Физкультурно-познавательный досуг «Первый поход» для детей подготовительных к школе групп посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Быть туристом не просто модно, самое главное – это значит быть здоровым, активным и, путешествуя изучать родной край, его богатую природу. Что подарить в этот день? Интересное путешествие - игру!
В нашем детском саду c детьми ведется активная познавательно-исследовательская работа: наблюдения и исследования на экологической тропе ДОУ, кружковая краеведческая деятельность (вариативная часть ООП ДОУ). День туризма помог нам разнообразить и обогатить досуг детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madou_no_83_pervyy_pohod.docx | 589.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-познавательный досуг
для детей подготовительных к школе групп МАДОУ № 83
посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА
«Первый поход»
Мероприятие подготовили и провели:
инструктор по физической культуре Цыганкова Мария Владимировна
воспитатели Витязева Анастасия Андреевна и Кузнецова Изабелла Олеговна
Идея физкультурно-познавательного досуга «Первый поход» принадлежит, инструктору по физической культуре Цыганковой Марии Владимировне. Этот праздник отмечается 27 сентября, как и День дошкольного работника. В День туризма устраивают туристические слеты, фестивали, походы, поездки на природу. Но в дошкольных организациях данный праздник не находит широкого применения, а жаль. Быть туристом не просто модно, самое главное – это значит быть здоровым, активным и, путешествуя изучать родной край, его богатую природу. Что подарить в этот день? Интересное путешествие - игру!
В нашем детском саду c детьми ведется активная познавательно-исследовательская работа: наблюдения и исследования на экологической тропе ДОУ, кружковая краеведческая деятельность (вариативная часть ООП ДОУ). День туризма помог нам разнообразить и обогатить досуг детей. Идею данного воспитательного мероприятия активно поддержали воспитатели подготовительных к школе групп Витязева Анастасия Андреевна и Кузнецова Изабелла Олеговна. Совместно с инструктором по физической культуре они разработали план-конспект мероприятия, вместе с детьми и родителями в группах стали готовиться к походу:
- изучили правила поведения в походе;
- закрепили правила гуманного отношения к природе;
- собрали и изучили необходимые предметы для однодневного похода;
- закрепили знания о растениях дальневосточной тайги и рыбах Амура.
Физкультурно-оздоровительные «тренировки» перед походом проходили в атмосфере радостного ожидания.
Планировалось мероприятие в соответствии с программным содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» подготовительных к школе групп. А также с ориентацией на годовые задачи учреждения:
1. Физическое воспитание с целью совершенствования физического развития и формирования культуры здоровья дошкольников;
2. Гражданско-патриотическое воспитание с целью формирования основ гражданской идентичности, патриотизма, нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.
Подготовка к походу длилась две недели. За это время нам педагогам удалось не только систематизировать знания детей, но и собрать все атрибуты, придумать совместно с детьми названия своих отрядов, девизы и изготовить эмблемы (помощь оказали родители). Подготовка к «Первому походу» настолько увлекла родителей и детей, что у многих дома появился компас, родители предоставили палатку, термосы, фляги, фонарики, рюкзаки и посоветовали взять в поход теплые носки и фотоаппараты. Воспитатели с детьми обсуждали необходимость в тех или иных предметах, это повысило уровень мотивации к предстоящему событию.
Досуг прошел в сюжетно-игровой форме, что соответствует методическим требованиям. Выстроен он был по типу квеста, то есть дети выполняли задания на каждом этапе похода и помещали в «Дневник эко-туриста» наклейку соответствующего содержания. Данный прием помог педагогам мотивировать детей на выполнение правил и способствовал полноценной рефлексии на заключительном этапе: с помощью картинок-наклеек дети без труда вспомнили все задания, которые смогли выполнить и вечером, ориентируясь на «Дневник», рассказали подробно о прошедшем походе родителям.
При подготовке к мероприятию много внимания было уделено безопасному поведению в природе и неожиданным явлением для нас, педагогов, стал отказ детей брать в поход спички, ни одна из команд не положила их в рюкзак. Ребята это объяснили тем, что у нас есть термосы, поход не долгий, значит спички не понадобятся. Конечно мы не собирались разжигать настоящий костер, а приготовили бутафорский, ведь предполагался привал!
