Рабочая программа внеурочной кружковой работы (по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников) "Мойдодыр"
учебно-методический материал (средняя группа)
Данная разработка будет полезна работникам дошкольных учереждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Пояснительная записка ………………………………………………2-3
Цель и задачи………………………………………………………….4
Планируемые результаты…………………………………………….4-5
Образовательные технологии………………………………………...5
Методы и приёмы……………………………………………………..5
План работы…………………………………………………………...5-6
Перспективный план внеурочной кружковой работы……………6-10
Список литературы…………………………………………………10-12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальной проблемой в двадцать первом веке является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. В образовательной области эта проблема стоит особо остро, так как вся практическая работа, направленна на укрепление здоровья детей, которая должна давать ощутимые результаты.
Ученными занимающиеся исследованием формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников установлено, что здоровье человека лишь, на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от собственного образа жизни. Для того чтобы человеку полноценно жить и быть здоровым, необходимо владеть искусством укрепления и сохранения здоровья. Этому должно как можно больше уделяться внимание в дошкольных учреждениях. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Следует так же не забывать к положительным результатам по совершенствованию сохранения и укрепления здоровья в сочетании с обучением дошкольников самое благоприятное время для выработки правильных привычек, именно дошкольный возраст.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье" она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно в детстве закладываются все основные навыки и умения. Организм ребенка очень пластичен, к воздействиям внешней среды он гораздо чувствительнее, чем организм взрослого человека; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
В воспитании привычки к аккуратности, порядку и чистоте у ребенка, все это очень важно воспитать именно в дошкольном возрасте. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Фундаментом в закладывание гигиенической культуры является главной задачей в формировании простейших навыков опрятности и самообслуживания. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Данная программа рассчитана на работу с детьми средней группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование элементарных навыков поведения во время приема пищи, умывания.
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формирование навыков поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
- Формирование начальных представлений о ценности здоровья (здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия).
- Формирование потребности в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
- Привлечение родителей к формированию навыков личной гигиены дома.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предполагаемый результат:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми дошкольного возраста:
- Одевание раздевания одежды в определенной последовательности детьми самостоятельно:
- Проявление навыков опрятности, следя за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
- пользуются индивидуальными предметами самостоятельно (носовым платком, салфеткой, расческой).
- Правильное пользование столовыми приборами; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, соблюдают алгоритм умывания:
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
- здоровье сберегающие (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированные (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
- социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
- информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, потешек;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
ПЛАН РАБОТЫ:
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая; индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры, сюжетно-ролевые), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников) «МОЙДОДЫР»
месяц | неделя | Тема непосредственной образовательной деятельности | Программное содержание |
сентябрь | I | «Да здравствует мыло душистое» Д/И «Умоем куклу Катю» | Закрепить последовательность мытья рук. Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела. |
II | «Правила поведения за столом» Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду» | Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком Знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда | |
III | «Для чего нужна одежда?» | Обогащать знания детей об одежде, знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок. | |
IV | Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку». | Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться. | |
Октябрь | I | Д/И «Какая вода». | Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная. |
II | «Тетушка Зубная щетка». | Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? | |
III | «Вилки-ложки». Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы». | Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки. Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой. | |
IV | Загадки про одежду. Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье». | Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.) Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию. | |
Ноябрь | I | «Чистоплотные дети». | : Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. |
II | Игра «Напоим куклу Аню чаем» | Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. | |
III | «Волшебное слово – «спасибо». | : Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. | |
IV | Д/И «Красивые салфетки для трех поросят». | Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками | |
Декабрь | I | Д/И «Чем я моюсь». Разучивание потешки. | Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время. Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки |
II | Д/И «Хрюша за столом»
| Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. | |
III | Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» | Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки. | |
IV | «Моя одежда».
Д/И «Маша - неряша». | Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик. Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом. | |
Январь | I | Д/И «Умоем куклу».
Стихотворение – шутка В. Орлов «Чистюли» | Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость. |
II | Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».
| Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). | |
III | Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Д/И «Кукла Катя идет в гости».
| Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом. | |
Февраль | I | «Мое полотенце».
| Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем |
II | Д/И «Катино угощение». | Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов. | |
III | Сказка «Три медведя». | Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). | |
IV | Д/И «Топ, топ - сапожок».
Сюжетная игра «Погладим Кате платье». Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид. | Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид | |
Март | I | Беседа «Берегите воду».
| Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. |
II | Чтение стихотворения «Мальчик Петя». | Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему? | |
III | Д/И «Готовим обед для кукол».
Сюжетная игра «День рождения». | Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды. Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. | |
IV | «Мой шкафчик». | Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках. | |
Апрель | I | «Умывание холодной водой». | Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно. |
II | Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».
| Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре. | |
III | Профессия «Повар».
| Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. | |
IV | Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу». «Постираем носовые платочки».
| Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность. Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность. | |
Май | I | Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
| Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить рад |
II | Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».
| Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память | |
III | Беседа: «Моя любимая одежда».
| Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, А. Ф. Островская. - М.: Просвещение,2006.
2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.
5. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина // Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
6. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2006.
7. Печора, А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печора. – М.: ВАКО, 2008.
8. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 2006-141с Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
9. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку / Т. А. Смирнова // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания....
Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»
«Особенности воспитательно - образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»...
Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»
консультация для родителей...
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Рабочая программа по кружковой работе на тему "Формирование дружеских взаимоотоношений в группе между детьми посредством создания благоприятного микроклимата"
Рабочая программа по кружковой работе...
Программа саморазвития воспитателя на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Программа саморазвития воспитателя на тему:«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...