«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»
учебно-методическое пособие

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_2017-2018.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Городской психолго-педагогический центр Департамента образования города Москвы

Территориальное отделение «Переделкино»

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема:

«Развитие познавательной активности  старших дошкольников посредством проектной деятельности»

Воспитатель старшей группы:

Парамонова Татьяна Геннадьевна

24.04.2018 г.

г. Москва

Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий.

Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия..." для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.

Главная задача педагогов и родителей является развитие личности и ее активности.

Роль проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.

В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Основа метода проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Данная деятельность широко используется в сфере дошкольного образования и позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Педагогическое проектирование позволяет сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.

Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.

Таким образом, проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Алгоритм разработки и проведения проектной деятельности в ДОО.

Требованием к современному воспитателю дошкольного учреждения является умение организовывать проектную деятельность детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таблица 1.

Алгоритм разработки проектной деятельности.

Этапы

Задачи

Деятельность группы

Начальный

Определение проблемы (темы).

Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся

информации, обсуждение

задания.

Планирование

Анализ проблемы.

Определение источников информации.

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в группе.

Формирование задач,

накопление информации.

Выбор и обоснование

критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив.

Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Наблюдение.

Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его

оформление.

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Участие в коллективном

анализе проекта и самооценке.

Защита проекта.

Подготовка к защите.

Обоснование процесса

проектирования.

Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта.

Участие в коллективной оценке результатов проекта.

В проектной деятельности воспитатель учит детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, конкурсом, открытым занятием для родителей или праздником).

Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательной активности дошкольников.

Таблица 2.

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОО.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители.

Формирующий этап

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в экспоцентре, музее и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Статья "Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности"

   …Ребёнка обучи – дашь миру человека.                                        ...

Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности ...

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через проектную деятельность"

ГАОУ ДПО города Москвы "Московский центр качества образования"Выступление на вебинаре 2017.01.26 Направление вебинара "Качество дошкольного образования"Тема вебинара "Раз...

Развитие познавательного интереса дошкольников через проектную деятельность

Развитие познавательного интереса детей через проектную деятельность...