За походом, который проходил на территории детского сада, наблюдали дети разных возрастных групп и их воспитатели. Теперь все дошколята нашего ДОУ хотят отправиться в поход и спрашивают, что для этого надо знать и уметь. А значит мы смогли поддержать и распалить детское любопытство, природный познавательный интерес наших воспитанников.
Физкультурно-познавательный досуг
для детей подготовительных к школе групп МАДОУ № 83
посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА
Тема: «Первый поход»
Цель: создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации детей на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками и окружающей природой через игровую туристическую деятельность.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес к окружающей природе, своей малой Родине и родному краю.
- Активизировать словарный запас у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут.
- Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, сплоченность и дружелюбие.
- Способствовать формированию гуманного и безопасного поведения в природе.
- Объединить всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
Оборудование: музыкальная колонка, носитель с детскими песнями «У похода есть начало», «Вместе весело шагать по просторам»; эмблемы на каждого ребенка, «Дневник эко-туриста» с наклейками (рюкзачок, медвежий след, рыбка, компас, шишка, костер) в двух экземплярах, Рюкзак - 2 штуки, 2 термоса, 2 фляги, 2 компаса, походные спички – 2 коробка, тарелки, кружки, ложки, теплые носки – 2 пары, походные коврики – 2 штуки, 2 мотка веревки, по 10 игрушек для каждой команды, атрибуты к подвижной игре «Мы в тайгу пойдем» (маска медведя, бревно спортивное, корзина с грибами и ягодами), корзина с шишками, стойка-мишень вертикальная, рыбки на веревочках для игры-аттракциона «Рыбалка на Амуре», спортивный комплекс на развитие координационных способностей «Полоса препятствий», палатка, скамейки, бутафорский костер, костюм для Старичка Боровичка, корзина с листиками разных пород деревьев и плодами, памятные медали на каждого ребенка.
Методическое обеспечение:
- Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦДЮТ РФ, 1992 – 44 с.
- Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
- Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54
- Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 111 с.
- Сайты интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы: «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».
Разработанные в ходе подготовки к мероприятию материалы: дидактическая игра «Собери рюкзак», дидактическая игра «Назови знак и найди его место», буклет для родителей «Семейный досуг: с пользой для здоровья», памятка «Правила поведения в походе».
Ход мероприятия
1 часть вводная. Длительность 5 - 7 минут.
На спортивной площадке МАДОУ № 83 звучит бодрая, веселая песня «У похода есть начало» из кинофильма «Завтрак на траве», автор текста поэт М. Г. Львовский. Дети с воспитателями собираются на площадке, выстраиваются согласно разметке.
Инструктор по физической культуре обращается к детям:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, воспитатели!
Всемирный день туризма мы празднуем сегодня.
Туризм, как образ жизни — здоровье, радость, польза!
Сегодня нас ждет интересное событие. Мы отправляемся в первый поход. Предлагаю вам представить свои отряды.
Воспитатель Витязева Анастасия Андреевна: наш отряд…
Дети: «Лесные дети».
Опыт предков нам наука: мы природу бережем!
Смело мы идем вперед, знаем, нас удача ждет!
Воспитатель Кузнецова Изабелла Олеговна: наш отряд…
Дети: «Неутомимые следопыты».
Мы - ребята "Следопыты",
Все дороги нам открыты!
Дружно мир мы познаем,
И природу бережем!
Инструктор по физической культуре: прежде чем отправиться в поход, дети, мы должны дать клятву туриста. Я буду перечислять правила, а вы, если согласны с ними, говорите: «Клянемся!»
Клятва юного туриста:
Не унывать, не ныть в походе! Клянемся!
Быть оптимистом на природе! Клянемся!
Есть кашу всем без лишних слов! Клянемся!
На всех делить один улов! Клянемся!
Зверей и птиц не обижать! Клянемся!
В природе мусор не бросать! Клянемся!
С соседом бой не начинать! Клянемся!
Знать, что погода – не беда!
