Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Пикулина Людмила Ивановна

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 29 «У Лукоморья»

Воспитатель: Пикулина Л.И.

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они дошкольникам?

Уже в 2 года дети интересуются явлениями общественной жизни, а именно, проявляют интерес к семье, детскому саду, труду взрослых. Поэтому особое внимание нужно обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом. Также важно показать детям, что в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. В этом возрасте детям только напоминают название города и рассказывают о том, как красива улица, на которой находится детский сад. У детей пробуждается интерес к труду близких взрослых (мама, папа) и взрослых, заботящихся о них в детском саду, поэтому детям рассказывают о том, что мама трудолюбивая, заботливая и т. д., обращают внимание на труд младшего воспитателя.

В 3 года продолжается работа по формированию представлений о семье. Дети приучаются называть некоторых работников детского сада по имени отчеству, по имени своих сверстников. Продолжается работа по ориентировке в дошкольном учреждении. Совершая прогулку по улице, где расположен детский сад, необходимо подвести детей к пониманию того, что в нашем  городе много улиц и домов. Обогащаем представления детей о труде близких взрослых, называем профессии (медицинская сестра, повар, воспитатель).

В 4 года детям необходимо уже иметь постоянные обязанности дома, чтобы чувствовать себя полноценными членами семьи (позвонить бабушке, накрыть на стол, полить цветы и т. д.), дети получают первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын-родителям, внук-бабушке, дедушке, брат-сестре; мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки). Продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. Необходимо детям давать поручения сходить в медицинский, методический кабинет, напоминать, как зовут работников; что необходимо сказать при встрече. Целесообразно беседовать с детьми о том, нравится ли им в детском саду, что именно нравится (не нравится, кто заботится о детях, кого из взрослых они знают). С целью формирования элементарных представлений о социуме провести целевую прогулку «Что такое улица», обращая внимание на ее составляющие (дома с 2 сторон, тротуар, проезжая часть или мостовая, вспомнить название улицы, где расположен детский сад, почему она так названа; побеседовать о родном городе (название, какие достопримечательности в нем есть, рассмотреть иллюстрации и картинки). Рассказывают детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину; напомнить, что в нашей стране отмечают 23 февраля – День защитников Отечества; познакомить с родами войск.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется интерес к своей родословной: дети рассказывают о членах своей семьи (называют ФИО родственников, знакомятся с  родственными отношениями; совместно с родителями изображают генеалогическое  древо и определяют  своего места на нем и т. п.).

В этом возрасте детям дают понятие «Хозяйство семьи» (вести его должны все члены семьи, у каждого свое маленькое хозяйство, обязанности по дому).

Одним из средств воспитания чувства патриотизма является формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Дети, общаясь с природой, наблюдая красоту жизни во всех проявлениях, учатся бережно и чутко относиться к растениям   и   животным,   заботиться   о   них,   учатся   восхищаться природой.   Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Вышли дети весной на прогулку и сразу заметили на земле коричневые  маленькие чешуйки:  это  ночью  ветер сдул  с деревьев чешуйки почек. Рассматриваем веточку и придумываем весеннюю сказку. «Зимой спали в теплых шубках маленькие листики. Проснулись они от тёплого солнца, начали быстро расти. Тепло им стало в домиках. Сбросили они чешуйки и потянулись к солнцу. Чешуйки заблестели и заулыбались, они сделали хорошее дело. Они сберегли листики от холода, а теперь лёгкий весенний ветерок играет с ними».

Утром, встречая детей и вечером, провожая, не упускаем случая, обратить внимание на удивительное солнце, которое не только будит всё живое, но и умеет раскрашивать небо в разные цвета: красные, жёлтые и розовые.

Осенью мы с детьми собираем листья, цветы, сушим их, затем дети создают красивые картины. Шишки и семена  используем для поделок к маленьким лесным сказкам.

К нашим делам приобщаем и родителей. Семейные прогулки и экскурсии способствуют духовному родству взрослых   и   детей,   укрепляют   семью. Постепенно от прогулки к прогулке, от  экскурсии  к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины. Это и аллея в центре города, и живописная тропинка у  реки.

Всё это закладывает первые  основы патриотизма.

  Совместная  беседа,   чтение   стихотворений,   особенно, любимыми родителями делает жизнь детей эмоционально богаче.

Особую   значимость   в   патриотическом   воспитании   детей   приобретает   обращение   к Государственной символике России. Чтобы суметь донести до детей  значение   и   содержание  символики  РФ,  мы педагоги  сами  должны  владеть  необходимым минимумом   информации,   подобрать   интересные   методические   приёмы,   знать   содержание государственных законов, касающихся символики России. Образовательную деятельность с детьми стараемся организовать так, чтобы детям было интересно.

Первоначально знакомим детей с основными неофициальными символами РФ (русская береза, ромашка, царь-солнце, матрешка, отчий дом). Рассказ сопровождаем

показом  иллюстраций  по теме,   показом   предметов  декоративно-прикладного  искусства,  чтением стихотворений, отгадыванием загадок, слушаем русские народные песни и хороводы.

Знакомим детей с символикой России в определённой последовательности, от простого к сложному:

«Государственный флаг России», «Государственный гимн России», «Москва»,

«Государственный герб России».

Такая последовательность наиболее целесообразна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. С изображением флага дети встречаются наиболее часто:  на улицах,  на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т. д.

При знакомстве с флагом России детям необходимо запомнить цвета и их расположение,  для быстрого запоминания предлагаем такое четверостишие:

Белая берёзка,

Синий неба цвет.

Красная полоска

Солнечный рассвет.

 Рассказываем, что обозначают цвета: красный цвет символизирует отвагу, героизм, огонь, красоту; синий - небо, целомудрие, верность; белый - мир, чистоту, благородство.

 Далее знакомим детей с гимном России.  Вместе с детьми  анализируем слова и музыку, и обязательно обращаем внимание детей на достойное поведение при исполнении гимна.

Рассказывая легенды, о Юрии Долгоруком и Георгии Победоносце,  знакомим детей с Москвой, слушаем песню О. Газманова «Москва»,  используем демонстрационный материал (вид Красной площади, памятник Ю.Долгорукому, Кремль...).

 Знакомя с Гербом России,  обращаем внимание детей на двуглавого орла, дети рассматривают крылья птицы, рассуждают о том, на что они похожи, что символизируют. Объясняем детям значение трёх корон,  перевитых лентой  (символ  трёх  ветвей  власти -  исполнительной,  законодательной  и судебной). Постепенно, накапливаем знания детей, закрепляем их в свободное от занятий время, используя дидактические игры «Разрезные картинки», «Узнай наш флаг», «Скажи, какая?», «Продолжи», «Дорисуй» и др.

Детей подводим к выводу: любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею. Постоянно говорим о том, что дети могут сделать для своей малой Родины, прежде всего – это бережно относиться ко всему, что окружает.  

Основная цель педагога - воспитание у детей уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам РФ.

Воспитывая у детей чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживая интерес к прошлому, мы воспитываем будущих патриотов своей страны, воспитываем будущее России.

Литература:

И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.

М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...

«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....

Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки

Изучение народной культуры помогает не только более глубокому осмыслению полученных знаний, но и формирует в детях национальное самосознание...

Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»

Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии  с принципами личностно - ори...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...