Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги
статья (средняя группа)
Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги
Содержание
Введение
1. Характеристика дошкольного возраста
2. Осознание дошкольниками чувства доброты
3. Методы и формы работы с детьми
4. Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка
Заключение
Литература
Введение
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к постижению окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте у детей появляется высокая восприимчивость и их легко обучить, поэтому этот период самый благоприятный для удачного нравственного воспитания и социального развития личности.
Формирование всех нравственных качеств должно происходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература послужит мощным эффективным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные ученые А.Н Виноградова, Н. С. Карпинская, Р.С Буре, Л.Н. Стрелкова подтверждают в своих работах, то что дети очень восприимчивы к детской литературе и очень эмоционально, живо и доверчиво воспринимают все что им читают - стихи, рассказы, сказки. Данные художественные произведения всегда несут в себе некую моральную оценку происходящих в них событий и важно чтобы ребенок мог собственный опыт сопоставлять с моралью в книге. Книга является авторитетом для дошкольника и поэтому с помощью нее у ребенка будет складываться и формироваться правильная, этически верная и точная оценка всех событий, которые он наблюдает.
Художественное творение содействует формированию чувств и представлений. Ребенку в этом возрасте еще трудно увидеть главное в содержании этого произведения, поэтому после того как прочитан рассказ нужно обязательно с ним проводить беседу о прочитанном, можно подробно обсудить все события, спросить мнения ребенка по поводу поступков главных героев, чтобы ребенок сам попробовал дать моральную оценку литературному герою. Обязательно в ходе беседы с детьми нужно оценивать поступок героя. Даже если главный герой литературного произведения поступает неправильно, например, плохо, то нужно попытаться вызвать у детей сочувствие к нему и найти причины для его поступка. Дети должны переживать вместе с героем и попытаться представить себя на месте этого персонажа.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание - великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература насыщает ум и воображение ребенка, раскрывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь сильным средством духовного развития личности.
Воспитатель при использовании художественного произведения выступает в роли главного проводника в миры неизведанного, а как партнер учит детей удивляться, восхищаться, огорчаться, жалеть, сопереживать главным героям в происходящих с ними вымышленных событиях.
Еще одно важное правило, которое стоит сказать - это, то, что воспитатель сам хорошо должен ориентироваться в художественной литературе, прочитать их заранее, дать им свою оценку и решить подходят ли они его воспитанникам.
Немаловажно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и наряду с этим - приносить удовольствие.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: художественная литература поможет сформировать нравственные качества у детей, поможет им освоить нормы поведения в обществе, а также будет мощным инструментов для установления и поддержания положительных взаимоотношении с другими людьми.
1. Характеристика дошкольного возраста
дошкольник художественный литература воспитание
Период от 4 до 6-7 лет считается дошкольным возрастом. Основные особенности данного периода: складывается новая ситуация развития, ведущая деятельность - это игра, появляются новые важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интеллектуальное развитие ребенка и вырабатывается его готовность к обучению в школе.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:
Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение.
У ребенка появляются новые обязанности, его взаимоотношения со взрослыми меняются. Он начинает учиться выполнять свои действия самостоятельно, конечно с помощью подсказок взрослых. Его социальное окружение расширяется (появляются сверстники). Ребенок осознает свое «Я», ему становится интересен мир взрослых людей, он старается действовать как они, но только с помощью сюжетно-ролевой игры.
Мы знаем, что ведущей деятельностью для данной ситуации развития и является сюжетно-ролевая игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и в специально созданных игровых условиях максимально точно воспроизводят их действия и отношения между ними. С помощью игр ребенок сначала эмоционально, а потом и интеллектуально усваивает всю
систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил.
Социальная ситуация развития в этом возрасте определяет появление двух новых потребностей у ребенка:
1) у него появляется потребность в общение со сверстниками
2) а также потребность в общественно значимой для него деятельности
Данные потребности приносят новые противоречия дошкольного возраста.
Ребенок - это член общества и в не его он существовать не может, главной его потребностью является - жить вместе с людьми, которые его окружают, но главная проблема ребенка на этом пути, то, что он еще не совсем развит и поэтому его жизнь проходит через игру, опосредованно, а не в прямой связи с миром.
В период дошкольного возраста в психике дошкольника появляются очень важные и особенные для его дальнейшей жизни психологические новообразования:
1) У ребенка развивается творческая деятельность, он уже способен преобразовывать окружающую его действительность, создавать что-то новое и выражать это с помощью игр, технического, творческого и художественного творчества;
2) Все познавательные психические процессы работают в единой интеллектуальной деятельности, объединяются внешние и внутренние воздействия;
3) в этот же период появляется опосредованное произвольное поведение и успешно уже функционирует внутренняя речь, как средство мышления.
4) Ребенок уже начинает осознавать нормы и правила поведения, которые регулируются моральными поступками;
5) Ребенок уже начинает различать такие понятия - что такое хорошо и что такое плохо, у него появляются первые моральные установки;
6) Ребенок старается упорядочить то, что видит, так как не может жить в беспорядке, он старается понять закономерные отношения окружающего мира, и это является свидетельством того, что у ребенка появляется первичное мировоззрение.
Особенности развития речи в дошкольном периоде:
1) Дети начинают усваивать язык очень быстро, словарный запас быстро растет, в 6 лет он достигает 2500-3000 слов;
2) Появляется умение соединять слова в предложения, сначала в легкие, а потом уже в более сложные;
3) Идет развитие звуковой речи, дети осознают свое произношение, у них появляется дикция, темп и сила голоса, и выразительность
4) Дети начинают выражаться оригинальными предложениями, например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес!! \"И тд.;
5) Дошкольникам становится интересным придумывать сказки, стишки и различные истории [9]
2. Осознание дошкольниками чувства доброты
Что такое доброта и милосердие?
В первую очередь это конечно нравственные ценности, которыми должны обладать все люди, а обучать этому нужно с самого раннего детства. В доброте и милосердие проявляется вся гармония чувств, поступков, мыслей; ведется активная борьба со злом и со всем дурным; помощь кому-либо из-за сострадания и т.д. Фундамент для воспитания добрых чувств нужно закладывать уже с малых лет. Ведь маленькие дети как губки впитывают все хорошее и стремятся подражать взрослым. Особое внимание, конечно, нужно обратить на воспитание доброты и милосердия. Дети от природы добры, но если о них не заботиться, не воспитывать их, то зерно доброты не прорастет в них. Главная обязанность родителей и детского сада - это научить детей правильно мыслить и чувствовать, а также действовать по главным законам доброты в человеческих отношениях.
Доброта - понятие емкое и разностороннее.
