План работы факультатива «Умелые ручки»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Ткаченко Ольга Юрьевна

План  работы факультатива «Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_srednyaya_gruppa.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

                                                                                                                                     

                                                                                                             Утверждаю: _______

Зав.МКДОУ детский сад №6

                                                                       Л.Е.  Гладкова

План

работы факультатива

«Умелые ручки»

в средней группе №3

на 2018 – 2019 учебный год.

                                               

                                           Воспитатели:

                                                                                          Палагина Т.В.                                              

                                                                                                  Ткаченко О.Ю.

2018г.

Пояснительная записка

 Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики  согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом,  или красками, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача педагогов и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Цель:

Основная цель – художественно-эстетическое образование в изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи

  1. Учить детей наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
  2. Продолжать знакомить со свойствами материалов.
  3. Способствовать выработке навыков работы с различными  материалами, творческой фантазии.
  4. Развивать мышление, воображение, внимание,  мелкую моторику рук, умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
  5. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
  6. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
  7. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь товарищу.

Организационно – методическое обеспечение:

Занятия проводятся с группой детей один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.

Предполагаемый результат:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

  1. Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  2. Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  3. Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости.

Перспективно-тематический план

месяц

Тема занятия

Техника

Образовательные задачи

Материал

Сентябрь

«Яблочко»

Обрывная аппликация

Продолжать развивать умение отрывать и приклеивать маленькие квадратики (кусочки)  цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

½ листа бумаги с изображением контура яблока, цветная бумага, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«Грибок»

Аппликация из крупы

Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

½ листа бумаги с изображением контура гриба, крупа, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«В саду много ягод и цветов» 

 (коллективная работа).

Аппликация из бумажных комочков

Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы.

Бумага большого формата с изображением сада, цветные бумажные  салфетки, клей, кисти.

«Овечка»

Аппликация из ваты

Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

½ листа бумаги с изображением контура овечки, клей, кисти, вата, салфетки  по количеству детей.

Октябрь

«Стенгазета ко дню пожилых людей» (коллективная работа)

Аппликация из разных материалов

Учить детей работать  сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать  уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким.

Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д.

«Гроздь винограда»

Рисование пальчиками

Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый), закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда.

½ листа бумаги с изображением кисти винограда, гуашь, салфетки по количеству детей.

«Листик»

Обрывная аппликация

Продолжать учить детей намазывать клеем небольшой участок рисунка и       приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

½ листа бумаги с изображением контура кленового листа, цветная бумага, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«Морковка»   

Аппликация из ниток

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона с добавлением пряжи.

½ листа картона,  заготовка моркови, шерстяные нитки, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

Ноябрь

«Спортом будем заниматься»

Аппликация из бумаги

Формировать умение чертить прямые линии с помощью линейки по заданным точкам, из вырезанных геометрических фигур составлять фигуру спортсмена, расположив по центру листа.

Фоновая основа - белый картон А4, квадратный лист цветной бумаги, линейка, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, салфетка по количеству детей. 

«Красная шляпка -белая ножка»

Аппликация из пластилина

Раскрашивать с помощью пластилиновых шариков, одинакового размера, заготовку, передавая соответствующие цвета мухомора. Развивать усидчивость, глазомер.

Распечатка, пластилин, доска по количеству детей. 

«Веточка рябины»

Аппликация из бумажных комочков

Продолжать развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины.

½ листа бумаги с изображением веточки рябины, бумажные  салфетки оранжевого или красного цвета, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«Печенье»

Лепка из соленого теста

Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Кисти, гуашь, стаканчики с водой, заготовки из теста по количеству детей.

«Стенгазета ко дню матери» (коллективная работа)

Аппликация из разных материалов

Учить детей работать  сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать  уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким.

Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д.

Декабрь

«Волшебный лес» 

Рисование поролоном

Познакомить детей с новым способом рисования поролоном. Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле.

Лист бумаги с изображением леса, гуашь белого цвета, поролон по количеству детей.

«Елочный шар»

Рисование восковыми мелками и акварельными красками 

Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение.

Вырезанные из бумаги круги, восковые мелки, акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой.

