Программа саморазвития воспитателя на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Ильина Дарья Алексеевна

Программа саморазвития воспитателя на тему:

«Формирование культурно - гигиенических навыков

 у детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-21.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №127»

Программа саморазвития воспитателя на тему:

«Формирование культурно - гигиенических навыков

 у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Ильина Дарья Алексеевна

Работа начата – 01.09.2020г.

Предполагается закончить – 01.09.2021г.

г. Дзержинск

2020г.

Я чувствую себя в праве сказать:

да здравствует самообразование во всех областях!..

Только те знания прочны и ценны,

которые вы добывали сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

Введение

Саморазвитие – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Пояснительная записка

Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

С целью повышения профессиональной культуры необходимо постоянно работать над повышением педагогической компетентности в образовательном процессе через курсы повышения квалификации, дополнительное образование, постоянную работу по самообразованию; участие в методических мероприятиях города и ДОУ.

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности

Задачи самообразования:

- расширить знания о достижениях педагогической науки, передовой педагогической практики;

- осваивать поиск оптимальных способов сочетания новаторских психолого-педагогических технологий с теми, что уже применяются в работе;

- принимать участие в мероприятиях по обмену опытом с коллегами, в совещаниях ДОУ;

- подготовить и провести для воспитателей ДОУ и родителей запланированные мероприятия.

Проблема, над которой я работаю: «Формирование культурно – гигиенических

навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.  Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что  им приятно, но  и  то,  что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.     Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность

Задачи:

1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться

столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой,  салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом,  не разговаривать во время еды;

5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

6.  обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

7.  консультировать родителей по данной теме.

Ожидаемые результаты:

1. расширение кругозора;

2. рост профессиональной культуры;

3. развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;

4. формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.

5. повышение педагогической и психологической компетенции;

6. развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;

7. поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.

Методы деятельности:

  1. личный пример работников детского сада, родителей;
  2. обеспечение чистоты среды;
  3. культура общения;
  4. использование художественной литературы;

План мероприятий по реализации программы:

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические    выходы

1.этап - теоретический

Сентябрь - октябрь

  • Диагностика культурно-гигиенических навыков;

Цель: выявить знания и умения детей;

  • Разучить «Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

  • Учить детей пользоваться горшком;
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
  • Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
  • Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
  • Практическая деятельность «Учимся умываться».

 Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

  • Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»;
  • Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».

1. Составление перспективного плана работы

2.Подбор методического оснащения.

3.Разработаны консультации, анкеты для работы с родителями.

4. Заполнение документации мониторинга за детьми и выявление уровня развития речи детей на начало учебного года

5.Вовлечение семей воспитанников к участию в образовательном процессе.

2.этап  - практический

Ноябрь-апрель

  • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
  • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
  • Беседа «Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

  • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
  • Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
  • Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
  • Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»
  • Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»                            Просмотр м / ф «Федорино горе».

Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»

3.этап - заключительный

Май

1. Обобщение педагогического опыта:

выступить с сообщением на педсовете ДОУ

2. Провести самоанализ и самооценку работы по саморазвитию

1.Представление результатов работы через фотоотчет

2.Распространение опыта в сети интернет

Выводы: формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность; овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей; дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого; правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают); пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой; правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
  4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.ВРазвитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.  
  7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007                              
  8. Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по     этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
  9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
  10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
  11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  12. «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём» Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — ...

Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...

Игровой проект для детей второй младшей «Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста»

Игровой проект для детей второй младшей группы "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"...