Это - отзывчивость, чуткость, доброжелательность и главное человечность, по отношению к людям. Умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Способность разделять невзгоды и радости других людей, не завидовать успехам и не быть злыми. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». [7]
Не стоит забывать, что маленькие дети еще непосредственно воспринимают окружающий мир, у них отсутствуют нравственные критерии, они еще не умеют оценивать собственные поступки с точки зрения этики. И очень важно чтобы в этот период жизни ребенок получал только положительный опыт доброты. Если ребенок видит жестокость, грубость, то он усваивает эти нормы поведения как правильные и в дальнейшем, это наносит очень сильный отпечаток на становление его как личности.
В. А. Сухомлинский сказал так, что «добрые чувства уходят корнями в самое детство…Добрые чувства нужно успеть воспитать в детстве, если упустишь это момент, то уже никогда их не воспитаешь, потому что все что подлинно в душе человека впитывается с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек проходит первую в своей жизни школы - школу по воспитанию в нем добрых чувств» [4]
Воспитание доброты - одна из важнейших сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. [6]
3. Методы и формы работы с детьми
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- Организация эмоционально-положительного климата в группе;
- На практике создание педагогических ситуаций, которые позволят детям проявить добрые чувства, к людям, которые их окружают;
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
* подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, проблемные и народные игры.
* Естественно саму образовательную деятельность.
* создание на практике заданных ситуации и их анализ
* Сочинение сказок, рассказов, заучивание различных стихов
* чтение рассказов и сказок, загадывание загадок, беседы,
* просмотр иллюстрации и картин;
* решение кроссвордов, просмотр мультфильмов;
* выставки детского творчества;
* метод проектов и др.
Каждый день ребенок должен видеть перед собой и постигать основы нравственности, как в ближайшем окружении, так и в детском саду, где он проводит больше всего времени.
Для этого, например, можно создать проблемные ситуации и упражнения для того чтобы ребенка сам смог найти выход. Например,
1.Что хорошего ты сегодня увидел на улице? (- снежок, солнце светит);
2. Нужно ли дружить? (- с драчуном);
3. Игра «Хорошо-плохо», - предложить детям разделить хорошие и плохие поступки)
4. Разучить с детьми вежливые и хорошие слова
5. Устроить с детьми просмотр картинок и изображений с положительными и негативными ситуациями
Игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность, с помощью игры у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
Игры для малышей - выполнение определенных действий с игрушками; с помощью игрушек можно воспроизводить действия людей.
Для детей среднего возраста - с помощью игрушек идет воспроизведения отношений между взрослыми.
У старших дошкольников - Через игру идет усвоение правил общественного поведения и общественные отношения между людьми.
Через игру легче воспроизвести проявление доброты и привлечь внимание детей, чем в обычной жизни и через обыденные ситуации. Через сюжетное содержание и роли в игре можно сформировать у дошкольников моральные принципы, нормы и социальные чувства. Для этого нужно выполнять определенное условие - моделировать взаимоотношения, в которых идет проявление гуманных чувств.
Доброжелательность можно сформировать с помощью беседы, которая помогает привлечь внимание ребенка к страданию другого человека. Беседу нужно проводить как в повседневной жизни, перед игрой, вовремя нее и после, это поможет найти отклик у детских душ и побудит ребенка находить правильные способы, чтобы проявить сочувствие и оказать помощь.
При общении с ребенком нужно подавать ему примеры доброты. Нельзя насильно заставлять ребенка, что-либо делать, также читать нравственные проповеди. Важно чтобы ребенок с малых лет научился чувствовать реальность чужого страдания, умел сопереживать ему, а главное - любить, прощать, жалеть и помогать.
Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т.д.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети чтобы заслужить похвалу и одобрение взрослых стремятся к добрым поступкам. Но постепенно эта привычка входит все больше в их жизнь, они стараются как можно больше сделать добра людям, заботясь о человеке, и это становится их главной потребностью. Сочувствие же выражается в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем и отказе от своего личного в пользу другого человека и это главное проявление и является одним из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
4. Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка
Художественная литература может дать хорошие результаты по воспитанию доброты, особенно при использовании в работе сказок.
С помощью художественного слова можно воздействовать на чувства дошкольника, его сознание и поступки. С помощью слова можно вызвать у ребенка желание стать лучше, делать хорошие дела, поступать правильно, познакомится с нормами поведения в обществе, и осознать человеческие отношения. При этом важно выбрать правильную тактику и направить чувства маленьких детей и мысли в нужном направлении. Важно научить детей самим самостоятельно выбирать и отвечать за свои поступки, правильно доказывать свою точку зрения, помочь им понять, почему нужно поступать так или иначе, правильно выражать свои эмоции и чувства.
У ребенка должен проявиться интерес к книге и здесь главной задачей воспитателя становится сформировать желание узнать, что-то новое и открыть любовь к книгам.
С малых лет ребенку нужно прививать любовь к книге, чтобы он хотел и стремился к общению с ней, а также умел слушать и понимать текс. Все это становится главной задачей и фундаментом для воспитания маленького ребенка, который в будущем должен вырасти талантливым и образованным читателем, но в первую очередь культурным человеком.
Как заинтересовать юного читателя? Как развивать и поддерживать этот интерес? Вот они главные вопросы и задачи, которые должны ставить перед собой не только школы, но и детские сады. Пробуждать интерес ребенка к художественной литературе уже с малых лет должна его семья. А главная задача педагога помочь родителям познакомится с приемами приобщения детей к литературе. Книга помогает детям овладеть речью и становится источником к познанию окружающего мира, вещей, природы и человеческих отношений. Дети в книгах видят совсем другой мир - мир доброты, нравственных норм поведения и переносят все это в реальную жизнь. Если не воспитывать в ребенке читателя, то у него могут сформироваться неправильные стереотипы.
Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья, и дошкольное учреждение. Современные исследования показывают то, что семья уже перестала быть средой, где стимулируют чтение ребенка. В нашем современном мире утрачивается традиция семейного чтения. В прошлом веке в семьях регулярно читали детям художественные произведения около 80% семей, то сейчас эти цифры снизились во много раз и читают около 7%.
Родители порой не понимают важность литературы, для развития и воспитания их детей. Порой в семьях недостаточно развита культура родителей и у них низкая педагогическая грамотность и поэтому они чаще всего не придают огромное значение тому, что с помощью литературы можно воспитать в ребенке главные ценности, не видят целей этого воспитания, а порой просто не осведомлены об этом.
В современном обществе интерес к чтению за последние десятилетия очень сильно снизился. Причины этого явления разнообразны: детей больше интересует телевиденье, компьютеры - и этот пример подают им родители, так как считают, что проще посадить ребенка перед телевизором, и он будет занят и в этом их главная ошибка, очень сложно потом заинтересовать ребенка в чтении книг. Еще одна причина - это изменение жизненных ценностей, родители порой не придают значение чтению и поэтому утрачиваются традиции семейного чтения. В результате чего чтение детских книжек замещается мультфильмами, компьютерными играми и т.п.
