Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
Василенко Татьяна Александровна,
Воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок»
город Лянтор, Сургутский район ХМАО Югра
Концепция дошкольного воспитания гласит: «В детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.
Сегодня крайне необходимо пересмотреть подходы к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Краеведческий материал призван способствовать формированию у детей расширению кругозора и развитию познавательных интересов и способностей, содействию творческой самодеятельности дошкольников, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования воспитательного процесса.
Таким образом, формами краеведческой работы при патриотическом воспитании детей являются:
• Целевые прогулки, например, по улицам, носящим имена старожилов города, в сочетании с экскурсионной беседой руководителя Музейной комнаты детского сада.
• Экскурсии к памятным местам. Такую экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
• Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о родном крае, о народах, живущих в нашем округе. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов.
• Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о знаменитых земляках, о народах населяющих наш край.
• Проведение театрализаций и занятий по изобразительной деятельности.
• Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
• Встречи со старожилами, людьми, изучающими историю нашего края и России.
• Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Музей в ДОУ является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности детей в процессе сбора, исследования, обработки и оформления– источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность… Такой музей призван способствовать формированию у детей патриотизма, интернационализма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию активности ребенка, овладению ими практическими навыками поисковой исследовательской деятельности, служить целям учебно-воспитательного процесса».
Список литературы:
- Измайлов. А Э. Народная педагогика. - М.: Педагогика, 1991. – 350 с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М.: Аркти, 2004. – 80с.
- Рыжова Н.А. Мини – музей в детском саду как формы работы с детьми и родителями. –М.: Педагогический университет, «Первое сентября»,2010. -96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...
«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИРОДЕ МАЛОЙ РОДИНЫ
Методическая разработка: результаты работы....
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботи...
Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»
Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии с принципами личностно - ори...
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...