И помнить "Ты - турист" всегда! Клянемся!
Инструктор по физической культуре выдает воспитателям «Дневник эко-туриста» /Приложение № 1/: Мои юные туристы, в дневниках записаны ваши маршруты. Если вы будете им следовать и выполнять задания старательно, то сможете разместить в дневниках наклейки. У каждого отряда свой маршрут, но в конце похода мы встретимся на привале и посмотрим, сколько у кого наклеек. Дети, вы готовы?! Тогда пришло время собрать ваши походные рюкзаки.
2 часть основная. Длительность 25 минут.
Инструктор по физической культуре с воспитателями проводит эстафету «Собери рюкзак в поход»: предлагаю каждому отряду разбиться на пары и построиться на разметке. Каждая пара выбирает 1 предмет в рюкзак для похода и один в корзину для игрушек, то что мы с собой не возьмем.
Дети собирают рюкзаки и берут их собой. Проверка содержимого состоится на этапе рефлексии.
Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам» музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского. Дети с воспитателями отправляются по заданным маршрутам, согласно своего дневника.
Подвижная игра «Мы в тайгу пойдем!» описание игры в приложении № 2.
«Попади шишкой в цель» метание шишки в вертикальную цель – обруч, закрепленный в стойках на высоте 1 м, с расстояния 4 м, левой и правой рукой поочередно.
«Рыбалка на Амуре» аттракцион. Дети поочередно, по 6 человек выходят «на берег», берут в две руки хватом сверху «удочку» - укороченную гимнастическую палку. По команде «Лови» накручивают на палочку-удочку веревку. Самый ловкий первым докручивает до рыбки. Пойманная рыба рассматривается и определяется по виду: сом, щука, карась, горбуша.
Игра-аттракцион способствует развитию мелкой моторики, поднимает настроение.
Воспитатель: Дети, как называется наш дальневосточный лес. Верно, тайга. Сейчас мы дружно пройдем полосу препятствий «Таежный бурелом». Будьте внимательны, соблюдайте дистанцию, помогайте тем, кому трудно.
Воспитатель и инструктор страхуют детей на сложных участках
Дети с воспитателями собираются на полянке, рассаживаются на скамейки. В центре поляны расположен бутафорский костер, сбоку стоит палатка.
Инструктор по физической культуре: Дети, вам понравился наш поход? Покажите свои туристические дневники, давайте посчитаем наклейки!
Пока ребята рассматривают дневники открывается палатка, выходит Старичок Боровичок.
Старичок Боровичок: Здравствуйте, дети! Здравствуйте взрослые!
Инструктор по физической культуре: Здравствуйте! А вы кто?
Старичок Боровичок: Я-то – Старичок Боровичок, это все на моей любимой полянке знают, а вот вы кто такие? Пришли, расшумелись!
Воспитатель Витязева Анастасия Андреевна: Мы – два отряда из детского сада! Хотим стать настоящими туристами. Сегодня у нас первый поход. Мы разные препятствия преодолели, испытания прошли!
Старичок Боровичок: Понятно! Ну раз вы такие умелые, может и со мной поиграете?
Дети: ДА-А-А!!!
Старичок Боровичок: У меня в корзинке есть ветки и листики с разных деревьев. Смотрите внимательно и угадайте, с какой ветки эти детки?!
Старичок проводит дидактическую игру «С какой ветки эти детки?»:
показывает детям листики разных пород деревьев, некоторые с плодами, дети отгадывают названия: клен, осина, тополь, береза, дуб, рябина, орех маньчжурский, калина.
Старичок Боровичок: Справились с заданием, молодцы!
3 часть заключительная /рефлексия/5 - 7 минут
Воспитатель Кузнецова Изабелла Олеговна: Старичок Боровичок, посмотри сколько еще заданий выполнили наши дети сегодня (показывают «Дневники эко-туриста», Старичок спрашивает у разных детей о заданиях, обозначенных наклейками, дети рассказывают). А еще у нас настоящие рюкзаки есть. Хочешь мы тебе покажем, что там лежит?!
Старичок Боровичок: Да, конечно, покажите.