Тем не менее, как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение[5]
Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте [3]
В нравственном воспитании творения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства, эмоции и действия ребенка. Они ярко, эмоционально насыщенно влияют на детей, и тем самым вызывая в них самые разные чувства, что способствует формированию у них нравственных качеств. Детей увлекают захватывающие сюжеты и образы главных героев, они видят их достоинства и недостатки, их черты характера и качества, а также следят за тем как плохо влияют на персонажей отрицательные качества и поступки. Все это уводит детей в «книжное путешествие» и помогает прийти к истокам нравственности, с помощью чего у детей формируются нравственные понятий и чувства, и они хотят подражать главным героям, быть хорошими и поступать только правильно, и воздерживаться от отрицательных поступков.
Выбор произведении для чтения очень большой, писатели прошлого и настоящего создали настоящие литературные шедевры о проявлениях всех нравственных качеств.
Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливого Федора («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.
Художественные творения сильно воздействуют на детей, вызывая сильны чувства, например, любви, уважения к честным, добрым и правдивым людям, и наоборот вызывают чувства неприятия к плохим поступкам людей.
Конечно следует сразу заменить, что сами переживания детей по поводу поступков главных героев или размышления о каких-либо поступках сверстников, не превратятся в устойчивые черты личности детей. Нужно создать такие условия чтобы переживания не остались лишь переживаниями, а заставило детей захотеть поступать так как поступает главный герой. Задача же педагога в условиях детского учреждения создать условия и организовать жизнь детей так, чтобы у ребенка появилась и сформировалась потребность в этом.
Начинающие и тем более опытные педагоги при развитии, укреплении и формировании нравственных качеств всегда в своей работе используют художественную литературу - стихи, рассказы, сказки и т.д. Они не навязывают моральную оценку хорошего поступка главного героя, а дают ребенку самому оценить поступки персонажа, и дать оценку его качествам.
Стоит заменить что художественные творения - это прежде всего человекознание и в тоже время - самопознание себя. Ребенок познает себя в окружающем мире. Познает себя через других людей - героев книг. [8]
Это ведь очень хорошо и замечательно если литературное произведение характеризуется созвучными детству отличительными особенностями: постоянное движение сюжета, изменчивость ситуаций, процесс непрекращающегося обновления картин жизни. Ведь если детям читается детская книга, и она, к тому же, отвечает готовности ребенка к подобным положительным поступкам, то это само совершенство - в душе ребенка будет совершаться переворот, рождаться новое, ценное нравственное чувство.
Даже недостаточное нравственные чувства некоторых детей, с помощью книг, педагогического таланта воспитателя могут изменится и расти.
Когда ребенок читает книгу он становится соучастником: исторических фактов, событий, отношений, выраженных в образах увлекательных героев. Все это завораживает маленького читателя или слушателя, и он ставит себя на место этого героя. В его иллюзиях он чувствует себя главным персонажем всех действий. Поэтому с помощью книг появляется уникальная воспитательная сила, которая помогает юным читателям открыть путь к нравственности и вызвать хорошие и добрые эмоции, поступки и т.п.
Педагоги создают условия для усвоения положительного нравственного опыта, подбирают литературу по возрасту и тематике.
В старших группах воспитатель уже шире применяет метод объективной оценки. Педагог уже сдержаннее оценивает детей, и всегда подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка и ответственность перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, воспитатель учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, способность почувствовать и осмыслить поступки, а также выразить свои размышления на основе прочитанных произведений художественной литературы.
Главная задача детского образовательного учреждения по мнению Л.М. Гурович, заключается в том, что детский сад подготавливает ребенка к длительному обучению в школе. Дети, покидая детский сад имеют обширный багаж литературных знаний, прежде всего литературную начитанность, культурные и нравственные представления, а также знают разнообразие жанров (сказка, загадка, небылица, пословица, рассказ и др.) Дети знакомятся с великими писателями как русской, так и зарубежной классики.
В литературной образование детей должно входить - знакомство с писателями и поэтами, с народным творчеством, с книгами и иллюстрациями в них, тем самым расширяя их знания и представления.
План работы по подготовке воспитателя к любому занятию:
1. Выбор методов работы с книгой
2. Определение воспитательных и литературных задач
3. Умение заинтересовать детей и направить их деятельность в нужное русло.
4. Подготовка детей к такому занятию (спокойная обстановка, четкая организация детей, эмоциональная атмосфера)
5. Сначала идет вводная беседа о книге (например, о детстве писателя, может быть о случае из жизни и это все подготовит детей к восприятию произведения)
6. Показ детям рисунков из книги и их осмысление до прочтения произведения.
А основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:
- Выставки книг (уголок книг), создание библиотеки в группе.Такая форма работы позволяет улучшить восприятие детей литературных творений. Занятие по обсуждению книг, рассматриванию иллюстрации, починке книг может происходить при групповых занятиях в определенные даты, например, это может быть день рождения поэта, писателя или сказочника. Для детей старшей группы или подготовительной можно подготовить более разносторонний книжный уголок. Здесь на выбор уже многообразие жанров. Конечно, книги побираются с учетом интересов детей.
- Чтение литературных произведений на занятии. Метод заключается в том, что воспитатель читает произведение по книге или наизусть. Идет дословный рассказ текста. Воспитатель старается сохранить язык автора, передать все оттенки мыслей автора и воздействовать на ум и чувства воспитанников.
Большая часть произведений читается по книге, большие творения в сокращенной форме. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям соответствует и такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым заключена в его эмоциональной насыщенности. Существует прием повторности чтения.
Небольшое произведение, которые вызвало сильный интерес у слушателей можно повторить тут же еще 1-2 раза, а если произведение большое, то зачитать понравившиеся отрывки, которые наиболее значимы и ценны для воспитательного процесса. Когда первый раз прочитывается стихотворение или рассказ дети обычно остаются под сильным впечатлением, начинают обменивать репликами и конечно же просят почитать еще. Воспитатель должен поддержать разговор, напомнить ряд ярких эпизодов, затем прочитать произведение второй раз и параллельно рассмотреть все иллюстрации. В этом случае большое значение имеют книги, которые несут моральное содержание.
- Рассказывание воспитателя. Метод заключается в свободные передачи текста, возможна перестановка слов, их замена и толкование. Рассказывание привлекает большое внимание детей и лучше помогает понять нравственные представления. План рассказа имеет следующую структуру - выбирается два-три основных пункта и идет последовательное изложение. Воспитатель задает вопросы детям, отвечает на вопросы детей.
Таким образом, дети знакомятся со многими сказками и интересными рассказами.
