себя  определили  два  основных  направления  деятельности:  развитие  эмоциональной  сферы  детей  и  приобщение  их  к  азам  театрализованной  деятельности.  Поставили  следующие  задачи:

        -  развивать  устойчивый  интерес  к  театрально – игровой  деятельности;

        -  обогащать  словарь  детей,  активизировать  его;

        -  стимулировать  желание  искать  выразительные  средства  для  создания  игрового  образа  

            ( мимика,  движения,  жесты,  интонация ) ;

        - воспитывать  гуманные  чувства;  отзывчивость,  умение  радоваться  успехам  товарищей  и  огорчаться  их                                                        

          неудачам;

        - поддерживать  желание  участвовать  в  праздниках, развлечениях, чувствовать  себя  свободно  и  раскованно  в    

           любой  обстановке.

        Знакомство  с  театром  мы  начинаем  с  рассматривания  иллюстраций,  посвящённых  театру,  рассказа  о  нём,  с  посещений  кукольных  сказок,  которые  в  детском  саду  показывают  старшие  группы.

         С  детьми  придумывали  и  показывали  упражнения  для  рук  например:  как  льёт  дождик,  качаются  деревья,  распускается  цветок и  многие  другие упражнения.  Сами  демонстрировали  руками  собачку,  крокодила,  грибок. Дети  удивлялись  и  огорчались,  что  у  них  так  не  получается,  вскоре  они  стали  сами  придумывать  и  показывать  руками,  то  что  у  них  получается  т. е.  в  работу  включилось  творческое  воображение.

          Затем  мы  стали  выполнять  упражнения  с  куклами,  мы  показывали,  как  передать  движения  куклы.  Обучая  детей  действовать  с  куклой,  мы  обращали  их  внимание  на  важное  правило:  кукла  должна  быть  повернута  к  зрителям  лицом,  лишь  иногда - боком.  Хотя  до  сих  пор  дети  стараются  повернуть  куклу  к  себе  лицом  и  вести  диалог  с  куклой, а  не  рассказывать  сказку  зрителям.

           В  процессе  работы  в  упражнения  приходилось  вносить  коррективы   в  соответствии  с  индивидуальными  особенностями  каждого  ребёнка.

            Использовали  упражнения  на  развития  воображения:  оживи  предмет;  представь  себя  мышкой,  книжкой и т. д.    Предлагали  домашние  задания,  которые  требовали  совместного  творчества  детей  и  родителей:  повторить  ту  или  иную  сказку,  отрывок  из  сказки,  рассказать  потешку  с  помощью  жестов,  мимики.  

            Так  мы  постепенно  подошли  к  исполнению  небольших  инсценировок,  потешек  с  помощью  мимики,  жестов.

            Проведённая  работа  подтвердила  целесообразность  выбранного  нами  направления;

            -дети  освоили  невербальные  средства  общения ( жесты, мимика, движения)

            - речь  детей  стала  более  связной,  выразительной,  расширился  их  словарный  запас;

            - они  стали  более  уверенными  в  себе,  научились  преодолевать  робость.

            - у  детей  появился  интерес  к  театру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Развитие воображения - приоритет эстетического воспитания

В этой статье раскрыта тема развития творческого воображения, являющаяся приоритетным направлением в  педагогической работе по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству....

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...