Конспект ООД "Природа в опасности"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Природа в опасности
(занятие по экологии для детей
старшего возраста)
Цель: развивать у детей стремление активно, карав и со взрослыми, участвовать в деле охраны природы.
Предварительная работа: подготовка детей к выступлениям, изготовление табличек с названиями тех организаций, чьи представители будут участвовать в заседании журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Свирель».
Оборудование: пылесос, по три стаканчика на каждого ребенка, бумажные фильтры, веревка, мусор, мол дождевых червей, нагрудные знаки, иллюстрации с изображением автомобилей, заводов с трубами, фабрик, картинки с изображением возделываем и полей, отдыхающих людей.
Занятие проводится и форме заседания клуба «Юные экологи».
Звучит запись песни из мультфильма «Бременские музыканты» («Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...»), в кабинет экологии входят дети.
Педагог: Здравствуйте, дорогие участники, журналисты, зрители! Приветствую вас на нашем заседании, посвященном охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего наша планета Земля и мы не сможем жить?
Действительно, солнце, вода, чистый воздух очень важны, и жить без них мы не сможем ни одного дня. Вот что написал поэт С.Викулов в своем стихотворении:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух —
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда —
целы они —
Ясс возродится снова.
Сегодня к нам в гости обещал прийти Незнайка. Что-то он задерживается. Я волнуюсь. Может быть с ним что-нибудь случилось?
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с носовым платком, сильно чихает и кашляет.
Педагог: Что случилось?
Незнайка: Живу я в Цветочном городе. Там всегда чистый воздух, а от грязного я болею и кашляю. Когда я летел к вам на воздушном шаре, он лопнул, пришлось сделать остановку на стоянке автомобилей. Машины начали туда-сюда ездить, дым пускать. Дышать стало совсем невозможно. Чуть в обморок нее упал.
Задохнулся я от газа,
Зачесалися глаза,
Это три машины сразу
Отпустили тормоза.
Над дорогой синий дым
Как вам дышится под ним?
Н.В. Старшова.
Педагог. Ребята, а вы видели, как машины выпускают дым? Где это было?
Дети отвечают.
Незнайка. Но на этом мои злоключения не закончились. Только я ушел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, чихать перестал, как прямо передо мной появились трубы, а их них – дым. Это был огромный-преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только заводском. Мне стало еще хуже.
Дым клубится над трубою.
Бедный шарик, что с тобою!
Ты от дыма почернел,
Я же — просто заболел:
Стал и кашлять, и чихать,
И опять глаза чесать.
Н.В. Старшова
Корреспондент (журнал «Мурзилка»). Незнайка, что же нам делать? Мы ведь не можем прожить без заводов, автомобилей? Как вы думаете, ребята?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог-эколог. Человеку и другим живым существам ну» жен для дыхания чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он сильно загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют выхлопные отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. Сажа, пыль оседают на листьях растений и поражают их жизненные процессы. Например, в лесу встречались липы с возрастом до 400 лет, на городской улице они живут лишь 50-80 лет.
Подъезжая к большому городу, можно увидеть над ним грязное облако, которое образуется из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых их труб заводов, электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается огромное количество водяных паров, образующихся при горении топлива. Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают осадки Время от времени города окутываются смогом - смесью дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания человека появляются слабость, рассеянность, бессонница и т.д.
Корреспондент. Как же защитить воздух Земли от загрязнений?
Незнайка. Поскольку я выдумщик и великий изобретатель, придумаю, что надо делать. Но сначала пусть ребята придумают что-нибудь. Может среди них есть ученые. Конечно, не такие великие, как я, но все же...
Ребенок. Прежде всего, необходимо, чтобы заводы, фабрики, электростанции имели специальные фильтры (уловители) вредных газов, очистные сооружения, чтобы ученые сконструировали новые автомобили, загрязняющие воздух. Нужно больше парков, садов, газонов. Листья растений будут очищать воздух.
Незнайка. А теперь Я расскажу о своей гениальной мысли. Однажды Винтик и Шпунтик во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит, и воздух у нее из дыры выходит. С одной стороны у нее есть шланг, похожий на змею. Может быть, у вас дома тоже такие имеются?
Дети подсказывают название и обсуждают, откуда произошло название.
Правильно, пылесос. Вот я и подумал, раз он сосет пыль, то почему бы такую машину не поставили прямо на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати, вас есть пылесос? Давайте его сюда.
Дети вместе с гостями рассматривают устройство пылесоса. Включив пылесос, дети подставляют ладошки сначала к отверстию, через которое воздух всасывается, а затем к тому, через которое он выходит.
Задаются вопросы. Куда входит и откуда выходит воздух? Как они это почувствовали? Что получается? Пылесос всасывает грязный воздух, с пылью, а выпускает - чистый. Куда же исчезает пыль?
Обращается внимание на материал. На нем будут видны следы пыли. Именно здесь оседает пыль с ковра, мебели. Ткань позволяет пройти воздуху через нее, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.
Снова раздается стук в дверь.
Буратино. Лиса Алиса и кот Базилио бросили меня в реку, а люди загрязнили воду так, что теперь нельзя ее пить. Бедная Черепаха испачкала весь панцирь и ничего не видит в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые банки, бутылки и другие отходы. Вот что рассказала мне Тортила:
Целых 200 добрых лет
Я не знала этих бед,
Нашей светлою водицей
И напиться и умыться
Каждый проходящий мог.