- Инсценирование. Это вторичный способ ознакомления детей с литературными произведениями, закреплением нравственных норм и формированием чувств. Например, воспитатель повторяет уже знакомый детям рассказ с использованием игрушек, т.е с использованием наглядного материала; иногда детям показывают видеофильмы, мультфильмы и телепередачи.
- Инсценирование (как спектакль) Когда дети хорошо знают текст можно разучить с ними роли. Виды инсценировок:
- спектакль или игра-драматизация
- кукольный театр
- театрализованное выступление и тд. Педагог готовит сценарий, берет самые важные отрывки из произведения.
- Заучивание наизусть. Детям раздаются стихотворения или короткие отрывки из произведения, воспитатель ставит перед ними задачу заучить текст, конечно здесь нужно хорошо подобрать жанр и ориентироваться на возраст детей. Такой метод позволяет развить умственные способности, научиться выразительно, воспроизводить произведение, с помощью этого у ребенка развиваются его способности и нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.
- Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ.
Данные приемы идут в комплексе. Беседа в основном строиться по вопросам, которые позволяют узнать эмоциональное отношение детей к происходящим событиям и главным героям. Например, «Кто вам больше понравился?» Эти вопросы помогают выявить основной смысл произведения. Вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно? «Почему им было весело?» и тому подобные; вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту.
- Рассматривание иллюстраций к литературному произведению и беседа по иллюстрациям. Этот прием идет как дополнение к чтению или рассказыванию произведения. После того как рассказ прочтен можно провести занятие по рассматриванию иллюстрации. Чтобы дети поняли картинку нужно помочь им выделить главное в ней. В основном главными на картинке являются персонажи или значимые события. Также здесь помогут наводящие вопросы: «Что ты читал об этой картинке? Что автор книги писал об этом?» При этом будет задействован мыслительный процесс детей. Данные вопросы должны требовать от детей анализа, сравнение и обобщение основного содержание произведения и иллюстраций к нему. С помощью этого у детей происходит формирование новых понятий, образов, т.е появляются нужные знания, нравственные, социально значимые представления. [1]
Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. [2]
- Рассматривание картины. Данный прием помогает детям уточнить свои представления о различных образах, углубить свое понимание данных событий и явлений жизни. Данная методика уже была рассмотрена, когда описывался метод рассматривания иллюстрации и картинок.
Основной прием на таком занятии - вопрос. Употребляются разные формы вопросов: для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? и другие. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает?
Конечно каждое образовательное учреждение использует различные методы работы с литературными произведениями и различные виды деятельности. Но все они всегда направлены на одни и те, же задачи помочь детям передать свое отношения к рассказам, сказкам, стихам и поэтому можно также использовать литературные произведения при занятии рисования или лепки. Также можно задать детям задание на то, чтобы они придумали продолжение сказки, стиха или рассказа, также проводятся всевозможные литературные концерты и утренники, для детей старшей группы.
Например, при обучении детей самостоятельному рассказыванию и культуре поведения в большом коллективе проводится сюжетно-ролевая игра «Выставка автомашин». За неделю до тематического занятия педагог спрашивает у воспитанников, были ли они на выставке, а потом предлагает организовать в группе данную выставку. Конечно, детей к выставке нужно подготовить, он предлагает им роли экскурсоводов или экскурсантов.
В этот же день воспитатель вместе с детьми осматривает все автомобиле имеющиеся в группе. Привлекает внимание к одной из моделей, просит какого-нибудь ребенка составить ее описание. В следующие дни, под присмотром воспитателя и конечно с разрешением хозяев другой группы дети выбирают в соседней группе экземпляры, которые им подходят. Думают, как их описать. После этого набирается группа экскурсоводов, которые будут рассказывать о машинах. Дружно и ответственно дети рассматривают модели автомобилей. Воспитатель задает им вопросы, узнает все ли понятно. После этого таким же способом формируется другая группа - экскурсанты. Занятие - дети сидят в полукруге, а в центре размещена выставка из машин. Внимание, всем присутствующем здесь! Сегодня в нашей группе открывается необычная и интересная выставка. Наши экскурсоводы расскажут вам о автомобилях. Дальше идут рассказы детей о автомобилях. Задаются вопросы. В заключении: Воспитатель предлагает всем подойти к своему экспонату, а все желающие задают вопросы. Все происходит как на настоящей выставке.
Занятия можно проводить на любые темы, можно опросить детей и узнать, что им больше всего интересно.
Заключение
Мы рассмотрели различные формы и методы работы с художественной литературой и можно сделать вывод, что с помощью произведений художественной литературы открываются широкие возможности для воспитания нравственных чувств у дошкольников.
Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Выводы
Нравственность - это главное понятие в воспитание, эта такая форма поведения и сознание, а также вид отношений. В детском дошкольном возрасте воспитание у дошкольников нравственных качеств выходит на первый план. У них должны сформироваться нормы и навыки поведения в коллективе, нравственные чувства, которые будут основаны на гуманизме и положительном поведении во всех видах детской деятельности. При формировании этих чувств, нужно неизменно использовать следующие педагогические принципы (единство всех требований, единство воздействия на личность, систематичность и последовательность, требовательность, разумность и индивидуальный подход к каждому ребенку).
Нравственное воспитание дошкольников в детском саду должно быть в первую очередь направленно на формировании и развитии у них таких нравственных чувств как - чуткость и любовь к близким людям, доброта, отзывчивость, уважение ко всем людям, любовь к родине, трудолюбие, отзывчивость и сочувствие в беде, сопереживание и сострадание, а также нужно воспитывать в детях навыки культурных отношений в обществе.
Но стоит конечно заметит один важный момент, сами по себе нравственные чувства и моральные отношения у детей не возникнут, даже при соблюдении всех педагогических принципов, они должны быть связаны с деятельностью педагога и детей. Поэтому детям нужно не только показывать на примерах как себя правильно вести, как выражать свои чувства и т.д., а активно включать дошкольников в деятельность по познанию детской художественной литературы, с помощью всевозможных методов, приемов, которые существуют в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.
Литература
1. Гербова, В.В. Методика развития речи у дошкольников [Текст]/ В.В. Гербова - М., «Просвещение», 1985.
2. Гегель, В.Ф. Эстетика. Сочинения (в 2-х томах) [Текст]/ В.Ф. Гегель - М., «Просвещение», 1980.
3. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52
4. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
5. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
6. Кон, И. С. Словарь по этике [Текст]/ Кон И.С - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
7. Мотоева Л.Л. Статья на тему воспитания доброты у дошкольников [Текст]/ Мотоева Л.Л. дата публикации 14.09.2014
8. Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota_2.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги
Содержание
Введение
1. Характеристика дошкольного возраста
2. Осознание дошкольниками чувства доброты
3. Методы и формы работы с детьми
4. Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка
Заключение
Литература
Введение
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к постижению окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте у детей появляется высокая восприимчивость и их легко обучить, поэтому этот период самый благоприятный для удачного нравственного воспитания и социального развития личности.