Воспитатели с детьми вынимают поочередно предметы из рюкзака и называют их. Отвечают на вопросы: для чего это нужно в походе? Почему кружка именно металлическая, а не стеклянная? У кого в походном рюкзаке могут быть спички? Как турист должен затушить костер?
Старичок Боровичок: Какие вы молодцы, за ваши старания, умения и знания угощу всех чаем витаминным с шиповником, прямо из термоса!
Детям наливают теплый чай из термоса, заранее заваренный на кухне ДОУ.
Инструктор по физической культуре: Дети, сегодня мы ходили в наш первый поход. В память о нем вручаем вам медальки.
Воспитатели, Старичок Боровичок, инструктор по физической культуре вручают детям памятные медали.
Инструктор по физической культуре:
Всем, кто любит рюкзак и походы и рассветы в палатках встречать,
Мы сегодня хорошей погоды и удачи хотим пожелать!
До свидания, мои юные туристы!
Снова звучит бодрая, веселая песня «У похода есть начало» из кинофильма «Завтрак на траве», дети с воспитателями расходятся на свои игровые прогулочные площадки.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Описание модифицированного варианта игры «У медведя во бору»
Подвижная игра «Мы в тайгу пойдем»
Возраст детей: 5-7 лет
Цель: закрепление умения двигаться (ходить, бегать) врассыпную в соответствии с текстом, имитировать игровые движения.
Оборудование: маска-шапочка гималайского мишки, предметные картинки с изображением ягод и грибов, мягкий модуль «бревнышко».
Правила игры: медведя назначает инструктор (воспитатель) или выбирают считалкой дети; передвигаясь по площадке, игроки произносят текст и изображают собирателей дикоросов (наклоняются, приседают, тянутся вверх); медведь может догонять игроков только после слова «Мишка!»
Ход игры (инструкции педагога, действия игроков).
Инструктор (воспитатель) произносит закличку: «Собирайся, детвора, нам в тайгу идти пора». Игроки становятся за разметку, это может быть черта. Взрослый предлагает выбрать считалкой медведя. Дети старшего дошкольного возраста знают достаточное количество считалок. Выбранному ребенку одевают маску-шапочку гималайского мишки. Он идет в противоположную зону игровой площадки и прячется за бревно. Игроки произносят слова и выполняют движения собирателей дикоросов: наклоняются, приседают, тянутся вверх (ягоды лимонника растут на лианах):
Мы в тайгу пойдем, грибов, ягод наберем:
Подосиновик, сморчок, груздь улегся на бочок,
Сыроежка и лисичка,
Вот лимонник, там брусничка.
А на кедре шишка,
А за кедром – мишка!
После слова «мишка» медведь перебирается через бревно, дети бегут к разметке (за черту). Ребенок, до которого дотронулся мишка, выходит из игры на 1 кон, медведь уводит его за бревнышко. Игра повторяется 2-4 раза, в зависимости от возраста детей, размера площадки или зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по математике для детей подготовительной к школе группы «В гостях у веселых человечков»
Математический досуг для детей старшего дошкольного возраста с логическими заданиями....
Физкультурный досуг «Здравствуй, осень!» для детей подготовительной к школе группы
Прививать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, выносливость. Закреплять знания детей о сезонных явления в природе....
Конспект речевого досуга "Покровские посиделки" для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Предлагаю Вашему вниманию конспект фольклорного речевого досуга для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Конспект спортивного досуга на воде для детей подготовительной к школе группы «Поможем Водяному спасти пруд»
Цель:Способствовать формированию экологического сознания детей дошкольного возраста через двигательную активность, используя элементы плавания.Задачи:Оздоровительные:1).Способствовать закаливанию орга...
Конспект спортивного досуга «Веселые старты» для детей подготовительной к школе группы
Спортивное мероприятие «Веселые старты !» проводятся с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, где у воспитанников формируются двигательные умения и навыки, а также...
Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы
Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и туризму «Большой поход» для детей подготовительной к школе группе.
Аннотация: «Оздоровительная тропа» представлена в виде образовательной деятельности, где мы закрепляем ранее пройденный материал. Прохождение этапов — это взаимопомощь товарищам, зак...