Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредствам экспериментирования
статья
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством экспериментирования»
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности является детское экспериментирование.
На современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно - исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.
Учёный Н.Н.Подъков выделял экспериментирование как основной вид ориентировочно-поисковой деятельности. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве и нервно- психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом " что это такое?", под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
Исходя из вышесказанного, возникает проблема, как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно- исследовательской деятельности?
Система работы по организации детского экспериментирования строится поэтапно, с учётом возрастных особенностей детей и их способностей.
Этапы работы:
∙ Организационный - старший дошкольный возраст;
∙ Практический - подготовительная к школе группа.
На первом этапе необходимо отводить большое место чувственному опыту ребёнка, который является первой ступенью формирования интереса к познавательной деятельности. На данном этапе решаются следующие задачи:
∙ обучение детей проговариванию своих действий;
∙ формирование умения вести беседу;
∙ развитие у детей способности: наблюдать, исследовать, давать оценку.
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая. В речи обобщаются знания детей , формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и по представлению. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание познавательно- исследовательской деятельности, так как она носит творческий характер, вызывает интерес, стимулирует познавательную активность.
В возрасте 5-6 лет у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно.
Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования "живут" персонажи, придуманные или сделанные совместно с детьми. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается озорная девочка Почемучка, которая может "жить" в группе. Она "участвует" в экспериментах, "приносит интересные вещи юным исследователям. У Почемучки может быть яркий фартук для нужных и интересных вещей.
Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. В группе создаётся исследовательский уголок, например, "Школа Почемучки" для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. В нем могут находиться различные материалы для исследований:
∙ образцы песка, глины, чернозёма;
галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
∙ семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;
∙ зерновые культуры.
Для активации детской исследовательской деятельности используются: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, шприцы, пипетки, увеличительные стёкла, лупы и измерительные приборы.
В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывная и постоянная перестройка, переосмысление и осознание ребёнком этого мира. Поэтому на втором этапе решаются задачи:
1) побуждать детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности;
2) находить разными способами решение проблемных задач.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям, без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. На этом этапе активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения. Ребёнок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предположения. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают объект для эксперимента, подбирают методы исследования. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы.
Обучение на этом этапе носит проблемный характер. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.
Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования....
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...
Выступление на ГМО «Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности посредством элементов робототехники»
протокол ГМО...
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников посредством художественного экспериментирования
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые раз...