Формирование всех нравственных качеств должно происходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература послужит мощным эффективным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные ученые А.Н Виноградова, Н. С. Карпинская, Р.С Буре, Л.Н. Стрелкова подтверждают в своих работах, то что дети очень восприимчивы к детской литературе и очень эмоционально, живо и доверчиво воспринимают все что им читают - стихи, рассказы, сказки. Данные художественные произведения всегда несут в себе некую моральную оценку происходящих в них событий и важно чтобы ребенок мог собственный опыт сопоставлять с моралью в книге. Книга является авторитетом для дошкольника и поэтому с помощью нее у ребенка будет складываться и формироваться правильная, этически верная и точная оценка всех событий, которые он наблюдает.
Художественное творение содействует формированию чувств и представлений. Ребенку в этом возрасте еще трудно увидеть главное в содержании этого произведения, поэтому после того как прочитан рассказ нужно обязательно с ним проводить беседу о прочитанном, можно подробно обсудить все события, спросить мнения ребенка по поводу поступков главных героев, чтобы ребенок сам попробовал дать моральную оценку литературному герою. Обязательно в ходе беседы с детьми нужно оценивать поступок героя. Даже если главный герой литературного произведения поступает неправильно, например, плохо, то нужно попытаться вызвать у детей сочувствие к нему и найти причины для его поступка. Дети должны переживать вместе с героем и попытаться представить себя на месте этого персонажа.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание - великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература насыщает ум и воображение ребенка, раскрывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь сильным средством духовного развития личности.
Воспитатель при использовании художественного произведения выступает в роли главного проводника в миры неизведанного, а как партнер учит детей удивляться, восхищаться, огорчаться, жалеть, сопереживать главным героям в происходящих с ними вымышленных событиях.
Еще одно важное правило, которое стоит сказать - это, то, что воспитатель сам хорошо должен ориентироваться в художественной литературе, прочитать их заранее, дать им свою оценку и решить подходят ли они его воспитанникам.
Немаловажно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и наряду с этим - приносить удовольствие.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: художественная литература поможет сформировать нравственные качества у детей, поможет им освоить нормы поведения в обществе, а также будет мощным инструментов для установления и поддержания положительных взаимоотношении с другими людьми.
1. Характеристика дошкольного возраста
дошкольник художественный литература воспитание
Период от 4 до 6-7 лет считается дошкольным возрастом. Основные особенности данного периода: складывается новая ситуация развития, ведущая деятельность - это игра, появляются новые важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интеллектуальное развитие ребенка и вырабатывается его готовность к обучению в школе.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:
Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение.
У ребенка появляются новые обязанности, его взаимоотношения со взрослыми меняются. Он начинает учиться выполнять свои действия самостоятельно, конечно с помощью подсказок взрослых. Его социальное окружение расширяется (появляются сверстники). Ребенок осознает свое «Я», ему становится интересен мир взрослых людей, он старается действовать как они, но только с помощью сюжетно-ролевой игры.
Мы знаем, что ведущей деятельностью для данной ситуации развития и является сюжетно-ролевая игра. В игре дети берут на себя роли взрослых людей и в специально созданных игровых условиях максимально точно воспроизводят их действия и отношения между ними. С помощью игр ребенок сначала эмоционально, а потом и интеллектуально усваивает всю
систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил.
Социальная ситуация развития в этом возрасте определяет появление двух новых потребностей у ребенка:
1) у него появляется потребность в общение со сверстниками
2) а также потребность в общественно значимой для него деятельности
Данные потребности приносят новые противоречия дошкольного возраста.
Ребенок - это член общества и в не его он существовать не может, главной его потребностью является - жить вместе с людьми, которые его окружают, но главная проблема ребенка на этом пути, то, что он еще не совсем развит и поэтому его жизнь проходит через игру, опосредованно, а не в прямой связи с миром.
В период дошкольного возраста в психике дошкольника появляются очень важные и особенные для его дальнейшей жизни психологические новообразования:
1) У ребенка развивается творческая деятельность, он уже способен преобразовывать окружающую его действительность, создавать что-то новое и выражать это с помощью игр, технического, творческого и художественного творчества;
2) Все познавательные психические процессы работают в единой интеллектуальной деятельности, объединяются внешние и внутренние воздействия;
3) в этот же период появляется опосредованное произвольное поведение и успешно уже функционирует внутренняя речь, как средство мышления.
4) Ребенок уже начинает осознавать нормы и правила поведения, которые регулируются моральными поступками;
5) Ребенок уже начинает различать такие понятия - что такое хорошо и что такое плохо, у него появляются первые моральные установки;
6) Ребенок старается упорядочить то, что видит, так как не может жить в беспорядке, он старается понять закономерные отношения окружающего мира, и это является свидетельством того, что у ребенка появляется первичное мировоззрение.
Особенности развития речи в дошкольном периоде:
1) Дети начинают усваивать язык очень быстро, словарный запас быстро растет, в 6 лет он достигает 2500-3000 слов;
2) Появляется умение соединять слова в предложения, сначала в легкие, а потом уже в более сложные;
3) Идет развитие звуковой речи, дети осознают свое произношение, у них появляется дикция, темп и сила голоса, и выразительность
4) Дети начинают выражаться оригинальными предложениями, например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес!! \"И тд.;
5) Дошкольникам становится интересным придумывать сказки, стишки и различные истории [9]
2. Осознание дошкольниками чувства доброты
Что такое доброта и милосердие?
В первую очередь это конечно нравственные ценности, которыми должны обладать все люди, а обучать этому нужно с самого раннего детства. В доброте и милосердие проявляется вся гармония чувств, поступков, мыслей; ведется активная борьба со злом и со всем дурным; помощь кому-либо из-за сострадания и т.д. Фундамент для воспитания добрых чувств нужно закладывать уже с малых лет. Ведь маленькие дети как губки впитывают все хорошее и стремятся подражать взрослым. Особое внимание, конечно, нужно обратить на воспитание доброты и милосердия. Дети от природы добры, но если о них не заботиться, не воспитывать их, то зерно доброты не прорастет в них. Главная обязанность родителей и детского сада - это научить детей правильно мыслить и чувствовать, а также действовать по главным законам доброты в человеческих отношениях.
Доброта - понятие емкое и разностороннее.
