Рабочая программа внеурочной кружковой работы (по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников) "Мойдодыр"
учебно-методический материал (средняя группа)

Бояркина Людмила Александровна

Данная разработка будет полезна работникам дошкольных учереждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Пояснительная записка ………………………………………………2-3

Цель и задачи………………………………………………………….4

Планируемые результаты…………………………………………….4-5

Образовательные технологии………………………………………...5

Методы и приёмы……………………………………………………..5

План работы…………………………………………………………...5-6

Перспективный план внеурочной кружковой работы……………6-10

Список литературы…………………………………………………10-12

                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальной проблемой в двадцать первом веке является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. В образовательной области эта проблема стоит особо остро, так как вся  практическая работа, направленна на укрепление здоровья детей, которая должна давать ощутимые результаты.

 Ученными занимающиеся исследованием формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников  установлено, что здоровье человека лишь, на 7-8%   зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50  % зависит от  собственного образа жизни. Для того чтобы человеку полноценно жить и быть здоровым, необходимо владеть искусством укрепления и сохранения здоровья. Этому должно как можно больше уделяться внимание в дошкольных учреждениях. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Следует так же не забывать к положительным результатам по совершенствованию сохранения и укрепления здоровья  в сочетании с обучением дошкольников самое благоприятное время для выработки правильных привычек, именно дошкольный возраст.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.   Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье" она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Именно в детстве закладываются все основные навыки и умения. Организм ребенка очень пластичен, к воздействиям внешней среды он гораздо чувствительнее, чем организм взрослого человека; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.  Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

В воспитании привычки к аккуратности, порядку и чистоте у ребенка, все это очень важно воспитать именно в дошкольном возрасте. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Фундаментом в закладывание гигиенической культуры является главной задачей в формировании простейших навыков опрятности и самообслуживания. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

 Данная программа рассчитана на работу с детьми  средней группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дошкольников посредством игровой деятельности.  

Задачи:

  1. Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование элементарных навыков поведения во время приема пищи, умывания.
  2. Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Формирование навыков поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
  4. Формирование начальных представлений о ценности здоровья (здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия).
  5. Формирование потребности в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  6. Привлечение родителей к формированию навыков личной гигиены дома.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Предполагаемый результат:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми дошкольного возраста:

  •  Одевание раздевания одежды  в определенной последовательности детьми самостоятельно:  
  • Проявление  навыков опрятности, следя за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
  • пользуются индивидуальными предметами самостоятельно (носовым платком, салфеткой, расческой).
  • Правильное пользование столовыми приборами; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, соблюдают алгоритм умывания:  
  •   Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

- здоровье сберегающие (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);

- личностно-ориентированные (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

- социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

- информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)

 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

 - личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, потешек;  

 - обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений

ПЛАН РАБОТЫ:

Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая; индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры, сюжетно-ролевые), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников) «МОЙДОДЫР»

месяц

неделя

Тема непосредственной образовательной деятельности

Программное содержание

сентябрь

I

«Да здравствует мыло душистое»

Д/И «Умоем куклу Катю»

Закрепить последовательность мытья рук.

Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.

II

«Правила поведения за столом»

Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»

Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком

Знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда

III

«Для чего нужна одежда?»

Обогащать знания детей об одежде, знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок.

IV

Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».

Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться.

Октябрь

I

Д/И «Какая вода».

Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.

II

«Тетушка Зубная щетка».

Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?

III

«Вилки-ложки».

Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».

Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.

Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой.

IV

Загадки про одежду.

Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».

Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)

Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.

Ноябрь

I

«Чистоплотные дети».

: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.

II

Игра «Напоим куклу Аню чаем»

Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.

III

«Волшебное слово – «спасибо».

: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

IV

Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».

Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками

Декабрь

I

Д/И «Чем я моюсь».

Разучивание потешки.

Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.

Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки

II

Д/И «Хрюша за столом»

 

Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.

III

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.

IV

«Моя одежда».

 

Д/И «Маша - неряша».

Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.

Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Январь

I

Д/И «Умоем куклу».

 

Стихотворение – шутка

В. Орлов

«Чистюли»

Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем.

Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.

II

Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».

 

 

Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка).

III

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

 

Д/И «Кукла Катя идет в гости».

 

Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу

Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.

Февраль

I

«Мое полотенце».

 

Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем

II

Д/И «Катино угощение».

Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов.

III

Сказка «Три медведя».

Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини).

IV

Д/И «Топ, топ - сапожок».

 

Сюжетная игра «Погладим Кате платье».

Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.

Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д

Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид

Март

I

Беседа «Берегите воду».

 

Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

II

Чтение стихотворения «Мальчик Петя».

Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?

III

Д/И «Готовим обед для кукол».

 

Сюжетная игра «День рождения».

Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды.

Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

IV

«Мой шкафчик».

Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.

Апрель

I

«Умывание холодной водой».

Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно.

II

Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».

 

Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре.

III

Профессия «Повар».

 

Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.

IV

Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».

«Постираем носовые платочки».

 

 

  Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность.

Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность.

Май

I

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

 

  Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить рад

II

Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».

 

Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память

III

Беседа: «Моя любимая одежда».

 

Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, А. Ф. Островская. - М.: Просвещение,2006.

2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.

5. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина // Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2006.

7. Печора, А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печора. – М.: ВАКО, 2008.

8. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 2006-141с Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку / Т. А. Смирнова // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

В материале представлен помесячный план работы по формированию у детей младшего возраста культуры еды, навыков одевания и раздевания, навыков личной гигиены и туалета и умывания....

Консультация на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков»

«Особенности воспитательно - образовательной  работы по формированию культурно-гигиенических навыков»...

"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"

Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...

Программа саморазвития воспитателя на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития воспитателя на тему:«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...