Программа саморазвития воспитателя на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Программа саморазвития воспитателя на тему:
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_20-21.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №127»
Программа саморазвития воспитателя на тему:
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Ильина Дарья Алексеевна
Работа начата – 01.09.2020г.
Предполагается закончить – 01.09.2021г.
г. Дзержинск
2020г.
Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны,
которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Введение
Саморазвитие – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Пояснительная записка
Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
С целью повышения профессиональной культуры необходимо постоянно работать над повышением педагогической компетентности в образовательном процессе через курсы повышения квалификации, дополнительное образование, постоянную работу по самообразованию; участие в методических мероприятиях города и ДОУ.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности
Задачи самообразования:
- расширить знания о достижениях педагогической науки, передовой педагогической практики;
- осваивать поиск оптимальных способов сочетания новаторских психолого-педагогических технологий с теми, что уже применяются в работе;
- принимать участие в мероприятиях по обмену опытом с коллегами, в совещаниях ДОУ;
- подготовить и провести для воспитателей ДОУ и родителей запланированные мероприятия.
Проблема, над которой я работаю: «Формирование культурно – гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться
столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме.
Ожидаемые результаты:
1. расширение кругозора;
2. рост профессиональной культуры;
3. развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
4. формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
5. повышение педагогической и психологической компетенции;
6. развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
7. поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Методы деятельности:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- обеспечение чистоты среды;
- культура общения;
- использование художественной литературы;
План мероприятий по реализации программы:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
1.этап - теоретический | Сентябрь - октябрь |
Цель: выявить знания и умения детей;
а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
| 1. Составление перспективного плана работы 2.Подбор методического оснащения. 3.Разработаны консультации, анкеты для работы с родителями. 4. Заполнение документации мониторинга за детьми и выявление уровня развития речи детей на начало учебного года 5.Вовлечение семей воспитанников к участию в образовательном процессе. |
2.этап - практический | Ноябрь-апрель |
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
| Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Просмотр м / ф «Федорино горе». Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» |
3.этап - заключительный | Май | 1. Обобщение педагогического опыта: выступить с сообщением на педсовете ДОУ 2. Провести самоанализ и самооценку работы по саморазвитию | 1.Представление результатов работы через фотоотчет 2.Распространение опыта в сети интернет |
Выводы: формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность; овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей; дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого; правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают); пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой; правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания. |
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
- Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
- Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
- Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
- Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
- Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"
Организация работы в ДОУ с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....
Проект "Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного...
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст.
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём» Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — ...
Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...
Игровой проект для детей второй младшей «Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста»
Игровой проект для детей второй младшей группы "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"...