«Украшение ёлочки бусами»

Рисование пальчиками и ватными палочками

Учить рисовать бусы пальчиками и ватными палочками. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Ёлочки из зелёной бумаги, гуашь цветная, ватные палочки по количеству детей.

«Новогодний декупаж»

Аппликация в технике декупаж

Учить наносить фрагменты салфеток на основу (тарелка, шар и др.). Развивать творческие способности, воображение, композиционные умения детей.

Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки по количеству детей. 

Январь

«Варежки» 

Обрывная аппликация

Продолжать знакомство с обрывной техникой аппликации. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. 

Бумага цветная, картонная основа, вата, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«Снегири на ветках»

Мозаика из пластилина

Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге.

½ листа картона с изображением контура снегиря на ветке, пластилин, доска.

«Котенок»

Пластилинография

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.

Пластилин, стеки, дощечки, картон с нарисованным котенком.

«Снеговик»

Аппликация из бумаги

Тренировать умение срезать углы, равномерно их закругляя. Составлять композицию, развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

Синий картон 1\2 листа, заготовки белого цвета размером 6х6см, 4,5х4,5см, 3х3, 3,5х2см (2 шт.), полоска белая 3х15см, красного цвета 3х3см, ножницы, клей, салфетки по количеству детей.

Февраль

«Рыбка»

Обрывная аппликация

Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями.

Цветная бумага, картон с заготовкой рыбки, клей, кисточки, салфетки по количеству детей.

«Матрешки»

Аппликация с элементами рисования

Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.

Картон, цветная бумага, клей, силуэты матрешек, ножницы, простой карандаш, гуашь, кисть, стаканчик с водрй.

«Стенгазета ко дню защитника отечества» (коллективная работа)

Аппликация из разных материалов

Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать  уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким.

Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д.

«Зверюшки из «киндеров»

Поделка из «киндера»

Учить детей делать игрушку из киндеров, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать у детей интерес к данному виду творчества. Развивать воображение.

Разноцветные пластиковые «киндеры», пластилин

Март

«Стенгазета к Международному женскому дню» (коллективная работа)

Аппликация из разных материалов

Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать  уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким.

Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д.

«Веточка мимозы»

Рисование

Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к маме.

½ альбомного листа, гуашь, кисти, стаканчики с водой по количеству детей.

«Цветик-семицветик»

Пластилинография

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.

Контурное изображение цветика на картоне, пластилин, доски.

«Сказочная птица»

Объемная аппликация из бумаги

Познакомить с техникой симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, кисточка, ножницы, салфетки.

Апрель

«Свети, свети, солнышко»

Пластилинография

Продолжать учить примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать тонкие жгутики - лучики.

½ голубого картона, желтый пластилин, стеки, доска по количеству детей.

«Веточка вербы»

Аппликация из бумаги

Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами аппликации различными изобразительными материалами (полоски белой и газетной бумаги).

Альбомные листы на каждого ребёнка, полоски белой и газетной бумаги, салфетки, клей белый, ветка вербы.

«Ракета» 

Аппликация из бумаги

Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких - крылья). Совершенствовать обрывную технику: изображать огонь из сопла ракеты.

Листы бумаги чёрного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки по количеству детей.

«Пасхальные яйца»

Аппликация из бумаги

Формировать практические навыки работы с бархатной цветной бумагой, ножницами, клеем, умение работать с шаблонами. Учить элементам декора поделки.

Картон, цветная бумага, бархатная бумага, ножницы, клей, салфетки по количеству детей.

Май

«Стенгазета ко дню Победы» 

Аппликация из разных материалов

Учить детей работать сообща. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать  уважительное отношение к людям преклонного возраста, вызвать желание сделать приятное своим близким.

Бумага большого формата, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, краски, кисти, фломастеры и т.д.

«Цыпленок»

Аппликация из пшена

Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

½ листа бумаги с изображением контура цыплёнка, пшено, клей, кисти, салфетки по количеству детей.

«Ёж»

Аппликация из шерстяных ниток

Продолжать учить правилам работы с клеем, нитками. Развивать композиционные умения. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

½ листа бумаги с изображением контура ежа, шерстяные нитки, клей, кисти, салфетки по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...

Тематическое планирование факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста

Разработана система занятий по ведению факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

План работы факультатива " Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы

План работы факультатива" Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы...