План работы факультатива «Умелые ручки»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
План работы факультатива «Умелые ручки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_srednyaya_gruppa.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Утверждаю: _______
Зав.МКДОУ детский сад №6
Л.Е. Гладкова
План
работы факультатива
«Умелые ручки»
в средней группе №3
на 2018 – 2019 учебный год.
Воспитатели:
Палагина Т.В.
Ткаченко О.Ю.
2018г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача педагогов и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Цель:
Основная цель – художественно-эстетическое образование в изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи
- Учить детей наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
- Продолжать знакомить со свойствами материалов.
- Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, творческой фантазии.
- Развивать мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук, умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
- Способствовать развитию конструктивной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь товарищу.
Организационно – методическое обеспечение:
Занятия проводятся с группой детей один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.
Предполагаемый результат:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
- Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости.
Перспективно-тематический план
месяц | Тема занятия | Техника | Образовательные задачи | Материал |
Сентябрь | «Яблочко» | Обрывная аппликация | Продолжать развивать умение отрывать и приклеивать маленькие квадратики (кусочки) цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними. | ½ листа бумаги с изображением контура яблока, цветная бумага, клей, кисти, салфетки по количеству детей. |
«Грибок» | Аппликация из крупы | Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ½ листа бумаги с изображением контура гриба, крупа, клей, кисти, салфетки по количеству детей. | |
«В саду много ягод и цветов» (коллективная работа). | Аппликация из бумажных комочков | Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. | Бумага большого формата с изображением сада, цветные бумажные салфетки, клей, кисти. | |
«Овечка» | Аппликация из ваты | Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ½ листа бумаги с изображением контура овечки, клей, кисти, вата, салфетки по количеству детей. | |
Октябрь | «Стенгазета ко дню пожилых людей» (коллективная работа) | Аппликация из разных материалов | Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким. | Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д. |
«Гроздь винограда» | Рисование пальчиками | Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый), закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда. | ½ листа бумаги с изображением кисти винограда, гуашь, салфетки по количеству детей. | |
«Листик» | Обрывная аппликация | Продолжать учить детей намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ½ листа бумаги с изображением контура кленового листа, цветная бумага, клей, кисти, салфетки по количеству детей. | |
«Морковка» | Аппликация из ниток | Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи. | ½ листа картона, заготовка моркови, шерстяные нитки, клей, кисти, салфетки по количеству детей. | |
Ноябрь | «Спортом будем заниматься» | Аппликация из бумаги | Формировать умение чертить прямые линии с помощью линейки по заданным точкам, из вырезанных геометрических фигур составлять фигуру спортсмена, расположив по центру листа. | Фоновая основа - белый картон А4, квадратный лист цветной бумаги, линейка, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, салфетка по количеству детей. |
«Красная шляпка -белая ножка» | Аппликация из пластилина | Раскрашивать с помощью пластилиновых шариков, одинакового размера, заготовку, передавая соответствующие цвета мухомора. Развивать усидчивость, глазомер. | Распечатка, пластилин, доска по количеству детей. | |
«Веточка рябины» | Аппликация из бумажных комочков | Продолжать развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. | ½ листа бумаги с изображением веточки рябины, бумажные салфетки оранжевого или красного цвета, клей, кисти, салфетки по количеству детей. | |
«Печенье» | Лепка из соленого теста | Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | Кисти, гуашь, стаканчики с водой, заготовки из теста по количеству детей. | |
«Стенгазета ко дню матери» (коллективная работа) | Аппликация из разных материалов | Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким. | Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д. | |
Декабрь | «Волшебный лес» | Рисование поролоном | Познакомить детей с новым способом рисования поролоном. Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле. | Лист бумаги с изображением леса, гуашь белого цвета, поролон по количеству детей. |
«Елочный шар» | Рисование восковыми мелками и акварельными красками | Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение. | Вырезанные из бумаги круги, восковые мелки, акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой. | |
«Украшение ёлочки бусами» | Рисование пальчиками и ватными палочками | Учить рисовать бусы пальчиками и ватными палочками. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Ёлочки из зелёной бумаги, гуашь цветная, ватные палочки по количеству детей. | |