Это - отзывчивость, чуткость, доброжелательность и главное человечность, по отношению к людям. Умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Способность разделять невзгоды и радости других людей, не завидовать успехам и не быть злыми. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». [7]
Не стоит забывать, что маленькие дети еще непосредственно воспринимают окружающий мир, у них отсутствуют нравственные критерии, они еще не умеют оценивать собственные поступки с точки зрения этики. И очень важно чтобы в этот период жизни ребенок получал только положительный опыт доброты. Если ребенок видит жестокость, грубость, то он усваивает эти нормы поведения как правильные и в дальнейшем, это наносит очень сильный отпечаток на становление его как личности.
В. А. Сухомлинский сказал так, что «добрые чувства уходят корнями в самое детство…Добрые чувства нужно успеть воспитать в детстве, если упустишь это момент, то уже никогда их не воспитаешь, потому что все что подлинно в душе человека впитывается с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек проходит первую в своей жизни школы - школу по воспитанию в нем добрых чувств» [4]
Воспитание доброты - одна из важнейших сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. [6]
3. Методы и формы работы с детьми
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- Организация эмоционально-положительного климата в группе;
- На практике создание педагогических ситуаций, которые позволят детям проявить добрые чувства, к людям, которые их окружают;
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
* подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, проблемные и народные игры.
* Естественно саму образовательную деятельность.
* создание на практике заданных ситуации и их анализ
* Сочинение сказок, рассказов, заучивание различных стихов
* чтение рассказов и сказок, загадывание загадок, беседы,
* просмотр иллюстрации и картин;
* решение кроссвордов, просмотр мультфильмов;
* выставки детского творчества;
* метод проектов и др.
Каждый день ребенок должен видеть перед собой и постигать основы нравственности, как в ближайшем окружении, так и в детском саду, где он проводит больше всего времени.
Для этого, например, можно создать проблемные ситуации и упражнения для того чтобы ребенка сам смог найти выход. Например,
1.Что хорошего ты сегодня увидел на улице? (- снежок, солнце светит);
2. Нужно ли дружить? (- с драчуном);
3. Игра «Хорошо-плохо», - предложить детям разделить хорошие и плохие поступки)
4. Разучить с детьми вежливые и хорошие слова
5. Устроить с детьми просмотр картинок и изображений с положительными и негативными ситуациями
Игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность, с помощью игры у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
Игры для малышей - выполнение определенных действий с игрушками; с помощью игрушек можно воспроизводить действия людей.
Для детей среднего возраста - с помощью игрушек идет воспроизведения отношений между взрослыми.
У старших дошкольников - Через игру идет усвоение правил общественного поведения и общественные отношения между людьми.
Через игру легче воспроизвести проявление доброты и привлечь внимание детей, чем в обычной жизни и через обыденные ситуации. Через сюжетное содержание и роли в игре можно сформировать у дошкольников моральные принципы, нормы и социальные чувства. Для этого нужно выполнять определенное условие - моделировать взаимоотношения, в которых идет проявление гуманных чувств.
Доброжелательность можно сформировать с помощью беседы, которая помогает привлечь внимание ребенка к страданию другого человека. Беседу нужно проводить как в повседневной жизни, перед игрой, вовремя нее и после, это поможет найти отклик у детских душ и побудит ребенка находить правильные способы, чтобы проявить сочувствие и оказать помощь.
При общении с ребенком нужно подавать ему примеры доброты. Нельзя насильно заставлять ребенка, что-либо делать, также читать нравственные проповеди. Важно чтобы ребенок с малых лет научился чувствовать реальность чужого страдания, умел сопереживать ему, а главное - любить, прощать, жалеть и помогать.
Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т.д.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети чтобы заслужить похвалу и одобрение взрослых стремятся к добрым поступкам. Но постепенно эта привычка входит все больше в их жизнь, они стараются как можно больше сделать добра людям, заботясь о человеке, и это становится их главной потребностью. Сочувствие же выражается в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем и отказе от своего личного в пользу другого человека и это главное проявление и является одним из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
4. Детская художественная литература как средство нравственного воспитания ребенка
Художественная литература может дать хорошие результаты по воспитанию доброты, особенно при использовании в работе сказок.
С помощью художественного слова можно воздействовать на чувства дошкольника, его сознание и поступки. С помощью слова можно вызвать у ребенка желание стать лучше, делать хорошие дела, поступать правильно, познакомится с нормами поведения в обществе, и осознать человеческие отношения. При этом важно выбрать правильную тактику и направить чувства маленьких детей и мысли в нужном направлении. Важно научить детей самим самостоятельно выбирать и отвечать за свои поступки, правильно доказывать свою точку зрения, помочь им понять, почему нужно поступать так или иначе, правильно выражать свои эмоции и чувства.
У ребенка должен проявиться интерес к книге и здесь главной задачей воспитателя становится сформировать желание узнать, что-то новое и открыть любовь к книгам.
С малых лет ребенку нужно прививать любовь к книге, чтобы он хотел и стремился к общению с ней, а также умел слушать и понимать текс. Все это становится главной задачей и фундаментом для воспитания маленького ребенка, который в будущем должен вырасти талантливым и образованным читателем, но в первую очередь культурным человеком.
Как заинтересовать юного читателя? Как развивать и поддерживать этот интерес? Вот они главные вопросы и задачи, которые должны ставить перед собой не только школы, но и детские сады. Пробуждать интерес ребенка к художественной литературе уже с малых лет должна его семья. А главная задача педагога помочь родителям познакомится с приемами приобщения детей к литературе. Книга помогает детям овладеть речью и становится источником к познанию окружающего мира, вещей, природы и человеческих отношений. Дети в книгах видят совсем другой мир - мир доброты, нравственных норм поведения и переносят все это в реальную жизнь. Если не воспитывать в ребенке читателя, то у него могут сформироваться неправильные стереотипы.
Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья, и дошкольное учреждение. Современные исследования показывают то, что семья уже перестала быть средой, где стимулируют чтение ребенка. В нашем современном мире утрачивается традиция семейного чтения. В прошлом веке в семьях регулярно читали детям художественные произведения около 80% семей, то сейчас эти цифры снизились во много раз и читают около 7%.
Родители порой не понимают важность литературы, для развития и воспитания их детей. Порой в семьях недостаточно развита культура родителей и у них низкая педагогическая грамотность и поэтому они чаще всего не придают огромное значение тому, что с помощью литературы можно воспитать в ребенке главные ценности, не видят целей этого воспитания, а порой просто не осведомлены об этом.
В современном обществе интерес к чтению за последние десятилетия очень сильно снизился. Причины этого явления разнообразны: детей больше интересует телевиденье, компьютеры - и этот пример подают им родители, так как считают, что проще посадить ребенка перед телевизором, и он будет занят и в этом их главная ошибка, очень сложно потом заинтересовать ребенка в чтении книг. Еще одна причина - это изменение жизненных ценностей, родители порой не придают значение чтению и поэтому утрачиваются традиции семейного чтения. В результате чего чтение детских книжек замещается мультфильмами, компьютерными играми и т.п.
