Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 29 «У Лукоморья»
Воспитатель: Пикулина Л.И.
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они дошкольникам?
Уже в 2 года дети интересуются явлениями общественной жизни, а именно, проявляют интерес к семье, детскому саду, труду взрослых. Поэтому особое внимание нужно обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом. Также важно показать детям, что в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. В этом возрасте детям только напоминают название города и рассказывают о том, как красива улица, на которой находится детский сад. У детей пробуждается интерес к труду близких взрослых (мама, папа) и взрослых, заботящихся о них в детском саду, поэтому детям рассказывают о том, что мама трудолюбивая, заботливая и т. д., обращают внимание на труд младшего воспитателя.
В 3 года продолжается работа по формированию представлений о семье. Дети приучаются называть некоторых работников детского сада по имени отчеству, по имени своих сверстников. Продолжается работа по ориентировке в дошкольном учреждении. Совершая прогулку по улице, где расположен детский сад, необходимо подвести детей к пониманию того, что в нашем городе много улиц и домов. Обогащаем представления детей о труде близких взрослых, называем профессии (медицинская сестра, повар, воспитатель).
В 4 года детям необходимо уже иметь постоянные обязанности дома, чтобы чувствовать себя полноценными членами семьи (позвонить бабушке, накрыть на стол, полить цветы и т. д.), дети получают первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын-родителям, внук-бабушке, дедушке, брат-сестре; мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки). Продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. Необходимо детям давать поручения сходить в медицинский, методический кабинет, напоминать, как зовут работников; что необходимо сказать при встрече. Целесообразно беседовать с детьми о том, нравится ли им в детском саду, что именно нравится (не нравится, кто заботится о детях, кого из взрослых они знают). С целью формирования элементарных представлений о социуме провести целевую прогулку «Что такое улица», обращая внимание на ее составляющие (дома с 2 сторон, тротуар, проезжая часть или мостовая, вспомнить название улицы, где расположен детский сад, почему она так названа; побеседовать о родном городе (название, какие достопримечательности в нем есть, рассмотреть иллюстрации и картинки). Рассказывают детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину; напомнить, что в нашей стране отмечают 23 февраля – День защитников Отечества; познакомить с родами войск.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется интерес к своей родословной: дети рассказывают о членах своей семьи (называют ФИО родственников, знакомятся с родственными отношениями; совместно с родителями изображают генеалогическое древо и определяют своего места на нем и т. п.).
В этом возрасте детям дают понятие «Хозяйство семьи» (вести его должны все члены семьи, у каждого свое маленькое хозяйство, обязанности по дому).
Одним из средств воспитания чувства патриотизма является формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.
Дети, общаясь с природой, наблюдая красоту жизни во всех проявлениях, учатся бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них, учатся восхищаться природой. Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Вышли дети весной на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки: это ночью ветер сдул с деревьев чешуйки почек. Рассматриваем веточку и придумываем весеннюю сказку. «Зимой спали в теплых шубках маленькие листики. Проснулись они от тёплого солнца, начали быстро расти. Тепло им стало в домиках. Сбросили они чешуйки и потянулись к солнцу. Чешуйки заблестели и заулыбались, они сделали хорошее дело. Они сберегли листики от холода, а теперь лёгкий весенний ветерок играет с ними».
Утром, встречая детей и вечером, провожая, не упускаем случая, обратить внимание на удивительное солнце, которое не только будит всё живое, но и умеет раскрашивать небо в разные цвета: красные, жёлтые и розовые.
Осенью мы с детьми собираем листья, цветы, сушим их, затем дети создают красивые картины. Шишки и семена используем для поделок к маленьким лесным сказкам.
К нашим делам приобщаем и родителей. Семейные прогулки и экскурсии способствуют духовному родству взрослых и детей, укрепляют семью. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея в центре города, и живописная тропинка у реки.
Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Совместная беседа, чтение стихотворений, особенно, любимыми родителями делает жизнь детей эмоционально богаче.
Особую значимость в патриотическом воспитании детей приобретает обращение к Государственной символике России. Чтобы суметь донести до детей значение и содержание символики РФ, мы педагоги сами должны владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приёмы, знать содержание государственных законов, касающихся символики России. Образовательную деятельность с детьми стараемся организовать так, чтобы детям было интересно.
Первоначально знакомим детей с основными неофициальными символами РФ (русская береза, ромашка, царь-солнце, матрешка, отчий дом). Рассказ сопровождаем
показом иллюстраций по теме, показом предметов декоративно-прикладного искусства, чтением стихотворений, отгадыванием загадок, слушаем русские народные песни и хороводы.
Знакомим детей с символикой России в определённой последовательности, от простого к сложному:
«Государственный флаг России», «Государственный гимн России», «Москва»,
«Государственный герб России».
Такая последовательность наиболее целесообразна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. С изображением флага дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т. д.
При знакомстве с флагом России детям необходимо запомнить цвета и их расположение, для быстрого запоминания предлагаем такое четверостишие:
Белая берёзка,
Синий неба цвет.
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Рассказываем, что обозначают цвета: красный цвет символизирует отвагу, героизм, огонь, красоту; синий - небо, целомудрие, верность; белый - мир, чистоту, благородство.
Далее знакомим детей с гимном России. Вместе с детьми анализируем слова и музыку, и обязательно обращаем внимание детей на достойное поведение при исполнении гимна.
Рассказывая легенды, о Юрии Долгоруком и Георгии Победоносце, знакомим детей с Москвой, слушаем песню О. Газманова «Москва», используем демонстрационный материал (вид Красной площади, памятник Ю.Долгорукому, Кремль...).
Знакомя с Гербом России, обращаем внимание детей на двуглавого орла, дети рассматривают крылья птицы, рассуждают о том, на что они похожи, что символизируют. Объясняем детям значение трёх корон, перевитых лентой (символ трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной). Постепенно, накапливаем знания детей, закрепляем их в свободное от занятий время, используя дидактические игры «Разрезные картинки», «Узнай наш флаг», «Скажи, какая?», «Продолжи», «Дорисуй» и др.
Детей подводим к выводу: любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею. Постоянно говорим о том, что дети могут сделать для своей малой Родины, прежде всего – это бережно относиться ко всему, что окружает.
Основная цель педагога - воспитание у детей уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам РФ.
Воспитывая у детей чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживая интерес к прошлому, мы воспитываем будущих патриотов своей страны, воспитываем будущее России.
Литература:
И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...
«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.
Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....
Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки
Изучение народной культуры помогает не только более глубокому осмыслению полученных знаний, но и формирует в детях национальное самосознание...
Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»
Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии с принципами личностно - ори...
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...