А теперь в ней грязный сток.
Рыбы в озере погибли
И растения поникли,
Много мусору на дне
Нелегко живется мне.
Н.В. Старшова.
Педагог-эколог. Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья. Без воды ни помоешься, ни постираешь. Для уборки городских улиц, мытья машин тоже требуется вода. Огромное ее количество используют фабрики и заводы. Казалось б, воды на Земле достаточно – океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Какая вода в морях и океанах? А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но ее остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают сточные воды заводы и фабрики, нечистоты ферм и воду, использованную в быту.
От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
Давайте поможем воде и проведем следующий опыт. Для этого нам понадобятся два стаканчика с водой: один — с чистой, другой — с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду. Перед вами на столе вода из реки. В первом стаканчике из чистой реки, до того как она встретилась с людьми в городе, во втором — из грязной, после тою как горожане загрязнили речку. Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и pacтения, а в какой — не могут?
Дети отвечают.
Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка вы здоровела.
Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Когда вся вода очистится, сравнивают ее с водой в чистом стакане
Смотрите, ребята, благодаря нашим усилиям речка выздоровела.
Корреспондент. (журнал «Веселые картинки»). А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана?
Ребенок (член клуба «Юный эколог»). Не расходуйте воду напрасно! Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение всего дня будет течь струйка волы, толщиной со спичку.
Помните, что обыкновенная чистая вода — богатство природы, без которого нет и не может быть жизни. И если из крана вода течет понапрасну, его надо закрыть. Если же кран не исправлен, его надо починить. Иначе пропадет немало драгоценной воды, и ее кто-то не выпьет, кто-то где-то не умоется, а может быть, ее кому-то не хватит, чтобы замесить тесто и выпечь хлеб.
Корреспондент (журнал «Свирель»). Как же защитить воду Земли загрязнения?
Юные экологи. Нужно очистить от мусора реки и озера, поставить защитные фильтры на фабриках с грязной водой, которая течет с заводов и фабрик.
Раздается телефонный звонок.
Педагог-эколог. Нам звонит Крот. Он жалуется на то, что совсем недавно сильно поранил ланку о стекла разбитой бутылки, а его друг мышонок поранился о консервную банку.
Крот. Ребята, почему так много мусора и бытовых отходов валяется на земле? Кто их бросил?
Дети отвечают.
Педагог-эколог. Кормилица-почва тоже уязвима. Ее легко сделать непригодной для выращивания овощей и фруктов. Если для получения высокого урожая использовать слишком много удобрений и ядохимикатов против насекомых, болезней, сорняков, то вырастут на вид красивые овощи, фрукты, зерновые однако в их составе будет много ядовитых веществ, отравляющих организм животных и человека. Таким образом, почва становится непригодной для земледелия. Давайте сейчас поиграем игру «Убери лишнее».
Для игры понадобятся веревки различный мусор (баночки из-под молочных продуктов, упаковки из-под соков и т.п.), сухие веточки листья, модели дождевых червей, пакеты для каждого ребенка.
На полу при помощи веревки обозначаются тропинки различной длины, по которым должны пройти дети. Вдоль тропинок раскладываются веточки, листочки и мусор. Дождевые черви раскладываются как на тропинках, так и за их пределами
Необходимо: аккуратно пройти тропинкам, не наступая «на травку», и собрать в пакеты все лишнее из леса. Некоторые предметы нужно переложить в другое место (например, перенести дождевых червей с дорожки на более безопасные участки).
Очень часто дети считают мусором сухие веточки, листочки. Обсудить с детьми, так ли это.
Педагог-эколог. Наше заседание заканчивается. Мы убедились, насколько остро перед людьми стоят экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решить и воплотить в жизнь.
Читает строки из стихотворения В. Трофимовой.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Сейчас же кинулись спасать
Природную среду,
Но почему так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек —
Всю Землю —
Можешь только ты,
Разумный человек!
Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу.
Благодарим всех участников нашего заседания, наших гостей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект гимнастики пробуждения «Опасная прогулка» сказка о дождевых капельках По методике Н. Н. Ефименко
План – конспект гимнастики пробуждения«Опасная прогулка»сказка о дождевых капелькахПо методике Н. Н. ЕфименкоЦель: Пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять сонливость.Задачи:1....
Конспект беседы «Лесные опасности»
знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу....
Конспект целевой прогулки «Опасные сосульки!»
Цель: обогащение опыта детей по правилам безопасного поведения на улице.К конспекту прилагается фотоматериал....
Конспект по ОБЖ " Опасные предметы " средняя группа
Расширить и закрепить знание детей об опасных предметов средней группы....
МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа» Конспект открытого занятия «Опасные ситуации 01. 02. 03» старшая группа Составила воспитатель: Винокурова Е. И. Март 2016
МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»Конспект открытого занятия«Опасные ситуации 01. 02. 03» старшая группа Составила воспитатель: Винокурова Е. И. Март 2016 ...
Конспект "В мире опасных предметов"
Дать представление детям ,что в окружающем мире много опастных предметов которые нельзя брать детям .Мы познакомились с ними....
Конспект открытого занятия "Опасные предметы" в I мл гр 2018г
Цель:-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Задачи:-учить детей сосредотачивать внимание н...