Тем не менее, как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение[5]
Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте [3]
В нравственном воспитании творения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства, эмоции и действия ребенка. Они ярко, эмоционально насыщенно влияют на детей, и тем самым вызывая в них самые разные чувства, что способствует формированию у них нравственных качеств. Детей увлекают захватывающие сюжеты и образы главных героев, они видят их достоинства и недостатки, их черты характера и качества, а также следят за тем как плохо влияют на персонажей отрицательные качества и поступки. Все это уводит детей в «книжное путешествие» и помогает прийти к истокам нравственности, с помощью чего у детей формируются нравственные понятий и чувства, и они хотят подражать главным героям, быть хорошими и поступать только правильно, и воздерживаться от отрицательных поступков.
Выбор произведении для чтения очень большой, писатели прошлого и настоящего создали настоящие литературные шедевры о проявлениях всех нравственных качеств.
Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливого Федора («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского.
Художественные творения сильно воздействуют на детей, вызывая сильны чувства, например, любви, уважения к честным, добрым и правдивым людям, и наоборот вызывают чувства неприятия к плохим поступкам людей.
Конечно следует сразу заменить, что сами переживания детей по поводу поступков главных героев или размышления о каких-либо поступках сверстников, не превратятся в устойчивые черты личности детей. Нужно создать такие условия чтобы переживания не остались лишь переживаниями, а заставило детей захотеть поступать так как поступает главный герой. Задача же педагога в условиях детского учреждения создать условия и организовать жизнь детей так, чтобы у ребенка появилась и сформировалась потребность в этом.
Начинающие и тем более опытные педагоги при развитии, укреплении и формировании нравственных качеств всегда в своей работе используют художественную литературу - стихи, рассказы, сказки и т.д. Они не навязывают моральную оценку хорошего поступка главного героя, а дают ребенку самому оценить поступки персонажа, и дать оценку его качествам.
Стоит заменить что художественные творения - это прежде всего человекознание и в тоже время - самопознание себя. Ребенок познает себя в окружающем мире. Познает себя через других людей - героев книг. [8]
Это ведь очень хорошо и замечательно если литературное произведение характеризуется созвучными детству отличительными особенностями: постоянное движение сюжета, изменчивость ситуаций, процесс непрекращающегося обновления картин жизни. Ведь если детям читается детская книга, и она, к тому же, отвечает готовности ребенка к подобным положительным поступкам, то это само совершенство - в душе ребенка будет совершаться переворот, рождаться новое, ценное нравственное чувство.
Даже недостаточное нравственные чувства некоторых детей, с помощью книг, педагогического таланта воспитателя могут изменится и расти.
Когда ребенок читает книгу он становится соучастником: исторических фактов, событий, отношений, выраженных в образах увлекательных героев. Все это завораживает маленького читателя или слушателя, и он ставит себя на место этого героя. В его иллюзиях он чувствует себя главным персонажем всех действий. Поэтому с помощью книг появляется уникальная воспитательная сила, которая помогает юным читателям открыть путь к нравственности и вызвать хорошие и добрые эмоции, поступки и т.п.
Педагоги создают условия для усвоения положительного нравственного опыта, подбирают литературу по возрасту и тематике.
В старших группах воспитатель уже шире применяет метод объективной оценки. Педагог уже сдержаннее оценивает детей, и всегда подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка и ответственность перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, воспитатель учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, способность почувствовать и осмыслить поступки, а также выразить свои размышления на основе прочитанных произведений художественной литературы.
Главная задача детского образовательного учреждения по мнению Л.М. Гурович, заключается в том, что детский сад подготавливает ребенка к длительному обучению в школе. Дети, покидая детский сад имеют обширный багаж литературных знаний, прежде всего литературную начитанность, культурные и нравственные представления, а также знают разнообразие жанров (сказка, загадка, небылица, пословица, рассказ и др.) Дети знакомятся с великими писателями как русской, так и зарубежной классики.
В литературной образование детей должно входить - знакомство с писателями и поэтами, с народным творчеством, с книгами и иллюстрациями в них, тем самым расширяя их знания и представления.
План работы по подготовке воспитателя к любому занятию:
1. Выбор методов работы с книгой
2. Определение воспитательных и литературных задач
3. Умение заинтересовать детей и направить их деятельность в нужное русло.
4. Подготовка детей к такому занятию (спокойная обстановка, четкая организация детей, эмоциональная атмосфера)
5. Сначала идет вводная беседа о книге (например, о детстве писателя, может быть о случае из жизни и это все подготовит детей к восприятию произведения)
6. Показ детям рисунков из книги и их осмысление до прочтения произведения.
А основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:
- Выставки книг (уголок книг), создание библиотеки в группе.Такая форма работы позволяет улучшить восприятие детей литературных творений. Занятие по обсуждению книг, рассматриванию иллюстрации, починке книг может происходить при групповых занятиях в определенные даты, например, это может быть день рождения поэта, писателя или сказочника. Для детей старшей группы или подготовительной можно подготовить более разносторонний книжный уголок. Здесь на выбор уже многообразие жанров. Конечно, книги побираются с учетом интересов детей.
- Чтение литературных произведений на занятии. Метод заключается в том, что воспитатель читает произведение по книге или наизусть. Идет дословный рассказ текста. Воспитатель старается сохранить язык автора, передать все оттенки мыслей автора и воздействовать на ум и чувства воспитанников.
Большая часть произведений читается по книге, большие творения в сокращенной форме. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям соответствует и такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым заключена в его эмоциональной насыщенности. Существует прием повторности чтения.
Небольшое произведение, которые вызвало сильный интерес у слушателей можно повторить тут же еще 1-2 раза, а если произведение большое, то зачитать понравившиеся отрывки, которые наиболее значимы и ценны для воспитательного процесса. Когда первый раз прочитывается стихотворение или рассказ дети обычно остаются под сильным впечатлением, начинают обменивать репликами и конечно же просят почитать еще. Воспитатель должен поддержать разговор, напомнить ряд ярких эпизодов, затем прочитать произведение второй раз и параллельно рассмотреть все иллюстрации. В этом случае большое значение имеют книги, которые несут моральное содержание.
- Рассказывание воспитателя. Метод заключается в свободные передачи текста, возможна перестановка слов, их замена и толкование. Рассказывание привлекает большое внимание детей и лучше помогает понять нравственные представления. План рассказа имеет следующую структуру - выбирается два-три основных пункта и идет последовательное изложение. Воспитатель задает вопросы детям, отвечает на вопросы детей.
Таким образом, дети знакомятся со многими сказками и интересными рассказами.