«Новогодний декупаж» | Аппликация в технике декупаж | Учить наносить фрагменты салфеток на основу (тарелка, шар и др.). Развивать творческие способности, воображение, композиционные умения детей. | Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки по количеству детей. | |
Январь | «Варежки» | Обрывная аппликация | Продолжать знакомство с обрывной техникой аппликации. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. | Бумага цветная, картонная основа, вата, клей, кисти, салфетки по количеству детей. |
«Снегири на ветках» | Мозаика из пластилина | Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. | ½ листа картона с изображением контура снегиря на ветке, пластилин, доска. | |
«Котенок» | Пластилинография | Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений. | Пластилин, стеки, дощечки, картон с нарисованным котенком. | |
«Снеговик» | Аппликация из бумаги | Тренировать умение срезать углы, равномерно их закругляя. Составлять композицию, развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук. | Синий картон 1\2 листа, заготовки белого цвета размером 6х6см, 4,5х4,5см, 3х3, 3,5х2см (2 шт.), полоска белая 3х15см, красного цвета 3х3см, ножницы, клей, салфетки по количеству детей. | |
Февраль | «Рыбка» | Обрывная аппликация | Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. | Цветная бумага, картон с заготовкой рыбки, клей, кисточки, салфетки по количеству детей. |
«Матрешки» | Аппликация с элементами рисования | Познакомить детей с разнообразием матрешек. | Картон, цветная бумага, клей, силуэты матрешек, ножницы, простой карандаш, гуашь, кисть, стаканчик с водрй. | |
«Стенгазета ко дню защитника отечества» (коллективная работа) | Аппликация из разных материалов | Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким. | Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д. | |
«Зверюшки из «киндеров» | Поделка из «киндера» | Учить детей делать игрушку из киндеров, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать у детей интерес к данному виду творчества. Развивать воображение. | Разноцветные пластиковые «киндеры», пластилин | |
Март | «Стенгазета к Международному женскому дню» (коллективная работа) | Аппликация из разных материалов | Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким. | Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д. |
«Веточка мимозы» | Рисование | Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к маме. | ½ альбомного листа, гуашь, кисти, стаканчики с водой по количеству детей. | |
«Цветик-семицветик» | Пластилинография | Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. | Контурное изображение цветика на картоне, пластилин, доски. | |
«Сказочная птица» | Объемная аппликация из бумаги | Познакомить с техникой симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации. | Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, кисточка, ножницы, салфетки. | |
Апрель | «Свети, свети, солнышко» | Пластилинография | Продолжать учить примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать тонкие жгутики - лучики. | ½ голубого картона, желтый пластилин, стеки, доска по количеству детей. |
«Веточка вербы» | Аппликация из бумаги | Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами аппликации различными изобразительными материалами (полоски белой и газетной бумаги). | Альбомные листы на каждого ребёнка, полоски белой и газетной бумаги, салфетки, клей белый, ветка вербы. | |
«Ракета» | Аппликация из бумаги | Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких - крылья). Совершенствовать обрывную технику: изображать огонь из сопла ракеты. | Листы бумаги чёрного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки по количеству детей. | |
«Пасхальные яйца» | Аппликация из бумаги | Формировать практические навыки работы с бархатной цветной бумагой, ножницами, клеем, умение работать с шаблонами. Учить элементам декора поделки. | Картон, цветная бумага, бархатная бумага, ножницы, клей, салфетки по количеству детей. | |
Май | «Стенгазета ко дню Победы» | Аппликация из разных материалов | Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким. | Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д. |
«Цыпленок» | Аппликация из пшена | Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. | ½ листа бумаги с изображением контура цыплёнка, пшено, клей, кисти, салфетки по количеству детей. | |
«Ёж» | Аппликация из шерстяных ниток | Продолжать учить правилам работы с клеем, нитками. Развивать композиционные умения. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | ½ листа бумаги с изображением контура ежа, шерстяные нитки, клей, кисти, салфетки по количеству детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.
Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...
Тематическое планирование факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста
Разработана система занятий по ведению факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...
План работы факультатива " Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы
План работы факультатива" Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы...