Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.
проект (младшая группа)
Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.
Проект о воде
Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы.
Продолжительность проекта: 1,5 месяца
Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ".
В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что у них повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, дети задают много разных вопросов. Почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет? Почему лед твердый, а вода – нет? И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок понял, а можно провести опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его
ракушками, камешками, крупой, веточками, разнообразными контейнерами, воронками, пластиковыми баночками, трубочками и мн. др.
На окне вместе с детьми организовала мини-огород, где мы выращиваем рассаду цветов, лук, чеснок. Благодаря наблюдениям за растениями, дети убеждаются в том, какую роль играют свет, тепло и вода в жизни растений;
Так как мы в своей жизни каждый день пользуемся водой, я решила показать детям значимость воды в окружающей среде посредством проектной деятельности.
Цель проекта:
Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
Задачи проекта:
Систематизировать знания детей о том, что вода нужна всем.
Познакомить детей со свойствами воды.
Развивать у детей способы познания: наблюдение, экспериментирование, сравнение.
Начала знакомство детей с водой с беседы «Где прячется водичка?» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных. Выяснив, что у детей поверхностные знания о воде, познакомила их с произведениями К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе», А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь», З. Александровой «Купание», р. н. с. «Заюшкина избушка», загадывала загадки о воде, дожде, снеге, во время умывания рассказывала детям потешки о воде, разучили физминутки «Про Алёшку», «Умывалочка» с элементами самомассажа.
Исследовательскую деятельность стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятии, на прогулке. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие детям делать какие-то самостоятельные выводы.
С помощью игровых персонажей я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновая уточка? Будет ли плавать в воде деревянный кирпичик? Как спрятать от лисы игрушку в воде? Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Например, проводила занятия и игровые ситуации «Угостим куклу чаем», «Купание куклы Кати», «Кукла замаралась», где дети находили выход из сложившейся ситуации.
С большим интересом дети наблюдают за тем, что прозрачную водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду в разные цвета, устраивали «бурю в стакане».
В процессе экспериментальной деятельности дети узнали, что вода прозрачная, она не имеет вкуса, запаха, вода бывает тёплой, холодной, она льётся, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - нет.
В ходе проекта проводила с детьми беседы с рассматриванием иллюстраций: «Вода вокруг нас», " Кому нужна вода?", «Обитатели водоемов", изготовили с детьми макет «Аквариум с рыбками». С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, для чего и как мы её используем, подвела к понятию того, что воду нужно беречь. Дети с удовольствием играют в подвижные игры "Солнышко и дождик", "Рыбак и рыбки".
Знакомство детей с водой проводила и на прогулке, наблюдая за тем, как снег превращается в воду, вода - в лёд, как капают сосульки. Из наблюдений дети узнали, что снег и лёд - это тоже вода, но в замороженном и твёрдом состоянии.
На заключительном этапе проекта мы с детьми изготовили фотоколлаж «Где прячется водичка?», коллаж «Волшебница вода» и для закрепления у детей знаний о воде провела занятие с презентацией «Где прячется водичка?»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями построено на основе сотрудничества.
Для начала я предложила родителям подобрать произведения и фотографии о воде, в уголок для родителей поместила консультации на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома», на родительском собрании «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательских способностей детей» я познакомила родителей с некоторыми опытами, которые можно провести с детьми дома, родители с интересом сами проводили опыты.
Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы.
После проведённой работы дети узнали, какой бывает вода, у них появился интерес к воде, как к объекту, знание свойств воды помогло детям понять, что без воды нет жизни на земле, вода нужна всем.
В заключении хотелось бы сказать, что познавательно - исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного.
Н. Н. Поддьяков сказал: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...
Опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством электронного конструктора
Расширение познавательных интересов детей в области электроники удовлетворяет стремление современных дошкольников-исследователей к деятельности и познанию....
Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
Консультация для воспитателей .Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, вос...