- Инсценирование. Это вторичный способ ознакомления детей с литературными произведениями, закреплением нравственных норм и формированием чувств. Например, воспитатель повторяет уже знакомый детям рассказ с использованием игрушек, т.е с использованием наглядного материала; иногда детям показывают видеофильмы, мультфильмы и телепередачи.
- Инсценирование (как спектакль) Когда дети хорошо знают текст можно разучить с ними роли. Виды инсценировок:
- спектакль или игра-драматизация
- кукольный театр
- театрализованное выступление и тд. Педагог готовит сценарий, берет самые важные отрывки из произведения.
- Заучивание наизусть. Детям раздаются стихотворения или короткие отрывки из произведения, воспитатель ставит перед ними задачу заучить текст, конечно здесь нужно хорошо подобрать жанр и ориентироваться на возраст детей. Такой метод позволяет развить умственные способности, научиться выразительно, воспроизводить произведение, с помощью этого у ребенка развиваются его способности и нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.
- Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ.
Данные приемы идут в комплексе. Беседа в основном строиться по вопросам, которые позволяют узнать эмоциональное отношение детей к происходящим событиям и главным героям. Например, «Кто вам больше понравился?» Эти вопросы помогают выявить основной смысл произведения. Вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно? «Почему им было весело?» и тому подобные; вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту.
- Рассматривание иллюстраций к литературному произведению и беседа по иллюстрациям. Этот прием идет как дополнение к чтению или рассказыванию произведения. После того как рассказ прочтен можно провести занятие по рассматриванию иллюстрации. Чтобы дети поняли картинку нужно помочь им выделить главное в ней. В основном главными на картинке являются персонажи или значимые события. Также здесь помогут наводящие вопросы: «Что ты читал об этой картинке? Что автор книги писал об этом?» При этом будет задействован мыслительный процесс детей. Данные вопросы должны требовать от детей анализа, сравнение и обобщение основного содержание произведения и иллюстраций к нему. С помощью этого у детей происходит формирование новых понятий, образов, т.е появляются нужные знания, нравственные, социально значимые представления. [1]
Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. [2]
- Рассматривание картины. Данный прием помогает детям уточнить свои представления о различных образах, углубить свое понимание данных событий и явлений жизни. Данная методика уже была рассмотрена, когда описывался метод рассматривания иллюстрации и картинок.
Основной прием на таком занятии - вопрос. Употребляются разные формы вопросов: для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? и другие. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает?
Конечно каждое образовательное учреждение использует различные методы работы с литературными произведениями и различные виды деятельности. Но все они всегда направлены на одни и те, же задачи помочь детям передать свое отношения к рассказам, сказкам, стихам и поэтому можно также использовать литературные произведения при занятии рисования или лепки. Также можно задать детям задание на то, чтобы они придумали продолжение сказки, стиха или рассказа, также проводятся всевозможные литературные концерты и утренники, для детей старшей группы.
Например, при обучении детей самостоятельному рассказыванию и культуре поведения в большом коллективе проводится сюжетно-ролевая игра «Выставка автомашин». За неделю до тематического занятия педагог спрашивает у воспитанников, были ли они на выставке, а потом предлагает организовать в группе данную выставку. Конечно, детей к выставке нужно подготовить, он предлагает им роли экскурсоводов или экскурсантов.
В этот же день воспитатель вместе с детьми осматривает все автомобиле имеющиеся в группе. Привлекает внимание к одной из моделей, просит какого-нибудь ребенка составить ее описание. В следующие дни, под присмотром воспитателя и конечно с разрешением хозяев другой группы дети выбирают в соседней группе экземпляры, которые им подходят. Думают, как их описать. После этого набирается группа экскурсоводов, которые будут рассказывать о машинах. Дружно и ответственно дети рассматривают модели автомобилей. Воспитатель задает им вопросы, узнает все ли понятно. После этого таким же способом формируется другая группа - экскурсанты. Занятие - дети сидят в полукруге, а в центре размещена выставка из машин. Внимание, всем присутствующем здесь! Сегодня в нашей группе открывается необычная и интересная выставка. Наши экскурсоводы расскажут вам о автомобилях. Дальше идут рассказы детей о автомобилях. Задаются вопросы. В заключении: Воспитатель предлагает всем подойти к своему экспонату, а все желающие задают вопросы. Все происходит как на настоящей выставке.
Занятия можно проводить на любые темы, можно опросить детей и узнать, что им больше всего интересно.
Заключение
Мы рассмотрели различные формы и методы работы с художественной литературой и можно сделать вывод, что с помощью произведений художественной литературы открываются широкие возможности для воспитания нравственных чувств у дошкольников.
Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Выводы
Нравственность - это главное понятие в воспитание, эта такая форма поведения и сознание, а также вид отношений. В детском дошкольном возрасте воспитание у дошкольников нравственных качеств выходит на первый план. У них должны сформироваться нормы и навыки поведения в коллективе, нравственные чувства, которые будут основаны на гуманизме и положительном поведении во всех видах детской деятельности. При формировании этих чувств, нужно неизменно использовать следующие педагогические принципы (единство всех требований, единство воздействия на личность, систематичность и последовательность, требовательность, разумность и индивидуальный подход к каждому ребенку).
Нравственное воспитание дошкольников в детском саду должно быть в первую очередь направленно на формировании и развитии у них таких нравственных чувств как - чуткость и любовь к близким людям, доброта, отзывчивость, уважение ко всем людям, любовь к родине, трудолюбие, отзывчивость и сочувствие в беде, сопереживание и сострадание, а также нужно воспитывать в детях навыки культурных отношений в обществе.
Но стоит конечно заметит один важный момент, сами по себе нравственные чувства и моральные отношения у детей не возникнут, даже при соблюдении всех педагогических принципов, они должны быть связаны с деятельностью педагога и детей. Поэтому детям нужно не только показывать на примерах как себя правильно вести, как выражать свои чувства и т.д., а активно включать дошкольников в деятельность по познанию детской художественной литературы, с помощью всевозможных методов, приемов, которые существуют в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.
Литература
1. Гербова, В.В. Методика развития речи у дошкольников [Текст]/ В.В. Гербова - М., «Просвещение», 1985.
2. Гегель, В.Ф. Эстетика. Сочинения (в 2-х томах) [Текст]/ В.Ф. Гегель - М., «Просвещение», 1980.
3. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52
4. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
5. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
6. Кон, И. С. Словарь по этике [Текст]/ Кон И.С - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
7. Мотоева Л.Л. Статья на тему воспитания доброты у дошкольников [Текст]/ Мотоева Л.Л. дата публикации 14.09.2014
8. Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья о влиянии художественной литературы на формирование доброты у дошкольников. Для педагогов и родителей....
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботи...
СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"
Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...
Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"
презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...